ОбъЕГЭрили!

27.01.2010
Просмотров: 3389

Закончился первый семестр. Первокурсники, поступившие по ЕГЭ, сдают экзамены. Скоро станет ясно, грядут ли массовые отчисления.

Как учатся в вузах сдавшие единый госэкзамен

Закончился первый семестр. Первокурсники, поступившие по ЕГЭ, сдают экзамены. Скоро станет ясно, грядут ли массовые отчисления. В идеале вузы должны были набрать самых грамотных и подкованных, а бедные и богатые поучить равные права на образование. Что получилось на практике?

«Афтор» пишет «есчо»

В начале учебного года разразился скандал: первокурсники МГУ с треском провалили контрольные работы, целью которых было проверить, насколько ЕГЭ отражает реальные знания выпускников школ. Среди получивших “пару“ оказались даже “стобалльники“ по ЕГЭ. Факультет журналистики не стал исключением. Больше 80 процентов будущих акул пера написали диктант на “два“. Правда, часть студентов все-таки подтвердили свои блестящие результаты. Ректор МГУ Виктор Садовничий известен как ярый противник ЕГЭ. Для своего вуза он добился права проводить дополнительный экзамен по профильному предмету.

Преподаватели нижегородских вузов специально первокурсников не тестировали. Но тем не менее активно обсуждают, что за контингент им придется учить.

“Рано делать выводы - сессия в самом разгаре! – говорит проректор по учебно-методической работе НГТУ им. Р. Е. Алексеева Евгений Ивашкин. - Если судить по тому, как учились ребята в течение семестра, мы не заметили большой разницы с прошлым годом. Правда, раньше студенты редко забирали документы в первом семестре. Сейчас таких стало больше. В прошлые годы ребята, учась на подготовительных курсах, за год определялись: “мой“ это вуз или “не мой“. Сейчас появился большой процент поступающих, которым все равно, куда отдать свидетельство ЕГЭ“.

По словам проректора, у него нет оснований не доверять результатам ЕГЭ.

“Как инструмент измерения, единый госэкзамен имеет право на существование. Но необходимо определиться, что с помощью этого инструмента можно измерять, - пояснил Евгений Геннадьевич. – Для определения уровня преподавания в школе он подходит. Но для поступления в вуз, с моей точки зрения, нужен дополнительный экзамен, который принимает комиссия из нескольких человек. ЕГЭ я предложил бы взять за основу. Сейчас модно слово “портфолио“. Приходит абитуриент с сертификатами ЕГЭ и “портфолио“. Рассказывает комиссии, что он сделал как будущий технарь: участвовал и побеждал в таких-то проектах, конкурсах…. Студент политеха должен уметь творчески мыслить в инженерном плане“.

Директор Нижегородского филиала УРАО Жанна Прахова тоже не спешит с выводами о том, соответствуют ли “егэвские“ баллы реальным знаниям ученика. Однако первые результаты уже видны.

“К примеру, студенты очного отделения специальности “Связи с общественностью“ принимались по результатам ЕГЭ по русскому языку, истории и обществознанию, - прокомментировала Жанна Владимировна. – Студенты, получившие за ЕГЭ по русскому языку 60 - 70 балов, на экзамене “Русский язык и культура речи“ получили оценку “хорошо“, подтвердив свои знания. Остальные и здесь показали себя “троечниками“. Если при подаче документов в вуз оценки по истории были ниже, чем по русскому языку, то и результаты экзамена по отечественной истории не очень радуют.“

По словам директора, в связи с введением ЕГЭ перед профессорско-преподавательским составом стоят сложные задачи.

Все равны, но некоторые – равнее

Покритиковал новую систему зачисления первый проректор НГСХА Алексей Новожилов:

“Раньше в сельских школах работали наши профильные классы. Там учеников готовили к поступлению в вуз, помогали определиться с будущей профессией, - говорит Алексей Иванович. - И, самое главное, им давали возможность досрочно сдать вступительные экзамены. Не получилось – сдавай еще раз с общим потоком. Мы и сейчас могли бы открыть такие классы, но ученикам это ничего не даст. Они будут сдавать ЕГЭ вместе со всеми. Мы хотим, чтобы у ребят из села были хоть какие-то преимущества“.

Одна из главных идей ЕГЭ – дать возможность толковым ребятам, в том числе из сельской местности, без проблем поступить в вуз. Однако в жизни все получается не так гладко, как на бумаге.

“Чтобы дать всем равные возможности, нужно повышать уровень преподавания в сельских школах, - считает проректор. – К тому де, реальные знания единый госэкзамен не отражает. Чтобы хорошо написать тест, нужна доля везения. Абитуриент может угадать правильный вариант ответа. Теперь учителя 10-11 классов “натаскивают“ ребят на тесты. Получается, что знать предмет - одно дело, а хорошо написать ЕГЭ - другое “.

Новожилов отметил, что уровень подготовки абитуриентов год от года падает.

“В связи с тем, что устные экзамены в школе стали редкостью, у студентов возникают проблемы с устной речью. Ни для кого не секрет, что, опираясь на методику “натаскивания“ на тесты, обучить предмету нельзя. Тесты всего лишь дополнительный момент для усвоения материала, - уверена Жанна Прахова (УРАО). - У вчерашних школьников преобладает фактологический подход, а не проблемно-аналитическое изложение материала“.

О нелепых вопросах по ЕГЭ в народе ходят легенды. Правда, нужно учесть, что такие вопросы встречаются не в самих тестах, а в пособиях по подготовке к ЕГЭ, которые пишутся непонятно кем. Под видом пробных заданий по ЕГЭ издано немало “макулатуры“. Вот один из ярких “образцов“:

“Испытала ли Татьяна Ларина настоящую любовь?"

Варианты ответов:

а) да б) нет в) частично. Правильный ответ – частично.

Многие ученики, учителя и родители ЕГЭ ругают. И на это есть причины. В регионах, где госэкзамен сдают много лет подряд (например, в Архангельской области), педагоги сетуют, что дети с пятого класса учат тот предмет, который им предстоит сдавать, а на остальные не обращают внимания. Хороший аттестат теперь ни на что не влияет. Для каждой специальности (неважно, в каком вузе), утвержден список экзаменов.

Есть еще одна проблема. Весь “бюджет“ на конкурных специальностях в прошлом году практически полностью заняли льготники и целевики. Сколько бы ты баллов не набрал, на заветное место не поступишь. К примеру, на “Финансы и кредит“ в ННГУ им. Лобачевского приняли 8 целевиков и 14 льготников. И все – “бюджет“ закрыт!

“Между тем, у целевиков баллы по ЕГЭ зачастую ниже, чем у остальных. Для них в программе предусмотрены дополнительные занятия“, - говорит Новожилов.

В других вузах целевики тоже набирали меньше баллов. С льготниками вообще отдельная история. Допустим, абитуриент-льготник набрал 130 баллов, а “обычный“ выпускник – 230. Льготник будет зачислен, что называется, без разговоров, а вот поступление второго может оказаться под вопросом. Где же равные возможности?

Кроме того, разработчики ЕГЭ уверяли, что единый госэкзамен поможет окончательно и бесповоротно победить коррупцию в системе образования. Но если допустить, что приемной комиссии можно дать взятку, то почему нельзя купить справку об инвалидности или по блату оказаться в числе целевиков?

Александра НИКИТИНА, Фото Олега ЗАЙЦЕВА

Источник: Агентство бизнес мониторинга
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.