Бизнес на эмоциях

17.07.2009
Просмотров: 5666

Нижегородский предприниматель Дмитрий Москаленко, в недавнем прошлом владелец инжиниринговой компании, утверждает, что его новый бизнес возник «абсолютно нечаянно», как некоммерческая идея.

Нижегородский предприниматель Дмитрий Москаленко, в недавнем прошлом владелец инжиниринговой компании, утверждает, что его новый бизнес возник «абсолютно нечаянно», как некоммерческая идея. Однако за этой случайностью просматриваются точные расчеты инвестора и бизнесмена, имеющего опыт реализации успешных проектов на конкурентном рынке.
 
Случайная радость
Я знаю три способа потерять деньги - азартные игры, женщины и инвестиции. Первый - самый быстрый, второй - самый приятный, а третий - самый надежный. Но, несмотря на это, я вкладываю деньги в новый бизнес. История создания комплекса отдыха - это шаг в сторону, переход из рынка В2В в В2С, из производства в сферу обслуживания.
Одиннадцать лет назад я зарегистрировал компанию «Ридан», занимающуюся производством, проектированием и продажей теплообменного оборудования. За 10 лет компания выросла, выручка составляла порядка 1 млрд руб. в год, были открыты 18 филиалов по всей России, построен завод в Дзержинске, численность сотрудников достигла 500 человек. И год назад я эту компанию продал. Выходя из бизнеса, думал, что открывать новую компанию уже никогда и ни за что не буду, деньги положу в швейцарский банк и стану жить на проценты. И вот тогда начнется настоящая жизнь!
Но так получилось, что в один из теплых дней прошлогоднего лета я на своем новом мотоцикле доехал до участка земли, находящегося в 50 км от Нижнего Новгорода около реки Юг, что впадает в Горьковское водохранилище. Приехал туда и изменил свое решение. Все произошло абсолютно случайно. Друг прислал ссылку, что продается земля, и предложил съездить, посмотреть. Честно говоря, мне это было совсем не нужно, хотелось просто обкатать мотоцикл. Но, оказавшись в указанном месте, я буквально влюбился в него: уникальная потрясающая энергетика, спокойная река шириной в километр, которая не цветет, в отличие от Горьковского моря, потрясающая природа… Цена предлагалась рыночная, адекватная, и я сказал: «Заверните». В момент покупки у меня не было идеи по использованию этой земли. Наверное, можно было перепродать этот актив, разрезать на участки, сделать коттеджный поселок и т.д. А я просто начал выбираться туда на выходные, ко мне стали приезжать друзья, они, в свою очередь, просили разрешения привозить своих друзей. Началось движение, которое требовалось поддержать. Так родилась концепция комплекса отдыха «Лагуна Юг» и девиз «Вместе хорошо».

Себе и людям
Мы решили развивать идею активного семейного отдыха. Сначала это был некоммерческий проект - для себя, для друзей. А сейчас мы, по сути, тиражируем успешный опыт. В августе в 4 раза увеличиваем номерной фонд, и у нас смогут разместиться 130 человек. С детьми занимается профессиональный аниматор, они постоянно заняты, в том числе творчеством. Есть, например, гончарная мастерская. Так что родители и дети могут отдохнуть и друг от друга.
Созданы условия для отдыха на воде - и активного, и пляжного. На высоте 6 метров построен «город над землей» с множеством препятствий - веревки, тросы, страховочная сетка, там работает спортивный инструктор. Есть профессиональное футбольное поле с искусственным покрытием. Формируем оздоровительные программы для детей, для женщин, устраиваем регулярные тематические заезды.
Кроме того, к нам приезжают отмечать дни рождения и справлять свадьбы. Для этого сегмента потребителей есть очень притягательная «изюминка» - дебаркадер площадью около 2 тыс. кв. м, стоящий на воде. Красивый вид, уникальная природа. Можно проводить дискотеки и организовывать интересные мероприятия.

Изнанка отдыха
Однако, воплощая в жизнь свой внутренний девиз «Отдых, продуманный до мелочей», мы столкнулись с определенными трудностями. Бизнес абсолютно новый. Я десять лет делал теплообменники и вдруг неожиданно оказался совсем в другой сфере, которую всегда видел только с лицевой стороны, не зная специфики и внутренних проблем. Спроектировать и расставить домики, провести необходимые строительные работы - несложно. Однако в нашей стране очень мало профессиональных строителей и дефицит поставщиков различных материалов, программного обеспечения и других товаров и услуг. Это, конечно, выбивает из колеи. Были проблемы и с получением разрешительных документов.
Затем возникли сложности с подбором персонала. Когда я вышел из прежнего бизнеса, мои сотрудники остались в компании, я не стал никого уводить (это было предусмотрено контрактом). Для развития нового проекта потребовались новые люди. Было очень трудно с нуля настраивать все бизнес-процессы - управление, учет и т.д. Помимо профессиональных качеств и высокой квалификации от сотрудников требуется личная эффективность, умение работать в команде. Пока происходит большой отсев, и комплекс работает в тестовом режиме.
Безусловно, есть проблемы, связанные с прогнозированием инвестиций. Я купил землю 1 июня прошлого года, к осени родилась идея, а потом случился кризис и возник вопрос - а может не надо вкладывать средства в проект? Ведь инвестиционный бюджет изначально в разы превышал стоимость участка земли. Анализ ситуации на рынке показал, что с ухудшением экономической ситуации люди начинают тратить меньше денег на отдых, отпуск становится короче и менее затратным. Это должно вызвать импортозамещение - отток туристов из зарубежных курортов. Однако для их привлечения необходимо предложить достойный уровень сервиса, к которому люди успели привыкнуть за границей. Так или иначе, мы давно перешагнули за рамки начального бюджета, который скоро удвоится, поскольку постоянно появляются разные идеи по улучшению комплекса. И, несмотря на то, что мы привлекли консультантов из профильных областей - гостиничного бизнеса и туризма, - пока спрогнозировать развитие ситуации по расходам и доходам сложно.
Когда мы провели маркетинговое исследование нижегородского и московского рынков загородных отелей, то первое впечатление было таким: можно ничего не делать, но объект будет полностью загружен, а можно стараться изо всех сил, но у тебя будет пусто. Все зависит от времени года в силу сезонности бизнеса. И данный фактор оказался самым серьезным тормозом, который не позволял сразу определить - вкладываемся мы в этот бизнес или нет. В итоге решили преодолеть проблему сезонности, создав такое предложение для гостей, чтобы они могли приезжать к нам круглый год.
Казалось бы, можно купить франшизу, но бизнес получился бы искусственным, и все равно пришлось бы подстраивать готовые технологии к специфике места. Поэтому мы формировали бизнес-процессы исходя из собственных переживаний и ощущений. Например, для легкости покупки тура мы в течение двух недель досконально прописывали процесс бронирования и оплаты, чтобы создать удобную модель, работающую без сбоев. На эту тему вспомнился анекдот. Группа жокеев обратилась к ученым: «Помогите нам выигрывать соревнования!» Заплатили деньги, к определенному сроку приходят за результатом, а люди науки говорят: «Мы пока только создали математическую модель движения шарообразного коня в вакууме»… Однако у нас нет путей для отступления, и мы готовимся принимать гостей на достойном уровне.

Всюду конкуренты
Своими конкурентами мы видим не только дома отдыха и турбазы, которые работают в нашем регионе, а также зарубежные туристические комплексы, но и гораздо более широкий круг игроков - городские спортклубы, кинотеатры, ночные клубы.
Хочется сделать лучший комплекс отдыха в регионе. Посмотрим, что из этого получится! Впрочем, я уже проходил нечто подобное в «Ридане»: в 1998 г., когда компания только открылась, здесь работал шведский монополист, занимавший более 60% рынка, и никто даже не предполагал, что можно не просто стать первым, но и вытеснить лидера.
В случае успеха «Лагуны Юг», думаю, через год мы сможем открывать комплексы отдыха в других местах. Правда, где и как искать столь же уникальные участки пока не даже представляю. Все ведь вышло нечаянно…

 
Досье
В 1998 г. Дмитрий Москаленко, выпускник Нижегородского государственного технического университета, организовал «с нуля» производственную инжиниринговую компанию ЗАО «Ридан», специализирующуюся на решении индивидуальных технологических задач теплообмена в ЖКХ и различных областях промышленности. В 2005 г. компания заняла лидирующую позицию в РФ по объему поставок теплообменников, потеснив шведского игрока Alfa Lavar. Ежегодно компания росла на 50-100%. По оценкам менеджмента предприятия, стремительному развитию бизнеса способствовала ситуация на рынках сбыта, прираставших на 5-20% в год, а также территориальное расширение - ежегодное открытие нескольких филиалов. Дальнейшее развитие требовало колоссальных объемов финансирования. Для преобразования быстрого роста в добавочную стоимость собственник компании был вынужден продать свой бизнес профильному стратегическому инвестору - датской компании Danfoss.

Анна Глуховская

Источник: Архив: Деловая неделя
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.