Кушать? Продано!

13.07.2009
Просмотров: 5091

«Основной движущей силой купли-продажи готового предприятия становится страх потерять деньги или бизнес», - утверждает управляющий нижегородским «Магазином Готового Бизнеса» Григорий Рябченко.

«Основной движущей силой купли-продажи готового предприятия становится страх потерять деньги или бизнес», - утверждает управляющий нижегородским «Магазином Готового Бизнеса» Григорий Рябченко. Сейчас многие владельцы предприятий общепита хотели бы продать свои заведения. Но покупатели не спешат раскрывать кошельки - стало ясно, что приобретение кафе или ресторана не гарантирует дохода, хуже того - в кризис может обернуться большими потерями.

Портрет продавца
В течение I полугодия 2008 г. в нижегородский «Магазин Готового Бизнеса» (МГБ) обратились 28 продавцов предприятий общепита, из них десять желали продать ресторанный бизнес стоимостью до 1 млн руб. и четверо - свыше 10 млн руб. За аналогичный период 2009 г. в МГБ обратились 37 человек, желающих продать свои заведения, - на 30% больше. 21 из них продают бизнес стоимостью до 1 млн руб. и пятеро - свыше 10 млн руб. Таким образом, если в сегменте купли-продажи крупных заведений практически ничего не изменилось, то в случае мелких объектов активность продавцов возросла. Это связано с тем, что, к сожалению, продажа небольшого кафе или ресторана становится для их владельцев единственным выходом из сложной ситуации, в которой они оказались.
Заведения эконом-класса более часто продаются и более часто покупаются. Относительно крупные предприятия обычно выставляются на продажу по причине низкой эффективности бизнеса, и подобные случаи являются попыткой выручить средства за проданное имущество. Зачастую такие предприятия с большой натяжкой можно назвать готовым бизнесом - это, скорее, недвижимость. В Москве наблюдается схожая картина. Там количество обращений от владельцев мелких заведений увеличилось примерно на 50%.

Профиль инвестора
Активность покупателей изменилась следующим образом: если в течение первого полугодия прошлого года в МГБ обратился 81 человек, то в нынешнем - всего 32. Тем не менее спрос на действующие кафе и рестораны есть. В основном потенциальных покупателей интересует бизнес стоимостью до 1 млн руб. - 20 из 32 покупателей хотели бы приобрести такие объекты. В Москве подобная картина: спрос на покупку готовых кафе и ресторанов упал на 40%.
Снижение спроса обусловлено тем, что с рынка агрессивных покупок ушли профильные игроки, «варившиеся» в этом бизнесе, и множество непрофильных инвесторов, которые рассматривали покупку ресторана как выгодное вложение, причем часто в силу незнания специфики данного бизнеса. Теперь многие из непрофильных инвесторов поняли, что это не так просто - вложить деньги в покупку ресторана и не потерять.

Зачем продавать?
До кризиса предприятия выставлялись на продажу по самым разным причинам - нужны деньги, переезд в другой регион, болезнь владельца, конфликт соучредителей, надоел бизнес, есть желание вложить средства в более доходное дело. Сейчас список причин продажи сократился до четырех позиций. Первая - низкие доходы заведения, не позволяющие обслуживать долги, которые появились в докризисный период. Вторая - желание избавиться от убыточного заведения, работающего на арендованных площадях. Третья - попытка продать предприятие, приносящее нормальный доход, по высокой цене. Принцип в этом случае такой: предложат достойную сумму - продам, не предложат - не продам. Четвертая причина - требуются деньги на какие-то цели, и владелец вынужден расстаться со стабильным бизнесом, приносящим неплохой доход.

Для чего покупать?
До кризиса покупатели были готовы приобретать кафе и рестораны на арендованных площадях, и это их не смущало. Сейчас таких инвесторов стало значительно меньше: слишком высоки риски нестабильных отношений с арендодателями и, как следствие, увеличения одной из серьезных статей расходов.
Кроме того, раньше можно было выделить два типа непрофильных ресторанных инвесторов. Первые, не имеющие профессионального опыта, покупали заведения общепита, привлеченные чужим успехом. Вторых - покупателей с деньгами - привлекала не столько возможность получения доходов (это было вторично), сколько престиж владения собственным рестораном. В подобных ситуациях заведение приобреталось для встреч с друзьями и близкими или как актив «на всякий случай». Еще на рынке купли-продажи ресторанного бизнеса были финансовые инвесторы, которые вкладывали деньги в проект, набирали команду, раскручивали заведение и с выгодой его продавали. Таких покупателей практически не осталось.
Покупатели недорогих заведений совершают сделки в основном только ради имущества - с целью сохранения денег по принципу «на недвижимости вряд ли проиграю». А финансовые игроки готовы покупать ресторан в случаях, когда он уже «лежит на земле» и стоит очень дешево. В настоящее время на рынке мало денег и прослеживается тенденция к сохранению средств.


Источник: Архив: Деловая неделя
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.