Ломать - не строить

20.01.2010
Просмотров: 2065

Два таможенных поста - Сормовский и Московский - закрыты в Нижегородской области 15 января. Достойной альтернативы Сормовскому посту, принимавшему автомобильные и железнодорожные потоки, пока нет.

Два таможенных поста - Сормовский и Московский - закрыты в Нижегородской области 15 января. Достойной альтернативы Сормовскому посту, принимавшему автомобильные и железнодорожные потоки, пока нет. В связи с этим участники ВЭД прогнозируют ухудшение экономической ситуации и условий конкуренции в регионе. Таможенники эту информацию опровергают.

Напомним, что два поста закрыты в Нижегородской области в рамках реализации концепции вывода пунктов таможенного оформления за пределы крупных городов. Под “раздачу” попали Московский и Сормовский посты. Последний объединял таможню и склады временного хранения (СВХ) и принимал как автомобильный, так и железнодорожный транспорт. Кроме того, это был единственный в области пост с правом оформления подакцизного товара.

Как сообщил на пресс-конференции 18 января первый заместитель начальника Нижегородской таможни по таможенному контролю Олег Андреев, идея ликвидировать таможенное оформление в мегаполисах возникла в Москве, в прошлом году она была одобрена председателем правительства РФ Владимиром Путиным. Из-за резкого кризисного падения ВЭД государственной структуре в принципе не нужно столько подчиненных органов. Но даже будь Нижегородская таможня не согласна с этим решением, изменить его она не в силах, подчеркнул Андреев.

По словам начальника Приволжского таможенного управления (ПТУ) Вячеслава Голоскокова, “закрытием Сормовского поста недоволен только СВХ “Терминал”, а остальным абсолютно все равно”. В свою очередь, Олег Андреев заметил, что именно структуры, чьи доходы напрямую зависят от наличия постов в пределах Нижнего Новгорода, начали кампанию против закрытия постов и “стали пугать различными экономическими последствиями”. По оценкам Нижегородской таможни, за три дня работы по новой системе (два из которых были выходными) негативных изменений, эксцессов и падения внешнеторговой деятельности не произошло.

“Стояла задача — сократить избыточное количество постов. Сормовский пост лучшим признавался в 2007 году только по СВХ. Мы стараемся, чтобы максимальное количество предприятий получило для себя упрощенную систему оформления грузов — в электронном виде. СВХ — это деньги чужому дяде, непроизводственные издержки”, — заявил “Бирже” Голоскоков. Переход на электронное декларирование — выход из положения для всех участников ВЭД, считают таможенники. Отправляя данные по Интернету, предприятия перестают зависеть от местонахождения и оборудования таможенных постов.

Как показал опрос участников ВЭД, вопреки точке зрения ПТУ, большинство предпринимателей негативно относятся к закрытию Сормовского поста. Специалисты опасаются ограничения конкуренции в регионе: оставшиеся посты — ГАЗ и Дзержинский — уже предупреждали, что с нового года цена их услуг, возможно, поднимется.

“Закрытие ТП Сормовский означает поиск нового места, мы сейчас ведем переговоры с ГАЗовским постом, с “Ростэком”, потому что стоять на месте нельзя, — рассказал директор ООО “Совстрансавто Нижний Новгород” Игорь Костин. — Но государству, как обычно, виднее. Оно нас и прижимает. Перейти на новое место — все равно что покинуть обжитой привычный дом. Ведь говорят, что два переезда равносильны пожару”. По словам руководителя отдела ВЭД ООО “Центра Дистрибуции Алкоголя “Сомелье” Станислава Игнатенко, ни Дзержинский, ни ГАЗовский посты не имеют при себе СВХ, которые могли бы принимать на хранение алкогольную продукцию. Даже при сохранении СВХ на прежнем месте возникнет большое транспортное плечо между Дзержинском и Сормовским районом Нижнего Новгорода.

Планировалось, что основную нагрузку вместо Сормовского поста примет на себя именно ТП Дзержинский. Но по статистическим данным, собранным сотрудниками Нижегородского отдела Института социологии РАН, пока переносить свою деятельность в Дзержинск собираются не более 9% предпринимателей.

По информации Поволжской логистической ассоциации (ПЛА), таможенное управление считало, что уже в январе—феврале в Дзержинске будет построен новый СВХ, оборудованный современной техникой и видеосистемами. Совместно с областью должно было быть организовано государственно-частное партнерство, в чьи полномочия входит поиск инвестора. ПЛА уверена, что в министерстве инвестиционной политики Нижегородской области есть ответственные за этот вопрос специалисты. Однако в самом министерстве информацию о существовании отдела или конкретных исполнителей, курирующих направление, опровергли. Закон, регулирующий отношения в государственно-частном партнерстве, еще не рассмотрен областным Законодательным собранием. Только когда он будет принят, появятся ответственные лица, заявили “Бирже” в мининвесте.

Как сообщил исполнительный директор ПЛА Василий Гончаренко, руководство таможни впервые посетило место будущего поста в Дзержинске только в конце декабря. “Дзержинский таможенный пост находится на улице Попова. Там всего две полосы дороги. Это жилой массив. На всей этой улице может выстроиться в ряд машин 50. При этом пропускная способность Сормовского и Московского таможенных постов — 150 автопоездов в сутки. Такой объем транспорта быстро “забьет” улицу Попова и окрестные улицы. Машины будут ждать на улице днем и ночью”, — считает Гончаренко.

Кроме того, проблемой станут малые размеры и удаленность зоны таможенного контроля. Это нарушение, так как зона должна находиться по тому же адресу, что и сам пост. В накладе останутся и таможенные брокеры, которым не предоставляют помещений. Вероятно, они попробуют скупить и переоборудовать первые этажи ближайших домов.

“С ликвидацией Сормовского поста не остается ни одного теплого склада временного хранения, — говорит Гончаренко. — Многие товары — пищевые продукты, медикаменты, кровь, оборудование — требуют определенного температурного режима. Для таких грузов себестоимость перевозки увеличится в разы. Компаниям придется хранить грузы у нас на складе, для перевозки грузов потребуется специальное сопровождение. А есть еще грузы, которые требуют особых условий по негабариту, разгрузке. Их на самом Дзержинском посту невозможно будет принимать. Придется гонять транспорт за 70 км до восьми раз”.

На вопрос “Биржи” о степени обустроенности Дзержинского поста Олег Андреев ответил, что “участники ВЭД могут оформляться на любом посту Нижегородской области, не обязательно на Дзержинском”. Что касается потенциального инвестора, сама таможня никого не ищет.

Прогнозируемые ПЛА и некоторыми участниками ВЭД последствия закрытия Сормовского поста — потеря шанса для Нижегородской области стать логистическим центром ПФО, снижение грузооборота и рост цен на товары. “Такое решение сопоставимо с закрытием Нижегородской ярмарки в 1927 г. не по масштабам, а по завтрашним последствиям. Все равно либо придется создавать нормальный таможенно-логистический комплекс, либо отказываться от задач развития региона. Пока мы закрываем хорошую инфраструктуру и переводим все в поле”, — считает Василий Гончаренко.

В то же время генеральный директор ТПП Нижегородской области Дмитрий Краснов уверен, что бизнес должен развиваться вне зависимости и вне связи с государственными органами. “Если бизнес будет строиться на базе таможни или иной государственной системы — это неверно. Тем более если бы речь действительно шла о затягивании, усложнении таможенных процедур. Но, по моему мнению, этого не происходит. Таким образом, на инвестиционную привлекательность Нижегородской области это влиять не должно. Кроме того, решение принято государственным органом управления — Федеральной таможенной службой России, и обсуждать это решение мне представляется некорректным”, — заключил Краснов.

P.S. Как рассказал “Бирже” гендиректор НАПП Валерий Цыбанев, по инициативе ассоциации 14 декабря прошла встреча директоров заводов с губернатором и руководителями региональной таможни. Представители предприятий передали губернатору письмо с просьбой приостановить закрытие Сормовского поста хотя бы на полгода, чтобы иметь время развить должным образом работу постов ГАЗа и Дзержинска. На этой неделе губернатор должен встретиться с руководством Федеральной таможенной службы и обсудить этот вопрос.
Рейтинг статьи: еще не голосовали

Алла БРЕНЕВА, Ольга ЧУПАЧЕНКО "Биржа" № 1 от 19 января 2010 года

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.