Отношения без брака: надежный банк ищет приличного заемщика

02.12.2009
Просмотров: 5254

Похоже, что пора пополнения банковской ликвидности закончилась, и теперь финансисты желают капитал пустить в дело, как, впрочем, им и полагается. По крайней мере, сигналы об оживлении на рынке идут сильные и со всех сторон.

Похоже, что пора пополнения банковской ликвидности закончилась, и теперь финансисты желают капитал пустить в дело, как, впрочем, им и полагается. По крайней мере, сигналы об оживлении на рынке идут сильные и со всех сторон.

Нынешнее положение на рынке охарактеризовал во время недавнего визита в Нижний Новгород советник президента, руководитель дирекции маркетинга и стратегических коммуникаций ОТП Банка Вадим Юрко: «Острая фаза кризиса прошла. У банков все в порядке с ликвидностью, денег – как фантиков, дайте хороших заемщиков!».

Крупняк закидывает сети

О планах относительно увеличения числа точек продаж сегодня заявляют ВТБ 24, МДМ- Банк, ХКФ Банк, Номос-Банк, банк «Уралсиб», «Ренессанс Кредит», Бинбанк, Промсвязьбанк и другие. Таким образом, кредитные учреждения пытаются решить вопрос увеличения доходности бизнеса, чтобы оправдать высокую стоимость привлеченных в период кризиса ресурсов.

О том, что ВТБ 24 принял решение в будущем году перейти от оптимизации сети отделений к ее наращиванию, рассказал заместитель председателя правления Вячеслав Воробьев: «Мы определились с программой развития сети на 2010 год: правление банка утвердило план по открытию в течение ближайшего года 48 новых отделений». Сегодня сеть ВТБ 24 состоит из 484 точек продаж, то есть увеличение составит около 10%. «Мы понимаем, что рынок розничного кредитования будет расти: экономика постепенно выходит из кризиса, а спрос на розничные банковские услуги будет восстанавливаться, — сказал Воробьев. — В таких условиях расширение сети отделений — необходимое условие для наращивания позиций в рознице».

МДМ-банк планирует до конца текущего завершить интеграционные процессы, связанные с объединением с Урса Банком, и уже в 2010 году начать развитие сети.

«Сейчас хорошее время для развития сети, поскольку издержки, связанные с арендой офисов, значительно ниже, чем до кризиса, и эту возможность следует использовать», считает директор банковской сети ХКФ Банка Юрий Андресов.

В период кризиса банки активно сокращали сети филиалов и отделений, уменьшая издержки. Число точек присутствия большинства банков из топ-30 в 2009 году осталось практически неизменным или уменьшилось, в то время как до кризиса кредитные учреждения активно наращивали сеть. Исключениями стали Россельхозбанк, открывший в 2009 году 70 новых точек продаж, и ЮниКредит Банк с 23-мя точками.

Кредитную активность проявляют и банки-«середняки». При этом они придумывают интересные маркетинговые ходы. Например, ОТП Банк объявило о запуске Программы защиты заемщиков. Программа предусматривает оказание добросовестным заемщикам помощи в исполнении обязательств по кредитам путем предоставления заемщику новых условий оплаты кредита и приемлемого размера платежа. Заемщик может воспользоваться программой, если его финансовое положение изменилось и временно не позволяет погашать кредит в полном объеме. Программа защиты заемщиков распространяется на нецелевые, ипотечные и автокредиты. «Каждый случай обращения рассматривается индивидуально, учитывая кредитную историю заемщика. Добросовестные заемщики могут рассчитывать на применение одного из предложенных вариантов реструктуризации исходя из кредитного продукта, а также текущего финансового положения. Мы надеемся, что данная программа позволит нашим заемщикам почувствовать финансовую защищенность и уверенность в будущем», - говорит Сергей Капустин, директор дирекции оценки и методологии рисков банка. То есть, фактически, вместо того, чтобы посылать к должникам и просрочивших выплаты заемщикам коллекторов или судебных приставов, в ОТП Банке решили поддержать людей деньгами. Ну и, конечно, еще немножко на этом заработать. Имеют право.

Микрокредитование:

приди и займи!

Дан старт новому витку микрокредитования. Недавно Grameen Bank, НБ «ТРАСТ» и некоммерческое партнерство «НАУМИР» заключили соглашение о совместном развитии микрофинансирования в России. Документ скрепили своими подписями председатель правления НБ «ТРАСТ» Надия Черкасова, профессор и Нобелевский лауреат Мухаммад Юнус (Grameen Bank, Бангладеш) и Михаил Мамута, президент некоммерческого партнерства «НАУМИР». Партнерство трех структур предполагает не только совместную работу, направленную на повышение доступности финансовых услуг для микробизнеса, но и обмен передовыми бизнес-моделями в сфере микрофинансирования, организацию дискуссионных площадок, тренингов и конференций, а также сотрудничество с другими международными структурами и фондами, реализующими программы микрофинансирования. «На сегодняшний день крупнейшие финансовые структуры уделяют все большее внимание микрофинансированию, как одному из ключевых аспектов социально – экономического развития. Поддержка малого предпринимательства в России - это один из наиболее эффективных инструментов борьбы с бедностью и безработицей, которые особенно остро ощущаются в удаленных регионах России», - сказал президент «НАУМИР» Михаил Мамута. «Я надеюсь, что со временем к списку компаний Grameen добавятся новые примеры социального бизнеса. И что еще более важно: я надеюсь, что и другие организации будут создавать собственные бизнес-проекты», - отметил профессор Мухаммад Юнус. Напомним, что в 2006 году он стал единственным в мире банкиром, награжденным Нобелевской премией мира за борьбу с нищетой в Бангладеш путем предоставления микрозаймов населению и предпринимателям. Собственно, Мухаммад Юнус и придумал микрокредитование как финансовый инструмент.

Рынок в России – поистине огромный. Сейчас, по оценкам «НАУМИР», за счет микрокредитования (займ до 1 млн руб.) в России создано 10 тыс. единиц бизнеса и 60 тыс. рабочих мест. В ОПОРЕ России рынок микрокредитования потенциально оценивается в 250-300 млрд руб., из которых освоено пока не больше 10%. И это – огромный шаг вперед, еще два-три года назад этот показатель едва достигал Микрофинансирование числится в антикризисных приоритетах правительства. Впрочем, не будем забывать, что именно на нижегородской земле родился единственный в своем банк, работающий с микробизнесом и частными предпринимателями – ФОРУС Банк. Сейчас он представлен 41-м офисом в 28 регионах страны, средний размер кредита по состоянию на начало ноября - 112 тыс. руб., 1 267 млн руб. - размер кредитного портфеля. В прошлом году банк стал лауреатом Нижегородской Банковской Премии «Золотой Элефант-2008» в номинации «Микрокредитование».

Впрочем, микрокредитование для Нижегородской области не экзотика, а повседневная реальность. В условиях намечающегося роста мелким предпринимателям деньги будет взять просто неоткуда, кроме как по схеме микрофинансирования. Если не считать потребительские кредиты, хотя это менее выгодно.

Пиастры потекли в эфир

В кризис большинство организаций сильно сократили бюджеты на PR и рекламу. 130 млрд руб. — таков совокупный объем рекламного рынка России за первые девять месяцев текущего года. По данным Ассоциации коммуникативных агентств России (АКАР), это на 30% меньше, чем за аналогичный период 2008 года. Банки не стали исключением. За первые девять месяцев 2009 года эта статья расходов российских банков сократилась на 28,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По данным, опубликованным на сайте ЦБ, общий объем рекламных трат составил 9,1 млрд руб. Несмотря на то, что объем затрат на рекламу в этом году заметно сократился, все последние девять месяцев расходы в этой сфере стабильно росли. Так, в первом квартале кредитные учреждения истратили на рекламу 1,9 млрд руб., во втором — 3,5 млрд руб., в третьем квартале — 3,7 млрд руб. В 2008 году динамика была обратной.
Даже в период острого кризиса банки не смогли полностью отказаться от рекламы, переориентировав ее с поддержки кредитования на стимуляцию привлечения вкладов населения. При этом некоторые банки не только не сократили траты на рекламу, но и увеличили их. В частности, Райффайзенбанк увеличил бюджет на рекламу на треть, а Московский Кредитный Банк и Юниаструм Банк — в два раза. И сейчас острие маркетинговой атаки переориентировано с привлечения на депозиты денег физических лиц на вновь открывшиеся кредитные возможности для «юриков».

Константин БАРАНОВСКИЙ

Источник: Архив: Капиталист-НН
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.