Бизнес как танец, или играть не вредно

14.04.2009
Просмотров: 4710

Открывая школу танцев, магазин, спорт-клуб, салон красоты, многие забывают, что уникального товара, оборудования и экстрапрофессионалов мало для успеха

Открывая школу танцев, магазин, спорт-клуб, салон красоты, многие забывают, что уникального товара, оборудования и экстрапрофессионалов мало для успеха. Директор школы танцев для взрослых "Аргентина" и продюсер самых разнообразных бизнес-проектов Марина БЕЛЯМОВА уверена, что помимо всего прочего "с людьми нужно играть". Не манипулировать, не устраивать клоунаду, а закружить в прекрасном танце.

— Марина, с чего начался ваш “танец” в бизнесе?

— С осознания того, что я не умею вести обычный классический бизнес. Не могу делать и предлагать клиентам и заказчикам то, что не является частью моих убеждений и предпочтений. Когда я была менеджером в салоне шкафов-купе “Сам”, то случайно встретилась с рекламистом Андреем Солдатовым. И он фактически открыл для меня новый мир, возможность иного взгляда на вещи, пригласив на работу в свое рекламное агентство. Я окончательно утвердилась в том, что в бизнесе можно двигаться и преуспевать, отнюдь не являясь частью мейнстрима. Окажись я в каком-то другом рекламном агентстве, где практикуют стандартные методы и подходы, я бы там не прижилась и продолжала бы оставаться непонятно кем.

— Но агентство Солдатова, насколько я понимаю, было лишь трамплином для совершения вами какого-то самостоятельного прыжка?

— Решение открыть свой собственный бизнес пришло совершенно естественным образом. Да, я понимала, что буду нести стопроцентную ответственность, но в какой-то момент очень захотелось делать то, что придумываю сама. Кстати, это — ключевой момент, видимо, я человек не большого, а именно малого бизнеса, где главные козыри — это внутренний порыв, личная убежденность и максимальная интуиция, отнюдь не лишенная подпитки из академических источников... Короче говоря, зимой 2002 года появилось пиар-агентство “Априори-М”. Название должно было быть непременно на “А”, чтобы оказаться в первых строках справочника “Желтые страницы”, и обязательно иметь смысл. Первым знаковым проектом для меня, наверное, стала сеть итальянских химчисток Натальи Гезик. Мы решили тогда посмотреть на химчистку как на салон красоты для одежды.

— Знаковый проект для вас или для вашего агентства?

— На тот момент актуальна была бы фраза: “Агентство — это я”. То, с чем я не справлялась, отдавалось на аутсорсинг. Например, до сих пор для меня два лучших в Нижнем дизайнера-графика — это Татьяна Трушкова (дизайн-студия “Понимание”) и Андрей Андреев.

— Создается впечатление, что вы словно притягиваете необыкновенных людей или же сами тянетесь к таковым. И, работая с ними, не только тратите себя, но и самообогащаетесь — во всех смыслах этого слова. Кто был следующим на вашем пути?

— Дальше больше, на пути возникли двое бывших военных — вертолетчики. Люди с совершенно потрясающим жизнелюбием и легкостью хороших людей. И, естественно, возникли они не просто так, а с целью продвижения открытой ими сети магазинов мужской одежды “Валентин”. А в те годы носить костюмы было как-то не принято, разве что на парадные выходы вроде свадеб и юбилеев. Культура бизнес-поведения у нас еще только-только зарождалась, а понятие “дресс-код” даже пугало. За вдохновением я обратилась к журналу GQ — и на тот момент не прогадала. Нашла там не только ворох полезной информации о стиле в мужской одежде, но и те элементы стиля общения, которые могли бы использовать продавцы “Валентина”. Тут надо заметить, что 80% успеха этой сети магазинов — ее продавцы, подобравшиеся один к одному благодаря опять-таки внутренней харизме хозяев сети. Мало того, владельцы “Валентина” никогда не зацикливались ни на процентах, ни на долях рынка — мыслили куда более человеческими категориями: наверное, поэтому их сеть уверенно существует и наше сотрудничество оказалось плодотворным.

— Так в чем была ваша продюсерская идея?

— В просвещении! Мы предложили мужчинам покупать не просто костюм, а костюм с идеей. Продавцы ненавязчиво интересовались, для каких целей нужен клиенту тот или иной костюм, и исходя из этого давали легкий совет. К примеру, рекомендовали быть осторожным с черным цветом — потому как это очень уж конкретно, что днем лучше серый пиджак, а в ночь — темно-темно-синий. И фактически мы предложили мужчинам игру, в которой обычный магазин превратился не в занудную лавочку ликбеза, а в своеобразную театральную костюмерную, где вам помогут подобрать соответствующий костюм для любой роли, для любого спектакля нашей жизни. И надо сказать, что представители сильного пола откликнулись на эту затею.

— Правда ли, что именно “Априори-М” впервые в Нижнем Новгороде стало использовать ростовых кукол в рекламных и промо-акциях?

— Насколько я знаю, до нас куклы в городе если и были, то их мало кто видел, и уж точно они “не занимались” рекламными акциями. А началось все с прогулки по набережной курортного Геленджика, где я и встретила целую компанию огромных мягких игрушек. Это было так забавно и празднично, и мне почему-то сразу подумалось, что, раздавай они какую-нибудь рекламную продукцию, я сама бы с удовольствием это взяла. Потому и захотелось сделать что-то подобное в Нижнем. В Москве мы заказали трех кукол — Нечто, похожее на Шрека, большеносого двойника капитана Врунгеля и Петуха, напоминавшего сразу и героя “Бременских музыкантов”, и Элвиса Пресли. И действительно, они пошли на ура. Первый же их выход в свет — в “Ночь пожирателей рекламы” — принес им городскую славу. И заказов всегда было достаточно. Однако с появлением школы танцев “Аргентина” кукол решено было отдать в добрые руки, потому как ими нужно постоянно заниматься. Так наши большие друзья попали в ГК “Колибри”.

— Интересно, салонами красоты вам не предлагали заниматься?

— Нет, зато в моей практике была первая в Нижнем студия загара. Не солярий при многофункциональном салоне, а отдельная студия. Это было необычно для нашего города, но в успех этой затеи практически никто из людей бизнеса красоты не верил. Хотя в Москве в то время были две такие сети и они пользовались невероятной популярностью, прежде всего потому, что были яркими и концептуальными. В “Априори-М” нижегородская “Сан-студио” обратилась уже через год после открытия. Владельцы были недовольны посещаемостью, хотя оборудование — высочайшего класса, дизайн восхитительный и все дополнительные услуги включены. И вот я лишний раз убедилась, что заведение без концепции — заведомо проигрышное.

— Что же вы изменили?

— Во-первых, было решено взять студию загара в управление. Во-вторых, мы разработали концепцию: “Накормим солнцем!”. У нас появилось солнечное меню, солнечные открытки и абонементы и даже солнечный морковно-апельсиновый сок в подарок. Девочки-администраторы предложили сшить себе короткие оранжевые юбки-клеш — для образа. Кстати, вот вам и пример того, что персонал не так уж и трудно вовлечь в игры по продвижению. Каждая комната и каждый солярий у нас имели свою историю. В общем, делалось все, чтобы превратить загорание в настоящий ритуал торжества Солнца. Главным было то, чтобы человек почувствовал себя на высоте, совершенно не напрягаясь для этого. Все, что от него требовалось, — это только прийти к нам.

— А почему вы вдруг решили открыть “Аргентину” — школу танцев для взрослых?

— Посмотрела фильм “Давайте потанцуем” и была просто очарована. Решила записаться в какую-нибудь школу танцев, но посещение некоторых меня совсем не вдохновило.

— Там плохо преподавали?

— Со мной там не играли! “Вы на танцы?” — сдержанно спрашивали меня у порога, и мне становилось скучно. Я поняла бы такое отношение в профессиональном коллективе, но не в школе танцев для любителей, многие из которых, возможно, впервые решили прийти в танцкласс. Ничего не оставалось, как открыть свою школу. Правда, вопрос аренды помещения был очень трудным, пока мне в голову не пришло поговорить с хозяевами автосалона на ярмарке. Они, конечно, посмеялись надо мной, и, наверное, посчитали сумасшедшей, но место предоставили на достаточно выгодных условиях. Прекрасно — игра начиналась! Городское танго среди дорогих машин. Танцующие были скрыты от посетителей автосалона лишь прозрачными завесами — и это еще больше заводило их. Добавьте к этому наличие в школе программы “Персона”: у вас нет партнера? — мы вам предоставим профессионального! (Хотя, конечно, держать штат танцоров и морально, и материально нелегко.) Основной танцевальный предмет — аргентинское танго, полное драматизма: все в “Аргентине” направлено на развитие чувственности человека. Такова концепция. Кстати, когда уже потом мы снимали помещение на первом этаже старинного особняка на Рождественской и летом окна были распахнуты — люди в трамваях сворачивали головы, машины тормозили, прохожие останавливались. И все получали удовольствие — и зрители, и танцующие.

— Слышала, что сейчас у вас меняется музыка?

— Да, мы все активнее продвигаем музыку старых оркестров и постепенно отказываемся от электронных танго, особенно на занятиях с теми, кто танцует уже не первый год. Ведь стремление к аутентичности, первоисточникам культуры аргентинского танго было изначально, но пришлось на время забыть об этом и начинать с чего-то более доступного нашему восприятию. А спустя три года и наши преподаватели стали изощреннее, и клиенты стали более требовательными. Приближение переходит в погружение.

— Есть ли у вас еще какие-то проекты, кроме “Аргентины”?

— Недавно меня пригласили в сеть спорт-клубов “Спарта” — помочь в продвижении. Разрешили экспериментировать пока в одном клубе, что на Мещерке: его открыли в мае, и он пока самый убыточный. Я сразу уцепилась за такое яркое название — по-моему, здесь огромное поле для креатива и возможности “поиграть с людьми”. Ведь у спартанцев были свои эффективнейшие системы развития силы и духа, и значит спартанские тренировки могут стать отдельным предложением и в нашей “Спарте”. Возможно, появится что-то спартанское и в одежде инструкторов, и в дизайне помещений. А летом все восемь клубов “Спарты” отправятся за город — на спартанские игры, концепцию которых разработает организатор игры Encounter (аналог “Дозора”) Андрей Девликамов.

СПРАВКА. Марина Белямова, 34 года, профессиональный менеджер (ВВАГС). Закончила курсы по режиссуре и продюсированию шоу-программ в Университете культуры и искусств (Петербург). В бизнесе с 2002 года: автор различных бизнес-проектов в сфере услуг, владелица школы танцев “Аргентина”, организатор “Танцевального показа” нижегородских школ танцев для взрослых, управляющая филиалом фитнес-клуба “Спарта” на ул. Есенина. Отношение к кризису: “Отличное время разрешить себе что-то новенькое!”.

Людмила ЗУЕВА, Фото Вячеслава СЕННИКОВА

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.

всего комментариев: 1

EugeneGavrilov 10.11.2009 13:26:00
Отличная статья. Как мы мало знаем о людях и когда узнаем больше,поражаемся их находчивости. Хороший материал. Есть над чем задуматься. А про Марину могу лишь сказать,что она - сильная мира сего.