Храните чеки АЗС

12.05.2009
Просмотров: 5381

Проблема некачественного бензина в Нижегородской области актуальна уже на протяжении нескольких лет. Что делать автовладельцу, сомневающемуся в качестве приобретенного бензина.

Проблема некачественного бензина в Нижегородской области актуальна уже на протяжении нескольких лет. Сегодня, в преддверии сезона отпусков и частых поездок за город, напомним, чем грозит автомобилю заправка некачественным топливом, и что делать автовладельцу, если есть подозрение относительно соответствия характеристик приобретенного бензина или дизельного топлива требованиям государственных стандартов и технического регламента.
 
С 1 января этого года вступил в действие Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». Он имеет статус закона и устанавливает требования к выпускаемым в оборот и находящимся в нем перечисленным видам топлива. Согласно документу, обязательное подтверждение соответствия (сертификация либо декларирование) проводится на основании протокола испытаний с участием независимой лаборатории. Надзор за соблюдением требований технического регламента осуществляют отделы региональных территориальных управлений Ростехрегулирования.

Вредная присадка
В техническом регламенте среди прочего прописаны нормы по содержанию красителей, моющих и металлосодержащих присадок, количество и характер которых могут существенно влиять на качество топлива. «Присадка - это компонент, добавляемый к продукции для изменения ее свойств, - говорит инженер-химик испытательного центра «Нижегородиспытания» Надежда Токарева. - Без их применения невозможно произвести автомобильный бензин или дизельное топливо с заданными эксплуатационными и экологическими характеристиками».
Технический регламент допускает наличие моющих присадок в автомобильном топливе, не ухудшающих его показатели и свойства. При этом он запрещает содержание металлосодержащих присадок в автомобильном бензине и дизельном топливе. «Применение металлосодержащих антидетонаторов, в частности ферроценов, влечет за собой образование отложений на деталях двигателя и отрицательно влияет на работу систем каталитической нейтрализации отработанных газов, что в конечном итоге приводит к преждевременному износу двигателя и загрязнению окружающей среды», - рассказывает г-жа Токарева.
Наличие в топливе водорастворимых кислот и щелочей приводит к коррозии конструкционных металлов, а превышение нормативного значения октанового числа увеличивает мощность, но снижает надежность работы двигателя, так как в данном случае возрастает давление и температура в конце процесса сгорания. Занижение этого показателя, в свою очередь, приводит к детонационному сгоранию бензина, вызывает стук, вибрации и перегрев агрегата. Таким образом, использование некачественного топлива, при производстве которого были нарушены нормы по содержанию и характеру присадок, может привести не только к снижению надежности работы двигателя и увеличению интенсивности его износа, но и к увеличению неблагоприятного воздействия транспортного средства на окружающую среду.

Нарушение и наказание
Как рассказал руководитель Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ПМТУ Ростехрегулирования) Владимир Калентьев, ответственность физических и юридических лиц за нарушения обязательных требований нормативных документов и правил обязательной сертификации реализуемых нефтепродуктов предусмотрена ч. 1, 2 статьи 19.19 КоАП РФ. Так, нарушение обязательных требований государственных стандартов при реализации, хранении, транспортировке либо утилизации продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 тыс. руб. до 5 тыс. руб., а на юридических лиц - от 40 тыс. руб. до 50 тыс. руб. (в обоих случаях с конфискацией предметов административного правонарушения).
Нарушение правил обязательной сертификации (реализация продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 тыс. руб. до 2 тыс. руб., на юридических лиц - от 20 тыс. руб. до 30 тыс. руб. Такое же наказание установлено в случае реализации сертифицированной продукции без сертификата соответствия или без знака соответствия, без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответствовать указанная продукция, либо в случае недоведения этих сведений до потребителя.

Что же было в баке?
«При подозрении на реализацию на АЗС некачественных или фальсифицированных нефтепродуктов граждане могут направить в ПМТУ Ростехрегулирования индивидуальные и коллективные обращения. Они рассматриваются без взимания платы», - рассказывает Владимир Калентьев. В 2008 г. от граждан и юридических лиц поступило 9 жалоб с просьбами о проведении проверки качества нефтепродуктов, реализуемых региональными АЗС, а за I квартал 2009 г. - 3. Надежда Токарева, в свою очередь, рассказала, что основная масса обращений в центр «Нижегородиспытания» с просьбой провести анализ проб топлива поступает от авторемонтных мастерских, транспортных предприятий и организаций, торгующих топливом и заинтересованных в безупречном качестве реализуемого товара. При этом, по ее словам, обращения от автосервисов чаще всего связаны с поломкой автомобилей во время гарантийного срока.
Дело в том, что установленные причины неисправности двигателя повлияют на условия оказания услуг по ремонту машины. Если результаты испытаний покажут, что поломка авто произошла не по причине низкого качества топлива, гарантийный ремонт, скорее всего, будет для владельца бесплатным. А протокол испытаний, подтверждающий несоответствие топлива действующим нормам, может служить основанием для предъявления претензий к АЗС по возмещению автовладельцу расходов на устранение последствий использования некачественного бензина.
Однако добиться справедливости будет непросто. Во-первых, предстоит доказать, что вред причинен топливом, приобретенным на конкретной заправке. Здесь важную роль играет временной фактор - оперативность обращения в надзорный орган. Во-вторых, по словам Надежды Токаревой, проведение испытаний не в полной мере позволяет судить о качестве топлива, поскольку контроль, в соответствии с техническим регламентом, осуществляется по ограниченному ряду показателей. Вместе с тем, в исследуемых пробах могут содержаться другие вредные компоненты, выпадающие из программы обязательного контроля. В этой связи в процессе выявления причин поломки и исследования поврежденных деталей двигателя автосервис может запросить платный анализ взятых из топливной системы автомобиля проб на интересующие показатели, выходящие за рамки обязательного регулирования, например, уровень содержания отдельных видов смол.
Как отмечает Владимир Калентьев, при обращении в суд автовладельцу необходимо подтвердить факт заправки своего автомобиля на конкретной АЗС, то есть предъявить кассовый чек. «При этом не стоит думать, что в суде будет просто доказать вину продавца, реализовавшего некачественное топливо, ведь неизвестно, что было в баке до заправки. Тем не менее, подавать иски и отстаивать свои законные права необходимо», - заключает г-н Калентьев.


Факты
В 2008 г. ПМТУ Ростехрегулирования проведено 37 проверок автозаправочных станций Нижегородской области на предмет соблюдения обязательных требований стандартов. Установлено, что 10% проверенных партий бензина (в том числе А-76, «Премиум Евро-95», «Регуляр-92») и 29% проверенных партий дизельного топлива реализовывались с нарушениями. Основные нарушения - несоответствие бензинов обязательным требованиям нормативных документов по детонационной стойкости (октановому числу), несоответствие дизельного топлива по температуре вспышки, определяемой в закрытом тигле, и по массовой доле серы.
Кроме того, в рамках государственного метрологического надзора на территории региона проведено 29 проверок АЗС, при этом в 34% случаев установлены нарушения, а в 10% - факты недолива топлива через топливораздаточную колонку.

Станислав Залуговский

Источник: Архив: Деловая неделя
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.