Чтоб не пропасть поодиночке

09.06.2009
Просмотров: 1707

Большинство логистических проектов в Нижнем были ориентированы на строительство складских комплексов, за громадой которых терялось понимание логистики как "движения". О трудностях правильной организации этого движения - разговор с А. Яковлевым.

Большинство логистических проектов в Нижнем были ориентированы на строительство складских комплексов, за громадой которых терялось понимание логистики как "движения". О трудностях правильной организации этого движения - разговор с операционным директором ЗАО "Корпоративные логистические системы" Антоном ЯКОВЛЕВЫМ. Его компания предложила разделить риски своих партнеров-первозчиков и даже готова оплачивать их обязательства по кредитам. В чем тут "корысть"?

— “Логистика” как термин моден, но многим не очень понятен. Расскажите, чем занимаетесь именно вы?

— Логистика — это наука о планировании, управлении и контроле за движением ресурсов. Поясню на бытовом примере. Когда мы идем за покупками, то обычно знаем, что хотим купить, в каком магазине, представляем маршрут и предполагаемые расходы. Даже придя в магазин, мы движемся не хаотично, а по заранее определенной схеме. Пусть наш план не прописан на бумаге и существует лишь в воображении, но существует! Переходя из отдела в отдел, набирая покупки в корзину, мы реализуем этот план, и в момент доставки покупок домой он будет выполнен. Так вот, логистика здесь отвечала бы на вопрос — как сделать все покупки за наиболее короткое время и меньшие деньги?

А теперь представьте, что вы директор большой компании, а ваша корзинка — автомобиль грузоподъемностью в 20 тонн, и таких машин у вас не одна и не две, а сотни...

— И вы знаете, как управлять движением этих грузовиков?

— Наша компания знает, как управлять движением груза, который проходит путь по длинной цепочке — от производственной площадки до конечного потребителя. Но было бы ошибкой считать, что этот путь состоит только из череды погрузок и выгрузок.

Когда человек садится за руль автомобиля, то как минимум берет с собой водительские права и техпаспорт. Вот и груз имеет транспортные документы и массу сопроводительных.

Логистика — комплексное понятие. Не просто складирование или транспортировка. Грузопоток — это еще и поток информации, которая должна быть надлежащим образом осмыслена, оформлена и доведена до тех, кому предназначена в заданные сроки.

Российскому рынку понадобилось несколько лет, чтобы осознать необходимость именно комплексного подхода в логистике.

— Вы говорите про несколько лет, но ваша-то компания появилась только в 2008 году?

— Это не совсем так. А точнее, совсем не так. Появление ЗАО “КЛС” — просто этап развития логистического бизнеса группы компаний “Волга-Транспорт”, которая ведет отсчет своей деловой истории на нижегородском рынке с 2001 года. Масштаб бизнеса вырос и привлек внимание солидных инвесторов, обладающих передовыми технологиями. Ведь логистика — это бизнес, построенный на знаниях. Именно они — наше главное конкурентное преимущество. Теперь мы общероссийская компания, работающая по всей территории страны. А после кризиса, к слову, рассчитываем выйти и на международные маршруты.

— Многие убеждены, что в кризис не время строить планы по захвату рынков. Похоже, вы придерживаетесь иного мнения?

— Для нас кризис — это возможность, а уже потом опасность.

Вспомним, как начинался “сытый” 2008 год. Фантастические надежды! Никто не думал о том, что очень скоро придется сокращать, увольнять, урезать. Торговые сети, вместо того чтобы вкладывать деньги в развитие розницы, участвовали в складских проектах, бросая на них безумные деньги, и формировали собственные парки грузовой техники.

Но бизнес сетевых магазинов — это все-таки продажи. Торговые компании занимались, на мой взгляд, излишне активно несвойственной для них деятельностью. И это сегодня во многом объясняет рост цен на продукты питания и инфляцию на потребительском рынке.

Кризис обнажает любую неэффективность и подсказывает опять же простое, а потому и самое удачное решение — надо заниматься тем, что умеешь, и отдать другим то, что делать не умеешь. Например логистику, задачей которой является сокращение расходов, а в конечном счете себестоимости.

КЛС одной из первых на нижегородском рынке взялась за решение логистических задач в комплексе и наработала целый пакет оптимальных алгоритмов. Но, видимо, она же первой столкнулась и с проблемами системного характера — с крушением рынка автоперевозчиков. И здесь у нас тоже есть антикризисный рецепт.

Впрочем, сначала хотелось бы напомнить вот о чем. Парадокс в том, что если, занимаясь логистикой, ты действительно хочешь серьезно экономить на издержках, то обязан вкладываться в свое дальнейшее развитие: покупать новые машины, новые системы слежения за движением груза, вводить новые системы документооборота, привлекать новые кадры.

Для компаний, где логистика лишь вспомогательный сервис, — это сугубо затратные проекты, невозможные в кризис. Ну, а для профильных компаний, таких как наша, подобные проекты — жизненная необходимость.

— Да много ли руководителей признало, что не могут справиться с кризисом без вашей помощи?

— Пока немного. Мы в стадии переговоров. Не скрою, трудных. Но тренд уже налицо. И даже ближайшее будущее за специализацией. То есть за нами. Отсюда и появление инвестора.

Подчас вопросы оптимизации связаны с эмоциями. Людям кажется, что наличие своих машин гарантирует надежность поставки товара. А то, что содержание этих машин и их обслуживание съедают с таким трудом добываемые деньги, не говоря уж о трудозатратах и времени, в расчет вроде бы не берется.

Рациональные доводы не действуют. Тут чистая психология. И только время лечит подобные заблуждения. Хотя и плачевный результат по себестоимости тоже может отрезвить.

А главная проблема сегодня — это угроза системных сбоев, которые могут коснуться многих.

Если посмотреть на существующее отраслевое устройство, то нетрудно заметить, что перевозчик в логистических цепочках — ключевая фигура. Как правило, перевозчик — это индивидуальный предприниматель, владелец грузового транспорта. Я думаю, многие смотрели телесериал “Дальнобойщики”. Такие “крутые” ребята, в основном, и осуществляют перевозку товаров народного потребления по дорогам России. За ними более 70% всех автоперевозок. Они основа автотранспортного бизнеса. В одном только Нижнем Новгороде несколько сотен индивидуальных предпринимателей, у которых в собственности несколько тысяч магистральных грузовиков. Многие из них наши партнеры.

В период докризисного роста логистического рынка они набрали “легких” кредитов. Под гарантии родственников и друзей, под залог квартир и машин. Брали кредиты на много лет и, увы, не всегда вникали в подробности договорных обязательств перед банками. А “подробности” предусматривают и штрафы, и залоговые изъятия.

Рынок изменился. Если год назад наши машины возили в среднем по 300 тонн в месяц, то сейчас по 120 тонн. Это значит, что у кого-то из перевозчиков уже нет работы. Нет работы — нет и денег. Нет возможности платить по кредитам. Частный предприниматель уходит из бизнеса. Государство не получает налогов, сокращается количество рабочих мест, рвутся наработанные бизнес-связи, и уже выстроенные логистические цепочки поставлены под удар.

Трудно рассчитать, где завтра “рванет”, кто сойдет с маршрута и нарушит взятые обязательства.

Любая проблема, разумеется, имеет решение. ЗАО “КЛС” совместно с общероссийской общественной организацией “Деловая Россия” выступили с инициативой поддержки частных перевозчиков.

Мы готовы взять на себя ответственность за платежи владельцев грузового транспорта по их проблемным кредитам или выступить гарантом перед банками.
Для того чтобы идея реализовалась, каждый из участников цепочки должен взять на себя часть рисков. В том числе и банки — им предлагается пересмотреть свои договорные отношения с должниками, реструктуризировать долги и прекратить отнимать залоговое имущество. Перевозчикам же придется отказаться от иллюзии “независимости”, придется, учитывая требования рынка, оказывать дополнительные услуги, оптимизировать затраты. А всем вместе — учиться использовать предложенные государством инструменты поддержки частных инициатив. Понятно, что возникнут при этом ведомственные ограничения, правовые или налоговые коллизии. Но на то и кризис, чтобы обнажить накопившиеся проблемы и подтолкнуть к их решению.

Участники “Деловой России”, достаточно критично рассмотрев наши предложения, тем не менее, поддержали инициативу КЛС и рекомендовали предпринимателям и государственным структурам внимательно отнестись к ней.
Речь не о частных интересах одной компании. А о весьма серьезном сегменте рынка, от которого зависит успешное функционирование очень многих структур. Под нашим контролем перевозки продуктов большинства крупных торговых структур города и области. И если мы видим, что российская экономика может потерять автотранспортную составляющую логистических цепочек, значит мы знаем, что говорим.

Уникальность ситуации в том, что каждый участник логистической цепи заинтересован друг в друге. И каждый, чтобы выиграть, должен пойти на компромисс и сделать шаг навстречу друг другу.

В этом тоже своя логистика: поступиться меньшим, чтобы получить больше. Партнерство по цепочке позволит не только выжить всем участникам, но и сформировать после кризиса современную и конкурентоспособную отрасль экономики, которая сможет работать по мировым стандартам. Разве мы не хотим этого?
СПРАВКА. Яковлев Антон Александрович. Родился в 1982 г. в Воркуте.
Армия. Спецназ морской пехоты Северного флота.
Образование: Республиканский автотранспортный техникум. Специальность: “Менеджмент организации на автотранспортном предприятии”. Государственный университет — Высшая школа экономики. Специальность: “Логистика и управление цепями поставок”.
Бизнес-опыт: прошел путь от рядового специалиста до руководителя складского комплекса. Организовывал работу складского хозяйства крупнейшего логистического оператора Нижнего Новгорода компании “АЛИДИ”. В 2008 г. стал одним из основателей ЗАО “Корпоративные логистические системы” (Corporate Logistics Systems, Closed Joint-Stock Company).
Женат. Воспитывает дочь Арину.ржа" № 20 от 9 июня 2009 года

Михаил ИСАКОВ, Фото Анны КУЗНЕЦОВОЙ

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.