Бизнес вопросов и ответов

28.05.2009
Просмотров: 1665

Нижний Новгород стал последним городом-миллионником, где начал формироваться рынок коуч-услуг. О том, зачем компаниям нужен коучинг и чем он отличается от консалтинга, рассказывает директор Коучинговой компании SelfMadeMan Дмитрий Шарков.

Нижний Новгород стал последним городом-миллионником, где начал формироваться рынок коуч-услуг. О том, зачем компаниям нужен коучинг и чем он отличается от консалтинга, мы беседуем с сертифицированным коучем ECI и директором Коучинговой компании SelfMadeMan Дмитрием Шарковым.

— Дмитрий, так что же именно называют коучингом, и нет ли в русском языке его более адаптированного определения?

— Коучинг в России известен уже около семи лет, но до сих пор продолжаются попытки найти русский эквивалент западному термину и предложить более точное его определение. Если кратко, то это метод по повышению эффективности руководителя или сотрудников компании за счет их собственных ресурсов. Он работает с очень важной и, наверное, главной способностью человека — обучаться. В голову приходит следующая классическая ситуация. Однажды была собрана аудитория, вызвали двух добровольцев и предложили им за двадцать минут научиться бить клюшкой по мячу в гольф. В качестве наставников пригласили известного гольфиста-профессионала и коуч-менеджера, который клюшку в руках даже не держал. Засекли время. Гольфист наставлял, а коуч задавал вопросы. “Мэри, как вы думаете, что вам сейчас надо сделать?” — “Ударить по мячу”. — “Пробуйте”. Мэри благополучно промахивается. “Вы промахнулись. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы попасть?” — задает очередной вопрос коуч. “Я не знаю, может быть, присесть?” — размышляет Мэри. “Получилось?” — “Да. Уже лучше”... Все обучение происходит в форме диалога. Проходит двадцать минут. Результат: у гольфиста совершенно занервированный ученик, который не понимает, что делать, и Мэри, которая даже не думала, что за двадцать минут можно с такой легкостью научиться ударять по мячу.

— Как коучинг может быть интересен руководителям и собственникам бизнеса? Они-то и их сотрудники вовсе не новички на своем поле...

— Коучинг выступает в качестве инструмента развития бизнеса, потому что он, используя нематериальные методы мотивации, по максимуму раскрывает ресурс компании, который у нее невозможно отнять, — ее сотрудников, а точнее — их личную эффективность. В компании может использоваться как коучинг-сопровождение ключевых топ-менеджеров, так и коуч-менеджмент как внутрикорпоративная культура. Это несколько разные вещи. Первое направление зачастую востребовано руководителями и директорами предприятий, нуждающимися в поддержке консультанта. Гораздо меньше компаний, которые решаются на внедрение коучинга в корпоративную культуру, потому что это особенный шаг. Но если обращаться к опыту Запада, то коучинг за рубежом сейчас — один из основных элементов по развитию сотрудников, повышению лояльности в компании. Такие крупные успешные концерны, как IBM, FUJI-Siemens, Boeing, Coca Cola, больше десяти лет пользуются коучинг-технологиями.

— А когда в России обратились к такой технологии обучения?

— Впервые в России коучинг появился в Москве в 2002 году. В этом году впервые была издана книга Уитмора “Коучинг как новый стиль управления менеджментом” и тогда же в России открылось представительство Международного Эриксоновского Университета (МЭУ), который базируется в Ванкувере (Канада). Международная федерация коучинга регламентирует обучающие программы различных университетов коучинга и академий, одной из таких и является программа МЭУ “Коучинг: новые возможности лидерства”. И в настоящий момент на территории Российской Федерации, стран СНГ обучение согласно всем международным стандартам ведется только по этой программе. Потом новое веяние распространилось по всем крупным городам. Так получилось, что Нижний Новгород стал последним городом-миллионником, где он появился. На данный момент Коучинговая компания SelfMadeMan является официальным партнером Эриксоновского университета в Нижнем Новгороде.

— Как сегодня развивается рынок коуч-услуг в Нижнем Новгороде?

— До 2008 года его не было. И с момента основания SelfMadeMan стал осуществлять интересную задачу — создание рынка. У большинства потенциальных клиентов часто возникают вопросы: “Что это такое?”, “Для чего?”. Тем более что с коучингом складывается очень непростая ситуация: недобросовестные участники рынка успешно подменяют понятия. Например, был случай в Новосибирске, когда под коучингом выдавали обыкновенный консалтинг. К счастью, к новому слову проявляют все больше интереса, оно начинает “звучать”. Люди получают хотя бы общие представления о коучинге и о том, чем он отличается от других направлений.

— А насколько сильны отличия коучинга от консалтинга? И не является ли он просто “новой легендой” для обычной работы психолога?

— Если речь идет о психологе, то он зачастую смотрит в прошлое и объясняет минувшими событиями сегодняшнее состояние человека. А дальше что? Если же мы говорим о консалтинге, то что делает консультант? Он изучает фонд заработной платы, отчеты о прибылях и убытках, бизнес-процессы. После этого выдает рекомендации исходя из своего видения ситуации. Но что значит “посоветовать” человеку, основываясь только на документах? Всегда существуют факторы X, Y, Z, которые есть только в голове руководителя, и они-то зачастую определяют все. А задача коуча — выявить их и вообще все ресурсы, работающие на результат. Он начинает “бомбежку” вопросами, которые направлены в будущее. В чем преимущество? В том, что в роли эксперта сам руководитель. В этом суть коучинга: лучше самого человека никто не знает ни всего многообразия способов достижения целей, ни предстоящих трудностей.

— И часто руководитель готов согласиться с тем, что ему способен помочь “человек со стороны”, просто задающий вопросы? Что мешает ему задать такие же самому себе и своим сотрудникам?

— Тут два момента. Первый. Вопросы мы задавать можем, но настолько не привыкли этого делать, что в процессе общения с сотрудником невольно “сваливаемся” в советы. Страны Советов больше нет, и не надо считать людей “маленькими”, они в состоянии найти свои ответы. Так взращивается ответственность. Также многие руководители привыкли исходить из директивных установок “Сделай то-то и то-то”, а это часто не срабатывает. Менеджер-коуч исходит из того, что сотрудник — эксперт в своем деле и ему надо просто помочь найти решение. И потом, задавать вопросы тоже надо уметь. Можно задать вопрос и не получить ответа, а можно спросить так, что будет не просто ответ, а результат. Коучинг учит задавать эффективные вопросы, это занимает большую часть времени при обучении.

Второй момент — все руководители, как правило, сильные личности. В первоначальной беседе они часто заявляют: “Я всем могу задать такие вопросы, и себе в том числе”. А во время коуч-сессии, бывает, наступает момент, когда руководителя “клинит”. Он или молчит, или делает непонятный взмах рукой, как-то еще проявляет эмоции. То есть был задан тот вопрос, который зацепил что-то внутри человека. И уже при обратной связи слышишь от такого руководителя: “Почему я сам не мог задать себе этот вопрос?”. Здесь срабатывает закон, известный всем “системщикам” (изучающим общую теорию систем), — система в подсистеме не видит своих недостатков. Это ни плохо, ни хорошо, это просто факт. И незамыленный взгляд другого человека со стороны здесь очень помогает. Коуч никогда ничего не советует, он просто исследует ситуацию с помощью вопросов. Причем вопросы — это “молекулярный” уровень. Из вопросов складываются инструменты, из них — техники. Надо не просто уметь задавать вопросы, надо еще понимать, как они должны комбинироваться и какие цели решать. Бывают инструменты, направленные на создание проектов, связанные с мотивацией, и так далее.

— Может ли коучинг помочь в новой экономической реальности?

— Сегодня компании, руководствуясь позитивным намерением сбалансировать бюджет, сокращают издержки, в первую очередь — на персонал. Но такой шаг негативно сказывается на развитии бизнеса: люди уходят, а их обязанности возлагают на оставшихся. При этом вряд ли им будут доплачивать за возросший объем работ. Прибавьте сюда еще стрессовую составляющую, связанную с личной неопределенностью. Что получается? Эффективность сотрудников падает, а ресурсов на их дополнительную мотивацию просто нет. В этом случае как раз и нужен коучинг. Он перемещает фокус из сферы негативных эмоций в область эффективных решений. А эти шаги зачастую носят стратегический характер: история знает немало случаев открытия успешных компаний именно в момент кризиса как времени новых возможностей. Кризис ведь закончится, а вот кто первым вынырнет из него и нарастит преимущество, реально понять уже сейчас.

— Как понять, что усилия коуча или менеджер-коуча достигли результата?

— Есть способы измерить эффективность. Например, всегда можно сделать изначальный замер и сопоставить с результатом. Все зависит от целей компании. Но поскольку в России этого точно никто не измерял, есть только данные западных исследователей. Согласно им коэффициент отдачи от инвестиций на коучинг составляет порядка 5,7 (если сто рублей вложили, то более пятисот получили). Это касается абсолютно всего: и выхода на рынки, и увеличения продаж, и роста производительности. И смысл не в том, какими специфическими знаниями обладает коуч, а в том, какие мотивационные моменты он обнаружит в человеке и какие шаги тот совершит по окончании коуч-сессии. Это важно. И именно это говорит о качестве выполненной работы.

СПРАВКА. Шарков Дмитрий Викторович, 32 года, родился в Горьком. В 2000 г. окончил Нижегородскую государственную медицинскую академию (специализация — хирургия), в 2004-м — Нижегородский филиал ГУ “Высшая школа экономики” по специальности “Финансовый менеджмент”. 2001—2006 гг. — работа в аптеке, от ночного дежуранта до финансового контролера в Перми (Аптеки “36,6”). Там же, в Перми, в 2006 г. посещал тренинги личностного роста, где и узнал о коучинге. 2007 г. — Международный Эриксоновский Университет, профессиональный сертифицированный коуч. В этом же году вернулся в Нижний и основал Коучинговую компанию SelfMadeMan.

Беседовала Мария МЫСОВА, Фото Вячеслава СЕННИКОВА, "Биржа" № 18 от 26 мая 2009 года

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.