Грузоперевозчики экономят на безопасности

08.06.2009
Просмотров: 2548

Во всех сегментах транспортной и складской логистики региона наблюдается активная рецессия. По мнению экспертов, рынок откатился в развитии на уровень 2006 г.

Во всех сегментах транспортной и складской логистики региона наблюдается активная рецессия. По мнению экспертов, рынок откатился в развитии на уровень 2006 г. В новых экономических условиях рынок покинули многие мелкие и средние компании. По мнению экспертов, выживут сегодня те, кто, сохраняя разумные цены, сумеет создать новый комплекс услуг и продуктов.

эксперты

  • Антон Александров, директор филиала ОАО СК «Пари» в Нижнем Новгороде»
  • Василий Готулев, директор Нижегородского филиала ООО «Сельта»
  • Дмитрий Кардаков, генеральный директор ТК «Вокруг света»
  • Елена Карпова, руководитель отдела транспортной логистики ТК «Вокруг света»
  • Владимир Козлов, руководитель управления продаж и маркетинга ХК «Логопром»
  • Михаил Миллер, директор по продажам логистических услуг ГК «АЛИДИ»

До какого уровня упали цены на грузоперевозки?
На чем экономят транспортные компании?
С кем конкурируют нижегородские перевозчики?

По данным областного управления Федеральной службы государственной статистики, грузооборот транспорта в Нижегородской области за четыре месяца 2009 г. сократился на 38% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 5501,3 млн тонно-километров. В январе-апреле транспортные компании перевезли 11683,2 тыс. тонн различных грузов — на 22,5% меньше, чем в первые четыре месяца 2008 г. Цены на услуги логистических и транспортно-экспедиторских компаний стремительно падают.

Цены на грузоперевозки откатились на три года

Рынок грузоперевозок в последние несколько лет прирастал на 20% в год. По мнению экспертов, он развивался благодаря крепко стоящим на ногах предприятиям-заказчикам, которые поддерживали и увеличивали объемы перевозок. Елена Карпова, руководитель отдела транспортной логистики ТК «Вокруг света»: «Цены для предприятий были невысоки, прибыль складывалась из большого объема заказов. Кроме прочего, до кризиса малый бизнес активно кредитовали банки, и начинающие предприниматели постоянно вливались в рынок. Они хоть и не обеспечивали большого объема заказов, но рассматривались нами как партнеры на долгосрочную перспективу».

Воодушевленные спросом, компании наращивали свой парк автомобилей. До лета прошлого года. Василий Готулёв, директор Нижегородского филиала ООО «Сельта»: «С августа началось падение, которое продолжается и сейчас. Уже в декабре все стоянки были забиты — грузовой транспорт стоял, работы было крайне мало».

Часть компаний (мелкие и начинающие) ушли с рынка еще до начала года. По мнению Елены Карповой, им не хватило оборотных средств, чтобы удержаться на плаву: «Банки сократили выдачу кредитов, и «перекрыться» было нечем».

У крупных перевозчиков, в руки которых перешел рынок, тоже начались проблемы — объемы перевозок резко сократились. Дмитрий Кардаков, генеральный директор ТК «Вокруг света»: «Практически все наши клиенты (мы специализируемся в первую очередь на доставке грузов производителей Нижегородского региона: оборудования, продуктов питания, химического сырья), снизили объемы перевозок из-за общего падения уровня потребления. Изменения, на мой взгляд, практически не коснулись только производителей пива, падения объемов перевозок которого я не заметил».

По наблюдениям Василия Готулева, с начала года динамика грузоперевозок выстраивается по синусоиде: то полное затишье, то бешеный заказ. И если раньше можно было предсказать, когда и какой товар ты повезешь (по крайней мере, в сфере продуктов питания), то теперь это невозможно. «Спрос стал совершенно непредсказуемым, и непонятно, от чего он зависит», — недоумевает г-н Готулев.

По его словам, сейчас объемы грузоперевозок возвратились на уровень 2007 г., а цены на услуги компаний сравнимы с уровнем 2006–2007 гг. При этом эксперт отмечает, что стоимость обслуживания автомобилей совсем не уменьшилась: выросли стоимость запчастей и прайсы в автосервисах. «Снизилась только цена топлива, но по отношению ко всему остальному это неощутимо», — добавил г-н Готулев.

Страхование ответственности стало роскошью

Участники рынка считают, что говорить о развитии при такой ситуации не приходится — скорее, речь идет о сохранении позиций, выживании. По оценкам Василия Готулева, рентабельность, при которой транспортная компания может не просто выживать, а развиваться, должна быть на уровне 20%, совсем хорошо — когда 30%. Сейчас же даже о 15% рентабельности приходится только мечтать, замечают эксперты.

Снижая издержки, большинство компаний экономит на топливе и сервисе. Дмитрий Кардаков сообщил, что большинство перевозчиков перешло на заправку транспорта в собственном гараже. «Приобретать топливо у оптовика дешевле на 20–30%. Складируя его на базе, перевозчики приобретают себе еще одну головную боль, но имеют возможность для получения хоть какой-то прибыли в нынешних условиях.

Издержки снижают и за счет экономии на запчастях. Дмитрий Кардаков: «Если раньше при ремонте техники изношенные запчасти менялись на новые, то теперь, к сожалению, перевозчики «тянут до последнего» в ущерб безопасности движения и надежности техники. Отсюда, кстати, и увеличение количества задержек в пути — из-за поломок».

Еще одной статьей для экономии стало страхование. По словам экспертов, даже крупные перевозчики, которые раньше заключали договоры КАСКО на весь автопарк, сейчас подходят к этому выборочно. Страховщики также отмечают падение сборов до договорам страхования ответственности. антон александров, директор филиала ОАО СК «Пари» в Нижнем Новгороде»: «Спад грузоперевозок наметился еще летом прошлого года. Соответственно, начался и спад спроса на страхование грузов. Общая тенденция падения объемов страхования почти совпадает с падением грузооборота перевозок — около 20%». Страховщики считают, что это произошло за счет сокращения количества перевозок, а не за счет отказа от страхования клиентами. Однако участники рынка говорят о том, что на этой статье и раньше экономили многие. Теперь же ответственность страхуют только самые крупные игроки.
Лизинг привел транспортников к демпингу

Основной тенденцией на рынке транспортной логистики эксперты называют демпинг. Пока рынок рос, перевозчики покупали технику в лизинг и в кредит. Сейчас, чтобы хоть как-то гасить платежи, они вынуждены снижать цены на свои услуги, переманивая клиентов друг у друга. На проходившей этой весной в Москве конференции «Грузоперевозки: эффективные стратегии в условиях кризиса», участники рынка говорили о том, что Минтранс ставил вопрос о реструктуризации долгов транспортных компаний, предлагая снизить лизинговые ставки до 15%. Однако вопрос так и остался нерешенным: финансовые компании заявили, что не готовы к этому.

Г-н Готулев отмечает и еще одну причину для демпинга: «С началом кризиса в Нижний Новгород хлынули перевозчики из области. Приезжают на КАМАЗах, которым далеко за 10 лет, предлагают перевезти груз из Нижнего в Москву дешевле чуть ли не вполовину. И грузоотправители, которые каждую копейку считают, выбирают их».

По мнению экспертов, демпинг — неэффективный инструмент для выживания. Василий Готулев: «В 90-е на рынке перевозок была похожая ситуация. Компании, которые выбрали путь демпинга, продержались на плаву недолго. На мой взгляд, перевозчикам,у которых нет стабильного пакета заказов, дешевле продать машину по той цене, которую предлагают, расплатиться с банком и заняться другим бизнесом».

Эксперты соглашаются в том, что сейчас для всех компаний стоит задача выжить. Елена Карпова: «Конечно, развитие бизнеса также не вычеркивается из планов, хотя большинство сейчас заняло выжидательную позицию». Дмитрий Кардаков более категоричен в своем мнении: «Хватит говорить о кризисе. Стоит называть сложившуюся ситуацию просто новыми экономическими условиями. Да, объемы упали, но рынок уже начал к этому адаптироваться. Стоит затянуть пояса, забыть на три-четыре года про высокие прибыли и усердно, грамотно работать с тем, что есть».

мнение

Демпинг стал основной тенденцией и в складской логистике
Михаил Миллер, директор по продажам логистических услуг ГК «АЛИДИ»:

— Грузоперевозчики ведут активные переговоры с логистическими операторами по снижению или замораживанию тарифов. Многие операторы предоставляют отсрочки оплаты за пользование складами. Практически все компании стали объявлять тендеры на выбор логистических операторов. Основным критерием выбора становится минимальная цена логистического сервиса. Качество услуг обсуждается в последнюю очередь. В то же время есть и другая тенденция, положительно сказывающаяся на развитии регионального логистического рынка. Это перевод части объемов по грузообработке из столичного региона в другие регионы РФ.

Владимир Козлов, руководитель управления продаж и маркетинга ХК «Логопром»:

— На логистическом рынке продолжается падение основных показателей. Снижаются цены на услуги, арендные ставки, спрос на помещения и уровень заполняемости действующих объектов, также падает спрос на перевозки.
Компании, которые борются за выживание, предлагая просто ценовые изменения без изменения общей концепции своей работы, даже при наличии скидок должны осознавать, что прежние ставки еще не скоро вернутся на докризисный уровень, это можно прямо прогнозировать в горизонте на пять лет.

Алиса Егорова, Деловой Квартал

Источник: DK.RU
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.