СПОРТ: Есть ли будущее у местных Шумахеров?

14.01.2010
Просмотров: 4399

Еще сохранились в памяти времена, когда Нижний Новгород (а еще раньше - Горький) был известен всей стране серьезными автоспортивными достижениями. Были здесь и свои кумиры.

Еще сохранились в памяти времена, когда Нижний Новгород (а еще раньше - Горький) был известен всей стране серьезными автоспортивными достижениями. Были здесь и свои кумиры. Шли на Левченко (он и умер-то как истинный спортсмен - на тренировке), Демидова, Толстолуцкого, Тютина... Зимний трек и "кольцо" собирали толпы людей. Часто среди этого людского моря появлялись и вовсе легендарные личности - Мосолов и Добровольский, участники знаменитого ралли "Монте-Карло". А сколько труда вложили в развитие автоспорта Стрельников, Виноградов и другие! Кто-то судил, кто-то организовывал соревнования, помогал чем мог, тренировал, но все вместе они составляли то, что принято называть школой. Трек исчез, "кольцо" - тоже, однако строится трасса под Богородском, и остались еще люди, готовые передать свой опыт начинающим втоспортсменам. В конце декабря они собрались в конференц-зале агентства "Биржа плюс". Тема круглого стола - "Состояние, возрождение и развитие нижегородского автоспорта" - не могла оставить равнодушными истинных его энтузиастов.

Представляем участников круглого стола: Вадим Баханов, генеральный директор АСК “Нижегородское кольцо”, неоднократный призер чемпионатов и Кубка России по различным видам автогонок, мастер спорта, судья всероссийской категории; Олег Уюткин, председатель комитета картинга Нижегородской области; Николай Демидов, спортивный директор АСК “Нижегородское кольцо”, неоднократный чемпион СССР и РФ по автогонкам, заслуженный мастер спорта, судья всероссийской категории; Марк Дельман, тренер по картингу команды “Гармония”, призер чемпионатов СССР и РФ, кандидат в мастера спорта; Анатолий Вавилов, директор Центра развития творчества детей и юношества Нижегородской области; Валерий Виноградов, организатор соревнований по картингу среди автолюбителей, призер чемпионатов города среди ветеранов; Владимир Шувалов, заместитель директора департамента по развитию спорта Нижегородской области; Иван Кошуринов, редактор журнала “Иномарка”; Александр Шеронов, шеф-редактор “Биржи плюс авто”.

Николай Демидов:
— Первое, что необходимо сделать, — собрать остатки нижегородской автомобильной федерации, тех, кто ее возглавлял. Это Алексей Гойхман и Герман Багров. Жаль, что они здесь не присутствуют. Нам нужна новая федерация, без нее никуда. А они, к сожалению, в последнее время совсем забыли про автоспорт.

Александр Шеронов:
— Алексей Гойхман был приглашен на наш круглый стол, но он на заседании городской думы.

Марк Дельман:
— Я могу сказать, что картинг сегодня — это удел частников. Единицы занимаются этим видом спорта. Так получилось, что мне повезло и я со своими спортсменами выезжаю на соревнования. Но потому лишь, что у людей есть возможность покупать дорогую, импортную технику. Были мы во Франции, ездили на чемпионат Европы в Италию.

Спорт, именно спорт, а не что иное, начинается с федерации. Чтобы выехать на соревнования, необходимо получить лицензию — документ который подтверждает, что обладатель его дейст­вительно спортсмен, который знаком с правилами соревнований, понимает язык сигнальных флагов, что он знает, как себя вести на дистанции. Но я почему-то езжу за лицензиями в Москву!

Александр Шеронов:
— А вот эти люди, о которых вы говорите, действительно хотят стать профессиональными спортсменами или это просто приятное времяпрепровождение в кругу себе подобных?

Марк Дельман:
— Вы можете себе представить обычного среднего бизнесмена, ребенок которого наслышан, что есть картинг? Они находят меня, и я им разъясняю ситуацию. Ведь заниматься этим видом спорта можно лишь выезжая в Москву, Ульяновск, Сочи, где есть замечательные картодромы. У нас их нет.

Соответственно, у таких детей должны быть сопровождающие, например родственники. Безусловно, они не видят в своем чаде чемпиона мира, они строят ему карьеру бизнесмена, но, как показывает практика, такие дети и во взрослом возрасте с удовольствием ездят на гонки или помогают начинающим спортсменам. Но их настолько мало, что даже говорить об этом смешно.

Александр Шеронов:
— Но можно этот круг расширить?

Марк Дельман:
— Конечно. Для этого, во-первых, как раз нужна федерация автоспорта, с нее начинается порядок, а второе — это “дорога”. Нельзя играть в футбол на проезжей части, вы же понимаете. Слава богу, будем считать, что “дорога” у нас уже есть, я имею в виду АСК “Нижегородское кольцо”. Значит, будем надеяться, что на этой базе мы откроем школу картинга, чтобы люди могли приводить детей. А если говорить не о деньгах, а о виде спорта, то им можно заниматься даже не имея больших средств, но для этого нужны соответствующие условия и чья-то поддержка.

Александр Шеронов:
— Мы видим, что исчез зимний трек, не проводятся кольцевые гонки... Забыли про класс “Волг”... Над ними кто-то смеялся, кто-то восхищался, но тем не менее был такой класс, и заезды на областном ипподроме собирали массы народа. Что случилось?

Валерий Виноградов:
— С 1988 года я стал заниматься организацией и проведением соревнований среди детей, познакомился с хорошими людьми, в частности с Олегом Уюткиным, с которым мы провели более сотни гонок. Что у нас имелось? В каждом районе города и области был центр технического творчества, а там — оплачиваемые ставки преподавателей автодела, пусть и небольшие. Сотни детей начиная с сентября круглогодично занимались любимым делом. Сейчас этого ничего нет, все развалилось, и от автоспорта все отвернулись. Многих тренеров просто выгнали, отдав их боксы под коммерческое использование. В результате в городе остался единственный тренер, который оплачивается государством. Это Олег Уюткин. В области та же картина.

И тем не менее энтузиасты на “старом железе” организуют свои чемпионаты города. А о настоящем детском спорте можно только мечтать. Мы сейчас проводим соревнования на дороге — дублере проспекта Гагарина. Еще в 1992 году Борис Немцов и Иван Скляров дали добро. Но это разве дело?! Чтобы вернуть существовавшую систему развития детского автоспорта, надо начинать, конечно, с министерства образования, чтобы были нормальные ставки, а не нищенские зарплаты. Единственный сейчас свет в окошке — это АСК “Нижегородское кольцо”.

Анатолий Вавилов:
— Действительно, картинг, мотогонки в советское время были вотчиной ДОСААФ. На сегодняшний день деньги — первоочередная забота, но, кроме этого, сейчас на каждый вид деятельности образовательного учреждения нужна лицензия. И “старое железо” в современных условиях уже не годится. А, как известно, кроме самих картов у образовательного учреждения должен иметься и картодром, а это по ценам пятилетней давности около 16 миллионов рублей, сумма немаленькая. То есть широкой души нашей теперь уже недостаточно, прошли те времена. Да, я помню, когда мальчишки сами выливали поршни, что-то там делали, гоняли на самодельных трассах. А случись что-то? Кто будет отвечать? Я думаю, пришло время все поставить на свои места.

Николай Демидов:
— Вопрос Уюткину. Скажи, Олег, так, для справки, сколько человек пришли к тебе в сентябре заниматься? Из полусотни, дай бог, к концу года останутся три-четыре. Вот так. Если бы материальная база была лучше, сколько народа оставалось бы?

Олег Уюткин:
— Столько же! Но люди были бы другие. Сейчас общество разделено — богатые, бедные. Раньше все было понятнее. Для всех, если угодно, существовал один закон. Сейчас не один. Но это же не значит, что бедным не надо ничего давать, если у них нет такой возможности! Система существует, но она должна работать.

Николай Демидов:
— Никого не хочу обижать, но хороших спортсменов получается все равно два. Бывает, что тренер не может найти подход. А если материальная база будет лучше, у тренера появятся помощники, то и хороших спортсменов будет больше.

Вадим Баханов:
— Хотелось бы выслушать представителей нашего спорткомитета. Может, есть какие-то мысли, программы по поддержанию детского автоспорта?

Владимир Шувалов:
— На сегодня нет. Если говорить о всем спорте в области, то с приходом Валерия Павлиновича Шанцева развитие значительно оживилось. Тем не менее материально-техническая база по-прежнему недостаточна. Нормативу по количеству бассейнов область удовлетворяет только на пять процентов. Ни в коем случае не хочу обидеть автоспортсменов, но в свое время были заброшены не только технические виды спорта — вообще все. Сейчас это приходится возрождать. За последние два года мы дважды поддерживали автоспортивные мероприятия — два этапа чемпионата России по трофи-рейдам и кольцевые гонки в классе “Волг”. Вот, пожалуй, и все наши контакты с автоспортсменами. Конечно же, каждый из нас прекрасно представляет, что раньше были ДОСААФ, клуб юного автомобилиста, секции и другие организации, на которых базировался автоспорт. Поэтому сейчас нужна организация, которая бы могла взаимодействовать с областным правительством, со спорткомитетом. Несмотря на то что область занимается спортом высших достижений и приоритет отдается олимпийским видам, я согласен с выступающими: нужна работающая федерация автоспорта. Она и будет заниматься вопросами финансирования и спонсорства, потому что надеяться на финансовую поддержку государства не приходится.

Марк Дельман:
— Да при чем здесь деньги государства? Те, кто интересуется автоспортом, знают, что в прошлом году чемпионом мира в “Формуле-1” стал Льюс Хэмильтон. Так вот, первый карт ему купил отец, который не обладал сверхдоходами. И его сын дошел до вершин автоспорта. Все зависит от желания заниматься и мотивации. Конечно, работают прокаты. Но одно дело научить человека хорошо ездить, а другое — подготовить спортсмена. Это можно сделать только при условии, что прокат будет работать на трассе.

Иван Кошуринов:
— У меня взгляд со стороны. Я об автоспорте пишу. Вот здесь слышу: нет поддержки от государства. Да, раньше она была, но, скорее всего, ее уже не будет. Нужно понимать, что нигде в мире автоспорт полностью на попечение государства не отдан. Хэмильтону, Шумахеру изначально помогали только родители. Политику государства тоже можно понять, в том числе и то, почему оно инвестирует деньги в строительство бассейнов, а не в покупку картов. Везде в мире автоспорт живет в первую очередь на частные деньги. Другое дело, что в России нет частного спроса, потому что автоспорт у нас фактически неизвестен. Опять же вспомню картинг. До прошлого года в Нижнем был только один картодром, на котором можно было покататься. Сейчас их больше, и это, безусловно, положительный момент. Пусть люди сами узнают, пробуют, ездят, а потом приводят туда своих детей. Поэтому я думаю, что в целом направление, в котором движется сейчас автоспорт, правильное. Все будет хорошо — вопрос времени.

Александр Шеронов:
— Я абсолютно согласен с коллегой. Проблема, на мой взгляд, еще вот в чем: а куда вести детей? Как их увлечь автоспортом, если о нем почти ничего не известно? Организация автогонок — процесс, который в идеале должен быть непрерывным, не от случая к случаю. Только тогда появятся деньги. Для этого, на мой взгляд, нужно четко наладить и постоянно поддерживать связь с общественностью, СМИ, то есть расширять информационное поле. Финансовую помощь можно привлечь, стараясь проводить циклы соревнований, тем самым популяризируя автоспорт. Ведь спонсоры не дают деньги просто так. Им нужно преподнести себя, свое дело и свою идею. И сейчас, думаю, пришло время поговорить об автодроме. Презентация его в конце 2008 года приятно удивила. Мы старались поддерживать интерес к этой теме. Расскажите, как продвигается строительство “Нижегородского кольца”?

Вадим Баханов:
— На сегодня то, к чему мы стремились, о чем мечтали, почти осуществилось. Я нашел человека, у которого есть деньги и который готов вкладывать их в этот проект. Естественно, деньги должны “отбиваться”, однако в автоспорте это очень сложно осуществить. Сам комплекс объединяет все виды авто- и мотоспорта. Кроме того, там можно проводить велогонки и соревнования среди роллеров, гонки на снегоходах. Он создан для того, чтобы развивать автоспорт, привлекать к нему инвестиции, о чем мы и говорили раньше. Сейчас готовятся документы для придания комплексу международного статуса. Это значит, что там можно будет проводить все что угодно, кроме “Формулы-1”. Но для этого нужно все достроить, подготовить инфраструктуру. Мы стараемся, чтобы этот комплекс приносил не только доход, но удовлетворял потребности начинающих гонщиков.

Конечно, мы будем заниматься и социальными проектами, готовы выделить помещение для школы картинга или какой-то другой. Хотелось бы, чтобы государство поддерживало такие начинания. Мы помогаем себе как можем, но нужно действительно создать структуру, цепочку от детского автоспорта к спорту профессиональных достижений. Не следует забывать и о любителях, о школах повышения водительского мастерства. Клубная система должна быть возрождена однозначно.

Как это сделать, при каких организациях будут эти клубы — нужно подумать. Но для них требуются определенные дотации. Мы, к примеру, денег у государства не требуем. Просим только, скажем так, моральной поддержки, внимания к нам. Просим помочь донести важность автоспорта до общественности. Даже при строительстве возникает много проблем. Часто, чтобы подписать какой-то документ, требуется много времени, а порой и денег. Будь у нас связи с государственными организациями, заинтересованными в этом проекте, все было бы проще.

Мы можем быть полезными друг другу. Но для такого сотрудничества, конечно, нужна федерация, в которой будут работать ответственные и заинтересованные люди. Сейчас у нас в этом плане разруха. А вот кольцевая гоночная трасса почти построена. Нужно сооружать паддок, питлейн, трибуны и прочую инфраструктуру — стоянки, кафе, гостиницы.

В официальном календаре на 2010 год у нас есть уже два этапа чемпионата России по кольцевым гонкам, Кубок России по дрэг-рейсингу. Будем проводить и другие соревнования, а также трек-дни для любителей, детей, да хоть тест-драйвы. Парадокс в том, что это будет действительно уникальная трасса, я наблюдаю интерес к ней во всей стране... кроме нашего города. В июле трасса начнет работать. Таким образом, комплекс уже почти готов, и хотелось бы, чтобы вокруг нас собрались все, кто неравнодушен.

Николай Демидов:
— На самом деле судьба трассы зависит от того, как она “перезимует”. Дело в том, что она может промерзать на 1,8 метра. Поэтому, как только все оттает, сделаем контрольный замер, и от этого уже будет зависеть все. Если трасса в порядке, третий слой асфальта положить не составит труда. По времени это займет восемь дней.

Александр Шеронов:
— А вообще есть возможность возродить интерес к кольцевым гонкам?

Николай Демидов:
— Если речь идет о “Волгах”, то никогда не возродим. А вот что касается класса “Жигулей”, то с этим все в порядке. Машины уже готовятся. Просто люди еще не видели нормальное “кольцо”! Ведь кольцевые кузовные гонки — это королевский вид спорта! Да и детишки на картах оттуда вылезать не будут.

Вадим Баханов:
— Не стоит, впрочем, забывать, что “кольцо” — это коммерческий проект. Приезжай кто хочет? Такого не будет. Развитие, подготовка новых спортсменов, работа с детьми — это очень важно, но невозможно без определенной структуры.

Олег Уюткин:
— Думаю, что в федерации должны быть “большие” люди, которые способны связать всю работу, объединить всех нас.

Владимир Шувалов:
— Федерация — это общественная организация. Она должна образоваться сама. У нас 74 организации, и мы не можем участвовать в становлении каждой. Сейчас другое время. Дмитрий Анатольевич Медведев напрямую заявил, что руководителями федераций должны быть специалисты. А высокие чиновники могут возглавлять попечительские советы. Бизнесмены способны покровительствовать тому или иному виду спорта. Жизнь наступила такая — ничего бесплатного нет. Главное сейчас, на мой взгляд, сохранить людские ресурсы, профессионалов, которые жизнь положили на дело автоспорта. Нужно возродить федерацию. С января следующего года в соответствии с новым законом департамент спорта начнет работу по государственной аккредитации федераций. Поэтому сейчас как раз то время, чтобы все сделать по тем нормативным документам, которые у нас есть.

АНОНС
Ипподром, зима-2010

АСК “Нижегородское кольцо” совместно с администрацией Богородского района проводит на ипподроме Богородска открытый трехэтапный Кубок по зимним трековым гонкам в классе автомобилей Д2Н.
Соревнование является личным, неклассифицируемым.
Приглашаем всех спортсменов принять участие, а зрителей — насладиться этим захватывающим действом.
Даты проведения этапов Кубка:
1-й этап — 16 января, суббота;
2-й этап — 30 января, суббота;
3-й этап — 13 февраля, суббота.

Александр Валентинов,Мария Коковихина,Александр Сорокин, Артем Ткачев, "Биржа плюс Авто" № 1

Источник: Архив: Биржа+Авто
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.