B2ten: тайный бизнес-ресурс канадцев

15.02.2010
Просмотров: 2130

Первая золотая медаль, полученная канадской сборной на Играх в Ванкувере, была встречена взрывом национального ликования. Однако у истории преодоления канадцами «проклятья домашних Игр» есть неизвестная страница.

Первая золотая медаль, полученная канадской сборной на Играх в Ванкувере, была встречена взрывом национального ликования. Любая страна радуется успеху соотечественников-олимпийцев, но в Канаде — случай особый. За 34 года, с момента, когда страна впервые провела Игры на своей территории (нынешние — уже третьи), ни один канадский спортсмен не поднимался на высшую ступень пьедестала почета. Когда семь лет назад Ванкувер выиграл право на проведение Игр-2010, многие пожимали плечами: зачем это канадцам? Успех 22-летнего Александра Билодо (Alexandr Bilodeau), завоевавшего «золото» в могуле, стал ответом скептикам, даже несмотря на то, что большинство канадцев не знакомы с этим молодым видом спорта, более популярным в Западной Европе, нежели в Северной Америке. Премьер-министр провинции Британская Колумбия Гордон Кемпбелл (Gordon Campbell) заявил, что первая олимпийская золотая медаль, полученная канадским спортсменом на домашней Олимпиаде, «станет одним из величайших моментов в спортивной истории» страны.

Однако у истории преодоления канадцами «проклятья домашних Игр» есть неизвестная страница, о существовании которой в понедельник рассказала газета The Wall Street Jounal.

Все семь лет подготовки сборной Канады к Олимпиаде наиболее перспективные спортсмены получали негласную помощь со стороны группы крупнейших бизнес-лидеров. Эта группа называется B2ten, что расшифровывается как Business 2010. Точный количественный состав и имена спонсоров не разглашаются, хотя WSJ утверждает, что в их числе — самые могущественные кланы предпринимателей Канады, включая семьи Бронфман (Bronfman) и Демере (Desmerais). В списке 18 олимпийцев, получавших помощь от B2ten, первым идет как раз Александр Билодо, получивший «золото» в могуле.

Как работает в Канаде модель государственно-частного партнерства

Если бы в России было принято извлекать уроки из чужого опыта, то история того, как негласное сотрудничество бизнеса и власти в подготовке первоклассной олимпийской сборной Канады, могла бы представлять особый интерес для организаторов Олимпиады в Сочи. В Канаде никто не заставлял бизнесменов вкладываться в строительство олимпийских объектов в Ванкувере, не напоминал о «социальной» ответственности национально ориентированного бизнеса (там, кажется, и терминов таких не существует). Но вот факты.

Государство провозгласило амбициозную программу «Взойди на пьедестал» (Own the Podium), в рамках которой на подготовку атлетов за семь лет было потрачено 120 миллионов долларов. Частный бизнес в финансировании этой программы не участвовал, но желающие помочь стране вошли в упомянутую группу Business 2010. Они отобрали наиболее нуждавшихся в поддержке талантливых спортсменов и принялись помогать.

Больше всего усилий частного бизнеса потрачено на специалистку в женском могуле, 26-летнюю Дженнифер Хейл (Jennifer Heil). B2ten предоставил ей личного врача, персонального тренера, специалистов по спортивному питанию. За несколько лет малоизвестная спортсменка превратилась в главную олимпийскую надежду Канады, как ее называют, «золотую девочку». «Без B2ten я никогда не смогла бы состязаться на нынешнем уровне», — сказала спортсменка корреспонденту американской газеты.

На сайте B2ten перечисляются восемнадцать стипендиатов программы. Но ни слова о том, кто является спонсором и даже менеджерами проекта. Одно из немногих публичных заявлений, которые удалось встретить, — слова бизнес-консультанта из Монреаля Джея Миллера (J.D.Miller), который участвовал в создании группы. Как отметил Миллер, 7% канадских олимпийцев, которые выйдут на старт в Ванкувере, являются стипендиатами B2ten. В сочетании с государственной программой «Взойди на пьедестал» это помогло подготовить лучшую за все времена сборную, которая в Ванкувере претендует на самое большое число медалей, и эксперты называют эти претензии небезосновательными.

И государство, и частный бизнес изначально ориентировались на очень молодых атлетов. Канадский фигурист Патрик Чен был малоизвестным юниором, когда стал стипендиатом Business 2010. Ему нужна была специализированная помощь, чтобы превратиться в спортсмена международного класса. Группа B2ten нашла для него специалиста, который помог ему выше прыгать; эксперта в спортивной медицине, работавшего с позвоночником фигуриста; тренера, который занимался исключительно артистической стороной его работы на льду. Не в последнюю очередь следует упомянуть спортивных психологов, которые помогли юноше преодолеть страх перед соревнованиями. В итоге, накануне Игр Патрик вошел в десятку лучших одиночников мира.

Миллиардеры-социалисты: не «ангелы» и не «демоны»

Самой поразительной стороной программы B2ten является ее относительная дешевизна. В год расходовалось не более одного миллиона долларов. Но каждый из них потрачен с толком, отмечает WSJ. В частности, поскольку речь идет о добровольной инициативе, на административные расходы не потрачено ни цента.

Другой секрет успеха программы — прежде, чем выделять деньги, бизнес-группа тратила средства на доскональное исследование того, насколько эффективно стипендия сработает в случае с конкретным спортсменом. Бобслеист Линдон Раш (Lyndon Rush), который подал заявку на помощь B2ten, рассказал газете: «Это напоминало устройство на работу; мне задали миллион вопросов, сами выяснили всю подноготную, особенно в том, что касается этической стороны — моего отношения к делу». Не забыли спросить, не собирается ли Раш выступать за другую сборную. Потребовали гарантий того, что партнер Раша не покинет команду. Только после этого двойке был приобретен новый боб за 70 тысяч долларов, благодаря которому результаты спортсменов резко пошли вверх.

Специалисты в области спортивной экономики называют B2ten «новым словом в финансировании Олимпийских игр частным бизнесом», пишет The Wall Street Journal. Ранее не было недостатка в индивидуальных спонсорах, которые по тем или иным, как правило, личным причинам помогали тем или иным спортсменам или видам спорта. Их называли спортивными «ангелами». Имеется пример того, как спортивный «ангел» стал «демоном» — американский миллиардер Джон Дюпон (John DePont), который спонсировал американскую команду борцов, а затем в 1996 году взял и убил одного из американских олимпийцев, за что поныне сидит в тюрьме.

В Соединенных Штатах есть практика, когда финансирование видов спорта ведется на частные деньги, но всегда имена всех участников спонсорской группы широко известны. Канадская история интересна тем, что спонсоры не делали исключения из видов спорта и при этом предпочли остаться в тени. Как заявил внук легендарного основателя канадской компании Seagram Стивен Бронфман (Stephen Bronfman), «возможно, это отчасти социалистический проект».

Михаил Бакланов, http://www.bfm.ru/

Источник: BFM.ru
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.