Пригородный плюс// ГЖД снизила убытки от пассажирских перевозок на территориях регионов

09.02.2010
Просмотров: 1967

Убытки Горьковской железной дороги (ГЖД) — филиала ОАО «Российские железные дороги» — от пригородных пассажирских перевозок в 2009 году снизились почти в полтора раза до 672,4 млн руб., из которых около половины компенсировали региональные бюджеты.

Убытки Горьковской железной дороги (ГЖД) — филиала ОАО «Российские железные дороги» — от пригородных пассажирских перевозок в 2009 году снизились почти в полтора раза до 672,4 млн руб., из которых около половины компенсировали региональные бюджеты. Уже к 2011 году железнодорожники намерены перейти на стопроцентное возмещение такого рода выпадающих доходов регионами. Эксперты сомневаются в том, что в условиях дефицитных региональных бюджетов РЖД удастся в следующем году вывести пригородные перевозки на безубыточный уровень во всех субъектах РФ, полагая, что результаты переговорного процесса будут зависеть от политической воли губернаторов.

Итоговые показатели выпадающих доходов от пригородных пассажирских перевозок вчера на совещании по развитию железнодорожного транспорта в Приволжском федеральном округе представил начальник дороги Анатолий Лесун. В 2009 году убытки ГЖД от организации пригородного сообщения составили 672,4 млн руб., что почти в 1,5 раза ниже аналогичных показателей 2008 года (1,035 млрд руб.). Как сообщил господин Лесун, 47,5% общего объема выпадающих доходов от пригородных перевозок компенсировали региональные правительства — в частности, Нижегородская область возместила 88,9%. По словам присутствовавшего на совещании вице-президента РЖД Сергея Епифанцева, к 2011 году железная дорога рассчитывает на стопроцентную компенсацию регионами выпадающих доходов госмонополии.

Горьковская железная дорога — филиал ОАО «Российские железные дороги», работает в Нижегородской, Владимирской, Кировской, Рязанской областях и республиках Мордовия, Чувашия, Удмуртия, Татарстан, Марий Эл. Общая длина путей — 12,09 тыс. км. Погрузка в 2009 году составила почти 37 млн т (сокращение на 18%), грузооборот 181,6 млрд т-км, число перевезенных пассажиров — 59,73 млн человек (сокращение на 24%).

ГЖД сокращает потери от пригородных перевозок в течение последних нескольких лет: в 2008 году выпадающие доходы сократились почти на 9% (с 1,13 млрд руб. в 2007 году). Продолжить тенденцию и в итоге последовательно вывести пригородные перевозки на безубыточный уровень и прибыль РЖД рассчитывает за счет создания совместных с региональными правительствами пассажирских компаний. Так, осенью прошлого года было зарегистрировано ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» (ВВППК), в котором 50% минус две акции принадлежат РЖД, по 25% плюс одна акция — правительствам Нижегородской и Кировской областей. Тогда нижегородские власти обещали в 2009 году увеличить объем компенсации выпадающих доходов ГЖД со 150 млн до 180 млн руб., кировские — с 43 млн руб. до 63 млн руб. Уже в этом году, по расчетам железнодорожников, прибыль ВВППК должна составить около 1 млн руб., а к 2014 году достичь 26 млн руб.

Сокращение убытков ГЖД в сегменте пригородных пассажирских перевозок глава аналитического департамента «Ингосстрах-инвестиции» Евгений Шаго называет характерным для системы РЖД в целом, объясняя традиционным ростом тарифов на услуги госмонополии, а также усиленной оптимизацией расходов, которую она вела в условиях кризиса: «Объем выпадающих доходов по пригородным перевозкам сократился по всем отделениям — у кого-то больше, у кого-то меньше. Многое зависело от того, насколько грамотно на местах снижали издержки».

Достичь стопроцентного возмещения убытков от пригородного сообщения всеми регионами в 2011 году, по мнению аналитиков, РЖД вряд ли удастся, особенно в условиях дефицитных бюджетов, формируемых большинством регионов на фоне последствий кризиса. «Существующая на сегодняшний день система обоснования убытков от перевозок не всегда прозрачна, и из-за этого в некоторых регионах между железнодорожниками и губернаторами возникают конфликты, поскольку власти не понимают, как ведутся расчеты. Периодически это заканчивается отменой убыточных, на взгляд РЖД, пригородных электропоездов», — напоминает генеральный директор исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов, указывая, что для ускорения процесса железной дороге стоит модернизировать механизм расчетов. По мнению эксперта, результаты переговоров госмонополии с каждым конкретным субъектом РФ будут зависеть от политической воли губернаторов.

Елизавета Зубакина

Источник: Коммерсантъ Приволжье. Нижний Новгород
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.