Без рецепта виноватые

14.04.2009
Просмотров: 4549

Ужесточение требований и недавняя волна проверок в отношении аптек, которые теперь не должны свободно отпускать рецептурные препараты, вызвала сильный резонанс в профессиональном сообществе. Аптеки оказались в ситуации, когда так или иначе виноваты.

Ужесточение требований и недавняя волна проверок в отношении аптек, которые теперь не должны свободно отпускать рецептурные препараты, вызвала сильный резонанс в профессиональном сообществе. Аптеки оказались в ситуации, когда так или иначе виноваты: исполняя закон, они вызывают недовольство своих клиентов и теряют прибыль, а, продолжая работать по-старому, рискуют быть оштрафованными и даже лишиться лицензии.
 
Строгость против самолечения
Действующие правила рецептурного и безрецептурного отпуска лекарств, в нашей стране установлены довольно давно (в 2005-2007 гг.), однако контролировать соблюдение буквы закона чиновники взялись только в этом году. Как известно, Росздравнадзор РФ направил в адрес своих территориальных подразделений, а также медицинских и аптечных учреждений письмо с просьбой не допускать нарушений законодательства и отпускать лекарства только по назначению врача. И сообщил, что во II кв. 2009 г. по этому поводу пройдут проверки.
Причина возвращения рецепта проста: нужно уходить от самолечения и бесконтрольного приема препаратов, чем подчас злоупотребляют клиенты аптек. «Ничего плохого в том, чтобы выписка лекарств для пациента проходила под контролем лечащего врача, нет, - убежден министр здравоохранения Нижегородской области Александр Карцевский. - Тем более что любой препарат помимо основного действия имеет и побочное. Например, к чему может привести бесконтрольный прием антибиотиков? К аллергическим реакциям, уничтожению микрофлоры желудочно-кишечного тракта, а впоследствии к длительному и сложному лечению».
Чтобы не доводить пациентов до подобных последствий и не давать им возможности нанести своему здоровью вред, более 75% всех лекарств, обращающихся в Нижегородской области, теперь должно продаваться только по рецепту. В эту группу входят и такие распространенные (ранее продаваемые совершенно свободно) препараты, как антибиотики, ненаркотические анальгетики, нестероидные противовоспалительные средства, лекарства, применяемые при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, сахарном диабете, глазные капли, оральные контрацептивы и др.
«Сегодня зарегистрировано около 18 тыс. наименований лекарств, которые имеют право хождения на территории России. Из них около 4 тыс. относятся к безрецептурному отпуску, - уточняет руководитель управления Росздравнадзора по Нижегородской области Нина Соколова. - Благодаря им можно осуществить практически всю доврачебную помощь, но дальше фармацевт не имеет права заниматься лечением пациента. Требуется обязательное вмешательство врача и выписка рецепта».
Продажа рецептурного препарата без документа от медицинского работника теперь причислена к грубому нарушению лицензионных требований аптек. И если раньше подобный проступок наказывался, как правило, штрафом в 1 тыс. руб., наложенным на должностное лицо, то сейчас взыскание будет намного строже: сумма штрафа возрастет до 40 тыс. руб., а отвечать будет уже юридическое лицо, которое даже может лишиться лицензии.

Бланки, очередь, система
Открытое письмо Росздравнадзора, содержащее, как считают чиновники, «просьбу и напоминание о соблюдении закона», стало отправной точкой для неожиданного развития ситуации в регионе. Проверки аптек прошли по линии силовых структур и наделали много шума в медицинской среде, породив вместе с тем социальную напряженность среди населения. В частности, проверяющие просили продать им лекарство, применяемое при бронхиальной астме, а когда фармацевт отказывался делать это без рецепта, симулировали приступ. Видя острое состояние мнимого больного, аптечный работник был вынужден отпустить препарат (неоказание первой медицинской помощи тоже считается правонарушением) и оказывался виновным. Последствием официального письма и проверок стало то, что в феврале большинство аптечных предприятий разом ужесточили требования по отпуску рецептурных препаратов, а рядовые нижегородцы столкнулись с неожиданными для них отказами в продаже привычных лекарств и необходимостью идти в поликлинику за выпиской рецепта.
«Безусловно, все мы оказались не готовы к исполнению закона, - констатирует руководитель областной общественной организации «Нижегородская ассоциация фармацевтов» Светлана Кононова. - Система здравоохранения столкнулась с тем, что просто не на чем было выписывать лекарственные средства. Не хватало рецептурных бланков, и пациенты шли в аптеки с назначением врача на обычном листе бумаги, что тоже является нарушением». К тому же ужесточение требований совпало с периодом эпидемии ОРВИ (очереди в поликлиниках стали еще больше), что вызвало сильную негативную реакцию граждан по отношению и к врачам, и к фармацевтам.
В марте, по мнению чиновников, ситуация стабилизировалась: поликлиники были снабжены достаточным количеством рецептурных бланков, а врачи и пациенты проинформированы о возможности выписки рецептов длительного пользования. «Это нормальный путь решения проблемы, - считает г-н Карцевский. - Срок действия рецепта составляет от 10 дней до 1 года, так что пациентам не придется слишком часто посещать врача. В частности, хронические больные, которые, как правило, используют схемное применение препаратов, могут выписать рецепт на год и спокойно пользоваться им. При разовых обращениях срок действия рецепта может быть увеличен до 2 месяцев».
Правда, проблема взаимодействия пациента, врача и фармацевта намного шире, чем наличие бланков и отсутствие очередей, а ситуация с отпуском лекарств является лишь видимой частью системных сбоев. «Дело в том, что утрачена сама практика посещения доктора, - говорит директор по рознице сети аптек «Авиценна» Наталья Александрина. - Люди не ходят к врачам поликлиник, обращаясь к ним только в случае крайней необходимости».
У современного человека нет времени, чтобы пройти все этапы традиционного взаимодействия с медицинскими работниками: регистратура поликлиники, очередь, прием у врача, назначение лекарств, аптека, лечение на больничном. Кроме того, сегодняшние пациенты требуют совершенно иного уровня сервиса. Поэтому они исключают лишние и неудобные, на их взгляд, этапы, обращаясь за консультацией и лекарственной помощью сразу в аптеки.

Отказав, не навредить
Практика аптечных предприятий показывает, что в марте острота ситуации действительно сгладилась, однако сложности остались. Число клиентов, которые обращаются в аптеки с рецептами, значительно увеличилось (хотя рецепты длительного пользования до сих пор редки), но большинство пациентов по-прежнему считают, что ужесточение правил отпуска лекарств - это проблемы аптек, а не системные изменения в здравоохранении. «Все недовольство со стороны покупателей обращено на нас, ведь именно мы говорим «нет», - поясняет г-жа Александрина. - Адаптация к новым условиям отпуска, на мой взгляд, растянется на несколько месяцев».
А сегодня неготовность пациентов идти в поликлинику и лишь потом в аптеку может привести к тому, что объемы продаж аптечных предприятий сократятся и ухудшатся их финансовые показатели, ведь на долю рецептурных препаратов приходится около половины ассортимента (кроме лекарств в ассортимент аптек входят биологически активные добавки, средства гигиены, лечебная косметика и сопутствующие товары). «Объемы продаж, конечно, снизились, - подтверждает Наталья Александрина. - Но товарооборот сохранился на прежнем уровне, и причин тому две: наблюдались рост цен на лекарственные средства и одновременный рост заболеваемости ОРВИ, вызвавший увеличение количества обращений в аптеки. Думаю, впоследствии объемы восстановятся, поскольку люди все равно не прекратят лечиться».
Впрочем, кроме экономической стороны вопроса существует и этическая: отказав в продаже рецептурного препарата без наличия рецепта, можно пациента защитить, а можно и навредить его здоровью. «Возникает много нюансов, которые не позволяют жестко исполнять существующее законодательство, - отмечает генеральный директор сети «Аптека района» Александр Шалунов. - Пациенты, страдающие хроническими заболеваниями, хотели бы иметь рецепты длительного действия, но врачи привыкли выписывать их сроком либо на 10 дней, либо на 1 месяц, а разъяснения по ситуации большинство из докторов получили уже после того, как возникла социальная напряженность. Бывали случаи, когда люди приезжали в Нижний из других городов, у них заканчивались медикаменты, но их рецепты, имеющие хождение только внутри определенной территории, здесь были недействительны».
А что было бы, если в период эпидемии ОРВИ все аптеки тотально отказались от свободного отпуска «популярных» антибиотиков? Допустим, пациент с простудным заболеванием, по каким-то причинам вынужденный болеть «без отрыва от производства», пришел в аптеку за антибактериальным препаратом, но ему не продали лекарство, действующее на причину болезни, а предложили в качестве замены безрецептурные средства. В результате простуда могла перерасти в бронхит, потом в пневмонию, и человек вместо трех дней потратил бы на лечение три недели.
«За рубежом, где все рецептурные препараты отпускаются строго по рецепту, были случаи, когда аптеки наказывались за то, что они не продали необходимое лекарство и не отреагировали на остроту ситуации, - рассказывает г-н Шалунов. - Виноватой признавалась именно аптека, не сумевшая взвесить риски использования лекарственного средства и его неиспользования».

Нарушители поневоле
Как же действовать нижегородским аптечным предприятиям, которые при любом развитии событий рискуют остаться виноватыми? Здесь участники рынка придерживаются разных точек зрения. Одна из них - аптекам придется принять огонь на себя и в ответ на недовольство покупателей настоятельно уговаривать их обратиться к врачу за рецептом.
«Мы обязаны исполнять закон, поэтому отпускаем рецептурные средства строго по рецепту, - говорит Наталья Александрина. - Функция аптек заключается не в том, чтобы самостоятельно лечить больного, а в том, чтобы консультировать его по способу применения и совместимости рецептурных препаратов, а также подбирать безрецептурные лекарства. Системе здравоохранения нужно совместными усилиями налаживать работу и не забывать о конечном потребителе - создавать условия, когда он мог бы спокойно и быстро выписать рецепт в поликлинике».
Кстати, дополнительным условием, существенно облегчающим жизнь пациенту, могло бы оказаться расширение списка безрецептурных лекарств. По мнению Светланы Кононовой, это вполне можно сделать, поскольку общая культура лечения в последние годы у россиян существенно выросла.
Другие участники рынка соглашаются, что предстоит методичная работа по воспитанию населения и расшиванию узких мест в системе здравоохранения, однако все-таки предпочитают искать компромисс. «Свободная продажа рецептурных препаратов - это, безусловно, плохо, но существующая система однозначно предполагает нарушения, - считает г-н Шалунов. - Лечебные учреждения ни по штатной структуре, ни по уровню сервиса не готовы плотно заниматься каждым конкретным пациентом - вся работа сильно формализована, а на прием одного человека выделяется 12 минут. Кроме того, институт семейных врачей в регионе не сформирован. Понимая, что многие люди просто не в состоянии воспользоваться медицинской помощью в силу ее неготовности принять всех, мы продолжаем отпускать часть рецептурных препаратов по-старому».
Совместить букву закона и профессиональную этику, по словам Александра Шалунова, помогает следующая схема работы, позволяющая взвесить риски в каждом отдельном случае. Фармацевт должен предупредить пациента, что данное лекарство отпускается только по рецепту, но если клиент настаивает - спросить, был ли у него опыт использования препарата, и назначил ли его врач. В случае двух положительных ответов аптечный работник может продать нужное средство (конечно, если оно не относится к группе тех, которые никогда не продавались без рецепта).
Однако окончательно превратить пациента из заложника ситуации в полноценного участника «лечебных» взаимоотношений сможет, пожалуй, только переход от административного воздействия на систему к ее рыночному саморегулированию. «В большинстве зарубежных стран рецептурный отпуск поддержан рядом экономических решений, - поясняет Александр Шалунов. - Например, граждане имеют полисы добровольного лекарственного страхования, по которым восполняется часть стоимости препаратов. То есть рецепт становится финансовым документом, гарантирующим пациенту льготную покупку, а аптеке - полное восполнение стоимости лекарственного препарата. В то же время врачи, услуги которых также оплачиваются в основном через страховые компании, заинтересованы в приеме пациента, даже если повод его обращения предельно банален - выписать рецепт».
Более того, экономическая основа взаимоотношений сделает связь между врачом и фармацевтом еще крепче, что только пойдет на пользу пациенту. Последний вообще может быть не задействован в процессе выписки рецепта, который после телефонной консультации будет отправлен доктором в электронном виде прямо в аптеку или продлен по электронному запросу аптечного предприятия. Разве не к такому взаимодействию с медициной неосознанно стремятся нижегородские пациенты, обходя стороной поликлинику?

Галина Зайцева

Источник: Архив: Деловая неделя
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.