10 правил успешного мозгового штурма

18.05.2009
Просмотров: 5081

Сегодня, в смутные времена, бизнесу нужен мощный заряд творческой энергии. Успешный мозговой штурм помогает найти выход из тупика и принять нетривиальное управленческое решение.

Сегодня, в смутные времена, бизнесу нужен мощный заряд творческой энергии. Успешный мозговой штурм помогает найти выход из тупика и принять нетривиальное управленческое решение. Вместе с читателями - владельцами компаний, топ-менеджерами и консультантами - был составлен список условий, необходимых для рождения перспективных идей.
 
Цель
Прежде чем созывать команду для мозгового штурма глава компании должен наметить высоты, которые предстоит «штурмовать» вместе с соратниками по борьбе с кризисом. В первую очередь следует сформулировать цель встречи - те причины, которые заставляют экстренно собирать креативных людей на совет. Необходимо очертить круг вопросов для дискуссии, причем не слишком широкий. В противном случае «формально-неформальная» деловая встреча может превратиться в тусовку или клуб по интересам. Главное правило при постановке задач - не изобретать несуществующих проблем ради самого процесса предпринимательского творчества.

Место
Выбор места имеет огромное значение для мозгового штурма. Одним лучше думается в атмосфере собственного кабинета, другим - в салоне автомобиля на хорошей скорости, третьим - в VIP-зале любимого ресторана. А есть люди, кого интересные идеи посещают исключительно на лоне природы. Тем не менее, большинство считает идеальным местом для командного творчества стены родной компании. Причем это должна быть нейтральная территория, например, зал переговоров или комната отдыха. Заметим, что первый вариант предпочтительнее. Стол, стулья, белая доска, бумага, письменные принадлежности, оргтехника - в общем, не должно быть ничего лишнего, что отвлекало бы внимание от цели. Конечно, можно выбраться за город или махнуть командой за границу и «там всё решить». Но такие расточительные варианты лучше оставить в докризисной эпохе.

Время
Временной фактор играет важную роль для успеха командного творчества. Некоторым удобно «идти на штурм» утром, в первой половине дня. Однако после воспарения в стратегические высоты бывает тяжело вновь погружаться в рутину. Хотя перехлестывающий через край энтузиазм еще опаснее: говорят, есть горячие головы, которые сразу же после мозговой атаки начинают усердно внедрять изменения, «круша все подряд». Многие считают наиболее оптимальным временем для «интеллектуального штурма» последние полтора часа до окончания рабочего дня. И не надо растягивать удовольствие. В игре «Что? Где? Когда?» знатокам дается минута на размышления. Здесь лучше ограничиться часом, максимум двумя. И пусть мозговой штурм пройдет накануне выходных, чтобы на досуге каждый мог самостоятельно «переварить» достигнутые результаты.

Есть или не есть?
Меню, как ни странно, играет серьезную роль в успехе коллективного бизнес-творчества. Не рекомендуется устраивать мозговой штурм во время обеда, ужина или после бизнес-ланча. Как известно, чрезмерная сытость негативно влияет на мозговую активность и творческие способности. Не зря, наверное, говорят, что настоящий творец должен быть голодным. Но слегка. В крайности впадать не следует. Лучше, если на столе будет только минералка. В случае необходимости можно ограничиться облегченным меню, стимулирующим мыслительный процесс: чай, кофе, орехи, шоколад, фрукты. И никакого алкоголя! Иначе можно вообще забыть, зачем собирались.

Размер имеет значение
Сколько человек должно принимать участие в мозговом штурме? Трое - «заговор», двадцать - «заседание Политбюро», а тридцать - уже «базар». Безусловно, многое зависит от оргструктуры и масштаба компании, специфики бизнеса и вопросов, стоящих на повестке дня. Но оптимальной для успешной командной работы считается группа из 6-8 человек. Данное количество людей в команде, по мнению консультантов, является наиболее приемлемым для успешного проведения деловых игр. Именно в таком формате и рекомендуется «пораскинуть мозгами», ведь играючи можно расправиться с самыми сложными задачами.

Состав
Грамотно подобранный состав «команды знатоков» влияет на качество и оперативность решения задач. В зависимости от проблем бизнеса и определяется, какой будет «штурмовая бригада». В одном случае уместно собраться узким кругом - руководитель и несколько топов. В другой ситуации целесообразно пригласить к столу менеджеров среднего звена и ключевых сотрудников. А порой полезно выслушать рядовых исполнителей - наиболее ярких и талантливых специалистов. Иногда не мешает «взять взаймы» немного чужого ума - консалтингового.

Забыть о чинах
На время мозгового штурма всем рекомендуется забыть о должностях и регалиях, личных симпатиях и дружеских отношениях, степени родства и приближенности к начальству. В интересах главы компании создать атмосферу всеобщего равенства и не вспоминать о поговорке «я - начальник, ты - дурак». Иначе мозговой штурм превратится в заседаловку с «заслушиванием докладов» и «бурными овациями». Приятно, конечно, когда члены команды мыслят в едином ключе - все как один. Однако такая позиция изначально проигрышная. Причем единомыслие может быть вызвано опасением прослыть нелояльным. Глава бизнеса должен побудить соратников высказывать разные точки зрения - провоцировать, подзадоривать, поощрять. Инакомыслие полезно: в споре рождается истина.

Требуется модератор
Мозговой штурм - процесс, которым нужно управлять. Поэтому в команде должен быть человек, выполняющий миссию дирижера, готовый в любой момент стать рефери, чтобы жаркий спор не перерос в сведение счетов и поиск виноватых. В роли модератора может выступить как сам руководитель, так и один из членов команды - главное заранее договориться о том, кто будет «рулить штурмом». В любом случае это должен быть человек с отличной реакцией, владеющий ситуацией внутри бизнеса и хорошо осведомленный о личных интересах, сильных сторонах и слабостях членов команды.

Протокол встречи
Необходимо вести протокол встречи, фиксируя все замечания и предложения. В противном случае интеллектуальные усилия просто превратятся «в пар». Не исключено, что какие-то идеи, высказанные в пылу спора или брошенные мимоходом и показавшиеся на первый взгляд авантюрными и революционными, могут оказаться вполне логичными и удачно «выстрелить» уже в ближайшей перспективе. Главное - не растерять эти «сокровища».

Идеи - в жизнь
Мозговой штурм можно считать действительно успешным, если после него хотя бы одна задумка воплотилась в жизнь. Принять мудрое управленческое решение и придумать перспективный проект - полдела. Главное - воплотить инновации в жизнь. А для этого необходимо назначить ответственных за реализацию идеи, определить ресурсы и наметить сроки, необходимые для достижения результатов. Кроме того, следует постоянно контролировать процесс преобразования слов в дела. В противном случае придется признать, что в компании появилось еще одно подразделение - инкубатор маниловских идей.

Анна Глуховская

Источник: Архив: Деловая неделя
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.