Загружать мощности и осваивать новые рынки

08.06.2009
Просмотров: 5047

Производство алкоголя - один из немногих секторов перерабатывающей промышленности нашей области, который и сегодня продолжает демонстрировать положительную динамику. Каков потенциал роста бизнеса нижегородских производителей алкогольной продукции?

Производство алкоголя - один из немногих секторов перерабатывающей промышленности нашей области, который и сегодня продолжает демонстрировать положительную динамику. Каков потенциал роста бизнеса нижегородских производителей алкогольной продукции? Удается ли им конкурировать на равных с заводами из других регионов?
 
На сегодняшний день в Нижегородской области работают 2 спиртзавода, 5 пивоварен и 10 ликероводочных производств, имеющих гослицензию на выпуск алкогольной продукции. По информации Управления лицензирования и госрегистрации Министерства поддержки и развития малого предпринимательства Нижегородской области, в I кв. текущего года этилового спирта в нашем регионе было произведено на 6,4% больше, чем за тот же период 2008 г. Объем отгруженной алкогольной продукции при этом вырос на 2,2%, а выпуск пива - на 15,8%.
Как рассказал глава Управления лицензирования и госрегистрации регионального Министерства поддержки предпринимательства Николай Гнеушев, производственные мощности предприятий отрасли используются не в полной мере. Так, нижегородские пивоваренные заводы сегодня загружены в среднем на 75%, а ликероводочные - лишь наполовину. Таким образом, потенциал для наращивания объемов выпуска продукции имеется, причем значительный. Вопрос в том, как этот потенциал реализовать в условиях снижающейся платежеспособности населения и сохраняющегося высокого уровня незаконного оборота алкогольной продукции. Как прогнозирует г-н Гнеушев, из-за влияния данных факторов не исключено, что объем реализации продукции нижегородских производителей на региональном рынке по итогам этого года может снизиться примерно на 5% по сравнению с 2008 г.

Мешает демпинг
«Нормальной работе нижегородских компаний на местном рынке препятствует ввоз из других регионов страны крепких спиртных напитков, прежде всего водки, реализуемых по демпинговым ценам на уровне 50-60 руб. за бутылку, - отмечает г-н Гнеушев. - Данная продукция, пусть даже соответствующая ГОСТам, все равно является нелегальной, поскольку при ее выпуске в казну не были уплачены соответствующие налоги и сборы». Так, только размер НДС и стоимость акциза, закладываемые в отпускную цену одной бутылки, в сумме составляют порядка 50 руб.
Начальник отдела по борьбе с незаконным оборотом алкогольной продукции ГУВД Нижегородской области Андрей Преснухин рассказал, что в основном нелегальная продукция поступает в наш регион из Ставропольского края, Кабардино-Балкарии и Москвы, причем зачастую бутылки имеют подлинные акцизные марки, полученные в налоговой службе. «Понятно, что акциз с этого товара не уплачен (оплата должна производиться не в нашей области, а в том регионе, где продукция была произведена). В данном случае мы ничего сделать не можем. Здесь необходимо разбираться с УФНС, которое выдавало эти марки», - комментирует г-н Преснухин. По его словам, продавец, получив на реализацию продукцию со всеми документами, но по цене 35-40 руб. за бутылку, законы нашей области не нарушает. Но в результате нижегородские законопослушные производители оказываются в неравных конкурентных условиях.
Пресечь такую практику, как считает Андрей Преснухин, можно было бы введением обязательной предоплаты акцизов (сегодня производители могут отсрочить выплату акцизов на 45 дней после отгрузки партии). Еще один из возможных вариантов решения проблемы предлагает министр поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области Василий Казаков: «Позитивное влияние на российский рынок алкоголя оказало бы введение минимальной допустимой цены за поллитровую бутылку водки на уровне 86 руб. Все расчеты свидетельствуют о том, что дешевле официально производить и продавать ее невозможно».

Контроль вместо запретов
Как подчеркнул г-н Казаков, региональная власть не намерена каким-либо образом ограничивать ввоз в нашу область алкогольной продукции, произведенной в других субъектах РФ и тем более за рубежом. «Да, мы заинтересованы в том, чтобы нижегородские заводы выпускали продукцию из спирта, который производится в нашем регионе, чтобы рос объем поступающих в бюджет акцизов, но вытеснять чужие марки с нашего алкогольного рынка нельзя хотя бы потому, что это противозаконно, - продолжает министр. - К тому же существуют отдельные категории напитков (дорогие импортные и отечественные коньяки), которые у нас просто не производят, поэтому с ними бороться не имеет смысла. Что касается продуктов, рассчитанных на более массового потребителя, в задачу правительства входит контроль и обеспечение высокого качества реализуемой на территории области алкогольной продукции».
По словам Николая Гнеушева, в нашей области нелегальный оборот алкоголя (реализация контрафактной продукции, спиртосодержащих жидкостей технического назначения и т.д.) держится на уровне примерно на 20% ниже, чем в среднем по России, и составляет около 40%. При этом руководитель нижегородского регионального управления Роспотребнадзора Татьяна Буркова рассказала, что на протяжении последних трех лет удельный вес нестандартных проб алкоголя, выявляемых в ходе проверок, снизился с 6% в 2006 г. до примерно 1% в 2008 г. Уменьшается и число отравлений некачественной продукцией. Так, в 2007 г. был зарегистрирован 301 случай, из которых 9 с летальным исходом, а в 2008 г. - 188 отравлений с 2 летальными исходами. Как отметила г-жа Буркова, нестандартную продукцию выпускают в основном небольшие компании-временщики. Крупные предприятия практически ни разу не были замечены в производстве напитков, не соответствующих установленным государством требованиям, что в принципе логично, ведь качество продукции служит весомым аргументом в конкурентной борьбе, тем более на новых рынках сбыта.

Регионам наш алкоголь
По словам Николая Гнеушева, за последние 3 года нижегородские компании увеличили свою долю в общем объеме потребляемого в регионе алкоголя с 20-25% до порядка 60%. Из 7-7,5 млн далл алкогольных напитков всех позиций, которые ежегодно выпивают жители области, на местную продукцию сегодня приходится порядка 4 млн далл. Оставшиеся 40% включают напитки, ввозимые из других регионов и стран, в том числе и те их разновидности, которые не производятся на территории нашей области. К ним, например, относится элитный алкоголь, занимающий порядка 5% в общем объеме потребления, и всевозможные вина (на их долю приходится около 15%). Таким образом, на сегодняшний день местные производители занимают на нижегородском рынке прочные позиции, о чем свидетельствуют стабильная работа заводов и объемы поступающих в казну акцизов.
«В условиях, когда местный рынок уже не позволяет ощутимо наращивать объемы реализации, нижегородские производители рассматривают варианты повышения загрузки своих мощностей с целью увеличения поставок на рынки за пределами родной области», - говорит г-н Гнеушев. По имеющейся у него информации, в течение I кв. этого года в другие регионы страны нашими заводами было отгружено 119 тыс. далл спирта, что почти в 3 раза больше, чем за тот же период 2008 г. При этом на экспорт было отправлено алкогольной продукции в объеме 54 тыс. далл (в I кв. 2008 г. - 39 тыс. далл), а в другие регионы - 361 тыс. далл (в прошлом году - 149 тыс. далл). В случае сохранения позитивной динамики в течение всего этого года нижегородские компании смогут ощутимо усилить свои позиции в качестве игроков федерального алкогольного рынка.

Станислав Залуговский

Источник: Архив: Деловая неделя
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.