Путь радикальных перемен

20.07.2009
Просмотров: 5192

Сегодня многие предприниматели осваивают совершенно новые для себя направления бизнеса. То, что еще год назад казалось немыслимым и даже фантастичным, сейчас уже практически никого не удивляет.

Сегодня многие предприниматели осваивают совершенно новые для себя направления бизнеса. То, что еще год назад казалось немыслимым и даже фантастичным, сейчас уже практически никого не удивляет. Что заставляет бизнесменов делать смелые шаги в сторону - расчет или безысходность? Почему одним кризис дает шанс, а у других отнимает?

В последние полгода все больше владельцев предприятий напоминают богатырей у развилки дорог: направо пойдешь - коня потеряешь, налево пойдешь - сильно рискнешь, а прямо пойдешь - в тупик попадешь. Назад пути нет, да и долго стоять на месте тоже опасно. Один из главных вопросов текущего момента - куда направить свои предпринимательские таланты, чтоб если уж не сохранить и приумножить заработанное, то, по крайней мере, минимизировать потери.
Экстремальная ситуация в экономике заставляет переоценивать ценности, переосмысливать опыт прошлых лет и нередко дает возможность бизнесменам узнать о себе много нового и интересного. Представитель пищепрома становится во главе строительного бизнеса, профессиональный антикризисный управляющий с другом на пару открывают придорожный ресторан, топ-менеджер крупной национальной корпорации берется за развитие сети косметических салонов, экс-глава инжиниринговой компании создает загородный туристический комплекс, собственник производственной компании начинает открывать круглосуточные магазинчики формата «у дома». И подобных примеров сегодня немало.
Одни предприниматели с головой погружаются в неизведанный мир другого бизнеса, превращая его в ведущее направление своей деятельности. Другие предпочитают развивать новый проект параллельно с прежним в качестве страховочного варианта. Все зависит от ситуации в компании, специфики бизнеса, личных устремлений и жизненных целей предпринимателя.

Две тенденции
В этой активности прослеживаются две общие тенденции. Первый показательный момент: характерные для эпохи «сытости» инвестиции в стиле «купить компанию ради престижа» или «на всякий случай» уступили место целесообразности - бизнесам для жизни, а иногда и просто для выживания. В условиях дефицита финансов потенциальные инвесторы с особой тщательностью просчитывают возможные потери, проверяя и перепроверяя продавца и ликвидность активов. А если речь идет об открытии бизнеса с нуля, то теперь предприниматель «семь раз отмеряет» прежде чем начать финансировать новый проект.
И второй момент: активы, приобретенные еще до кризиса как бы случайно, на «лишние» деньги (земля, недвижимость и др.), начинают работать и уже приносят прибыль, выступая в качестве полноценных бизнесов. Например, владелец одной региональной многопрофильной компании, купивший пару лет назад домик в Европе, на берегу моря (по его словам, сугубо для «внутреннего, семейного использования»), в нынешнем году активно сдает внаем комнаты своим друзьям и знакомым и теперь намерен превратить уютную дачу в отель или пансионат. Для реализации этой идеи он уже нанял консультантов, изучает рынок. В общем, объект, который предполагалось использовать как место релаксации «для достойной встречи старости», превратился в коммерческий проект.

Путь налево
Уход в непрофильный бизнес осуществляется разными способами. Классический вариант - реализация проекта с нуля по схеме: рождение идеи, изучение рынка сбыта, создание нового бизнеса. Некоторые предпочитают покупать франшизу, а вместе с ней готовые стандарты и технологии ведения бизнеса. Это характерно для косметологических и туристических услуг, торговли одеждой, обувью, бижутерией, аксессуарами, сувенирами.
Для ухода «налево» предприниматели покупают уже готовую функционирующую фирму или интересный актив компании. Кризис благоприятствует таким сделкам. Цены на многие активы упали, предприятия испытывают трудности с оборотными средствами, поэтому продажа зачастую является способом «легко отделаться» от бремени родного бизнеса, ставшего непосильной ношей из-за неблагоприятной обстановки на рынке.

Ближе к людям
Наиболее привлекательные сектора для ухода «в сторону» - загородные дома отдыха, продуктовая розница, сфера производства недорогих продуктов питания, демократичные автосервисы, автозаправки, аптеки, парикмахерские, косметические салоны - в общем, те бизнесы, которые направлены на удовлетворение базовых потребностей. Именно в этих отраслях сегодня наблюдается инвестиционное оживление, поскольку, по мнению предпринимателей, такие компании способны и в кризис приносить стабильный доход.
Прогнозы экспертов начинают сбываться. Напомним, еще зимой Олег Григорьев, старший экономист московской компании экспертного консультирования «Неокон», в интервью нашему журналу сообщил, что в кризис «в роли работающих активов выступают простые инфраструктурные решения, которые обслуживают витальные потребности и приносят реальный денежный поток». Например, какая-то часть торговли все равно будет продолжать работать - люди не перестанут питаться, одеваться. Также известный эксперт предполагал, что многие бизнесмены начнут присматриваться к недорогой сфере услуг. Г-н Григорьев подчеркнул тогда, что «базовых потребностей, за удовлетворение которых люди вынуждены платить деньги, немало: например, люди не перестанут отдыхать, но теперь из-за недоступности для многих туристов зарубежных курортов появится потребность в недорогом качественном отдыхе в России, в том числе в своем регионе». Так оно и происходит: в последние полгода, несмотря на кризис, в Нижегородской области открываются новые загородные отели и базы отдыха. И реализуют эти проекты предприниматели, далекие от отельного и туристического бизнесов.
Кстати, такое поведение хозяйствующих субъектов предсказывал в мае прошлого года председатель совета директоров ГК «РИДА» Юрий Яворский, когда еще мало кто верил в скорое наступление кризиса. Бизнесмен предположил, что в момент экономического провала многие отложат в сторону красивые стратегии, переквалифицируются, испытают себя в новом качестве, хотя бы для того чтобы просто сохранить капитал. Все логично и закономерно. «Стоящий на месте, неработающий капитал будет умирать. Необходимо быть мобильным, постоянно двигаться, завоевывать и осваивать новые пространства, - пояснял свою точку зрения г-н Яворский. - За время кризиса компания вообще может переродиться, совершив переход из одной отрасли в другую». Допустим, еще вчера предприятие успешно осваивало тяжелую индустрию, а сегодня занимается выпуском швейных изделий. Главное, по мнению бизнесмена, «быть готовым к радикальным переменам и не бояться этого».

Кризис уникальности
Недостаточно обладать предпринимательской смелостью и грамотно выбрать направление деятельности. Важно заставить новый бизнес работать. А на рынке, похоже, наблюдается дефицит бизнес-идей, точнее кризис уникальности. Такое впечатление, что все бросились осваивать одну делянку - загородные дома отдыха, кафе, магазинчики «у дома». Притягивает бизнес малозатратного формата, гарантирующий быстрый разгон после старта и маломальский доход. У большинства цели просты - выжить, спастись, «снять пену» с кризиса. И лишь единицы хотят достичь лидерских позиций на новых рынках. Впрочем, даже если речь идет всего лишь о бизнесе базовых потребностей, необходимо формировать уникальное предложение для клиентов - то самое заветное преимущество, которое выделяет компанию в глазах потребителей и прокладывает прямой путь к их кошелькам.
По этому поводу иронично высказался эксперт международного уровня Валерий Белильцев. Правда, он говорил о пресловутом дефиците амбиций - и в масштабах экономики страны, и на предпринимательском микроуровне. «Все делают практически одно и то же, - делился наблюдениями г-н Белильцев, - но лишь один игрок способен вырваться вперед - тот, у которого есть амбиции выиграть в кризис, а для этого требуются игра ума и желание экспериментировать».

Опасный эксперимент
Впрочем, новый бизнес - уже сам по себе эксперимент, причем не всегда удачный. Бывший топ-менеджер, зимой потерявший работу после очередной волны сокращения штатов на крупном нижегородском предприятии, входящем в состав национальной корпорации, теперь отдает все свои силы и знания компании жены - сети косметических салонов. Правда после его финансового и интеллектуального вхождения в совершенно новый для него бизнес дело, которое приносило стабильный доход и практически не пострадало в кризис, теперь находится на грани разорения. Разруха наступила очень быстро. Как грамотный управленец, бывший топ первым делом урезал расходы на персонал и затраты на обновление материальной базы, а обучение сотрудников сделал платным - за их счет. Затем он попытался перевести людей с классических трудовых договоров на контрактные отношения - как с подрядчиками. Сеть салонов сократилась, поток клиентов иссяк. Зато конкуренты счастливы: некоторые из них неожиданно смогли получить высококлассных специалистов с наработанными клиентскими базами.
Вот другой реальный случай. Владелец производственной компании вложил часть доходов в пару продуктовых магазинов, расположенных на первых этажах жилых домов. О своем новом бизнесе он поначалу отзывался небрежно: мол, торговля - это просто, «париться» не надо, покупатели сами набегут и деньги принесут. Теперь недоумевает: торговые точки убыточны, а на соседней улице почему-то «сплошной праздник». В ближайших планах бизнесмена свернуть торговлю и отдать помещения в аренду…
Чужой бизнес - потемки. И далеко не всегда предприниматель и управленец, успешный в одной сфере деятельности, сможет оказаться столь же эффективным в реализации нового проекта. Далеко не у всех «экспериментаторов» получается тиражировать удачу в другой отрасли. Освоить технологии нового направления - полдела. А вот как запустить механизм и добиться, чтоб он работал как часы?
Основная проблема - незнание отраслевой специфики и всех нюансов нового направления. Предприниматель, который видел бизнес лишь «с лица», сталкивается с непредвиденными трудностями разного характера - от административных барьеров до кадровых проблем, которых не было в прежнем бизнесе. За красивым фасадом нередко скрываются ловушки, влекущие дополнительные расходы. В итоге реальный бюджет инвестиций, который требуется на реализацию идеи, может в несколько раз превысить планируемый объем вложений, и тогда проект превращается в бездонный кувшин, требующий все новых и новых вливаний.

Строители пирамид
Один финансовый консультант, который непосредственно занимается отбором проектов для инвестирования, в приватной беседе пожаловался на увеличившийся поток «прожектов», которые приносят к нему на рассмотрение. В инвестиционный банк приходят люди, считающие себя эффективными управленцами, с непонятными бизнес-планами и красивыми презентациями и просят дать денег, причем желательно побольше. «Мне в такие моменты всегда становится интересно, на каком этапе инвестор потеряет свои деньги - на запуске проекта или чуть позднее», - говорит собеседник.
Среди продавцов идей встречаются как «строители пирамид», не умеющие элементарно просчитывать риски и искренне заблуждающиеся относительно прибыльности нового бизнеса, так и «джентльмены в поисках десятки». Цели последних обычно сводятся к тому, чтобы просто добыть денег, например, для покрытия текущих проблем с ликвидностью.
В куче прожектов изредка проглядывают «жемчужные зерна» действительно интересных проектов, имеющих фундамент для реализации (материальную базу, оборудование, технологии и др.), которым не хватает небольшого финансового «допинга» для запуска. Но отделить зерна от плевел порой нелегко. Впрочем, и самим предпринимателям, как отмечает советник президента «Россита-Банка» Олег Кудрявцев, убедить инвесторов-кредиторов в том, что новая идея перспективна, также очень сложно, а зачастую практически нереально.

Люби и понимай
Как сделать шаг в сторону и при этом избежать финансовой ямы? Есть ли шансы минимизировать предпринимательские риски?
На этот счет существуют два золотых правила, которыми еще в самом начале кризиса с нами поделился генеральный директор ГК «Электроника» Александр Кузнецов. В первую очередь, предприниматель должен иметь личный интерес к новому проекту. Если заниматься тем, что не привлекает, и думать только об инвестиционной отдаче, ничего не получится. И правило второе, которое работает во все времена, - «вкладывай деньги только в то, что понимаешь».
Материалы «Темы номера» подготовлены на встрече Нижегородской предпринимательской группы, организованной Центром предпринимательства США-Россия совместно с журналом «Деловая неделя».

Анна Глуховская

Источник: Архив: Деловая неделя
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.