Маркетологов позвали обратно

10.04.2009
Просмотров: 2074

Компания HeadHunter::Нижний Новгород специально для наших читателей подготовила обзор рынка труда Нижнего Новгорода в сфере маркетинга.

Обзор рынка труда Нижнего Новгорода в сфере маркетинга

Обзор был подготовлен HeadHunter::Нижний Новгород на основе размещенных на сайте HeadHunter (hh.ru) вакансий компаний-работодателей и резюме соискателей. Большой объем информации (более 44 000 вакансий и 3 000 000 резюме), содержащийся в базе, позволяет получать репрезентативные данные.

Анализировались данные за 4 квартал 2008 – 1 квартал 2009 годов.

Структура обзора

1. Динамика размещения вакансий в сфере маркетинга

2. Рейтинг востребованных специальностей

3. Спрос и предложение на маркетинговые специальности

4. Портрет соискателя в сфере маркетинга

5. Распространенные требования к кандидатам

С октября прошлого года мы наблюдали стремительное сокращение вакансий в сфере маркетинга в Нижнем Новгороде, помимо приостановки поиска новых сотрудников, многие компании стремились провести «оптимизацию» персонала, и под сокращение попали как представители административного персонала, так и маркетологи, pr-менеджеры, директоры по развитию и заместители директоров.

7Kb

рис. 1.

Нестабильная экономическая ситуация, банковский кризис и паника среди работодателей в конце 2008 года сменились оптимистичным настроем, в 1 квартале 2009 года компании всерьез задумались кого и зачем они уволили и начали набирать персонал, в том числе маркетологов, что видно из графика 1.

Самый высокий спрос сейчас на менеджеров по маркетингу и менеджеров по рекламе (табл. 1). Если в конце 2008 года компании ринулись снижать издержки, сокращая прежде всего маркетинговые бюджеты, то к концу первого квартала 2009 года ситуация изменилась. Наметился небольшой рост на рынке рекламы и, естественно, вновь возникает потребность в специалистах этой отрасли.

Однако PR-менеджеры востребованы меньше.

Таблица 1. Топ-5 востребованных специальностей

Наименование должности

Средняя заработная плата, предложение, руб.

Средняя заработная плата, ожидание соискателей, руб.

1.

Менеджер по маркетингу*

21300

20300

2.

Менеджер по рекламе

18100

19500

3.

Директор по маркетингу

42000

39400

4.

Аналитик/Исследования рынка

19300

20500

5.

Бренд-менеджер

28200

23300

6.

PR-менеджер

15600

22250

*Лидирующие по востребованности специальности определяются по количеству размещенных на HeadHunter вакансий.

Так как в считанные месяцы «рынок соискателя» превратился в «рынок работодателя», где компании начали диктовать свои условия игры и предъявлять более жесткие требования, снижать зарплатные предложения, рассчитывая в тяжелой экономической ситуации найти хорошего специалиста за меньшие деньги, то HeadHunter решил провести интернет-опрос среди соискателей – готовы ли они снизить свои зарплатные ожидания, чтобы получить работу.

Результаты распределились следующим образом: примерно четверть респондентов выразила готовность умерить свои аппетиты и снизить зарплатную планку, около половины – пока раздумывают, заняли выжидательную позицию, и 29% категорически отказались пересмотреть уровень заработных плат, на который претендуют.

Таблица 2. Результаты опроса соискателей

Ответ

Процент

Готов

23,10%

Пока не готов. Посмотрим, как будут развиваться события

47,9%

Никогда не снижу. Я знаю себе цену

29%

В опросе приняло участие более 8000 соискателей из разных регионов России. (Опрос проходил на сайте hh.ru.)

Из Таблицы 1 видно, что соискатели на вакансии сферы маркетинга (за исключением специальности pr-менеджера) уже снизили свои зарплатные ожидания, и уровень предлагаемых заработных плат выше указываемых соискателями. (В I квартале 2008 года ожидания соискателей по данным специальностям превышали предложения работодателей в среднем на 15-20%.)

Таблица 3. Портрет соискателя в сфере маркетинга, %

Характеристики

Пол

Мужской

35

Женский

65

Возраст

До 22 лет

9,7

22-25

34

26-35

49,5

36-45

5,8

46-55

1

Опыт работы

Более 1 года

59,5

Более 3 лет

28,5

Более 6 лет

12

Как видно из сводной таблицы, наиболее активны в сфере маркетинга представительницы прекрасной половины – 65% против 35% мужчин. В большинстве своем это соискатели в возрасте от 26 до 35 лет – 49,5%.

Как правило, у работодателя есть четкое представление, какого конкретно специалиста нужно найти на конкретную вакансию и, в большинстве случаев, требования к отдельным специальностям у различных компаний совпадают, за исключением пожеланий иметь опыт в конкретной отрасли.

Таблица 4. Функциональные обязанности и требования к специалистам в сфере маркетинга

Специальность

Должностные обязанности

Требования

Директор по маркетингу

1) Разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности;

2) Ценообразование;

3) Разработка ассортиментной политики;

4) Расчет экономических показателей;

5) Планирование трейд-маркетинговых мероприятий;

6) Контроль и анализ эффективности проводимых акций;

7) Руководство отделом маркетинга.

1) Мужчина/женщина, 25-40 лет;

2) Высшее профильное образование;

3) Опыт работы в аналогичной должности не менее года;

4) Знание ассортиментной политики;

5) Знание форм и методов планирования;

6) Знание методов анализа и исследования потребительского спроса и конкурентной среды, методик их оценки, мониторинг цен;

7) Владение видами, формами и механикой маркетинговых активностей;

8) 1С8: Предприятие.

Менеджер по рекламе

1) размещение рекламы в СМИ, онлайн-изданиях

2) заказ и контроль за изготовлением рекламной продукции,

3) контроль за размещением рекламы

4) работа с дизайнерами

5) разработка рекламных кампаний

1) 22-30 лет

2) опыт работы в области рекламы

3) ПК- уверенный пользователь

4) знание графических программ

5) высокая работоспособность

6) коммуникабельность

7) способность к обучению

Менеджер по маркетингу

1) аналитическая деятельность

2) разработка программ стимулирования

3) разработка стратегии продвижения компании

4) мониторинг рынка

5) работа с поставщиками сувенирной продукции

1) опыт аналитической деятельности

2) опыт разработок рекламных стратегий

3) владение MS Office (Excel)

4) владение графическими пакетами CorelDraw, Adobe Photoshop, Illustrator.

5) аналитические способности‚ нацеленность на результат‚ способность к перспективному планированию

6) знание английского языка

Бренд-менеджер

1) развитие и продвижение брендов и марок компании, мониторинг и контроль стратегии бренд-менеджмента и марочной стратегии

2) формирование брэнд-бука

3) Определение тактических планов по продвижению бренда на рынке

4) Анализ рынка и внесение предложений по развитию бренда

1) возраст 25-35,

2) опыт работы по специальности

3) знание отрасли

4) высшее образование (предпочтительно маркетинговое)

PR-менеджер

1) написание пресс-релизов, корпоративных бюллетеней, иных информационных материалов средств массовой информации

2) организация пресс-конференции для СМИ, партнеров

3) работа с корпоративным сайтом

1) Профильное высшее образование

2) Представительная внешность

3) Возраст 25-35 лет

4) Опыт работы не менее года в аналогичной должности

5) английский язык

Обычно работодатели обещают5-ти дневную рабочую неделю, график работы с 9.00 до 18.00, гарантируют соц.пакет и оформление согласно ТК РФ. Бренд-менеджерам работодатели готовы предложить «фриланс». Менеджерам по маркетингу, как правило, обещают корпоративное обучение.

Комментарий Владимира Бора, директора HeadHunter Нижний Новгород: «В ноябре 2008 года собственники бизнеса и ТОП-менеджеры находились в состоянии информационного голода и, по существу, не знали, что будет с рынком. В результате, руководители многих компаний начали действовать из расчета самого пессимистичного сценария развития событий. Многие сотрудники были уволены. Наиболее сильно пострадали сотрудники из сфер административного персонала, HR-департаментов, а также отделов маркетинга, PR и рекламы. Однако, начиная со второй половины января, пришло понимание того, что маркетинг и реклама являются неотъемлемой частью бизнес-процессов, жизненно необходимых для успешной работы многих компаний. Вместе с этим у руководителей появилась возможность нанять квалифицированных специалистов за несколько меньшие деньги, чем это можно было сделать в 2008 году. По нашим данным, более 23% соискателей были готовы снизить свои зарплатные притязания. Таким образом, со второй половины января компании открыли набор на целый ряд маркетинговых позиций. Мы видим, что количество таких вакансий, как «менеджер по маркетингу», «менеджер по рекламе» неуклонно растет из месяца в месяц. Это означает, что компании начинают размораживать маркетинговые и рекламные бюджеты, понимая необходимость мер по продвижению своей продукции или услуг на рынке. Если положительный тренд сохранится, то это может привести к уменьшению безработицы среди работников из сферы маркетинга и рекламы в Нижнем Новгороде.


Источник: Агентство бизнес мониторинга
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.