Страховой рынок притормозил в падении

19.02.2010
Просмотров: 2296

Мрачные прогнозы экспертов о том, что страховой рынок "просядет" по итогам 2009 г на 12-15 проц, не оправдались. Как сообщил на пресс-конференции глава Росстрахнадзора Александр Коваль, падение в рыночных видах составило 7,5 проц.

Мрачные прогнозы экспертов о том, что страховой рынок "просядет" по итогам 2009 г на 12-15 проц, не оправдались. Как сообщил на пресс-конференции глава Росстрахнадзора Александр Коваль, падение в рыночных видах /без обязательного медицинского страхования/ составило 7,5 проц. Несмотря на этот положительный факт, надзор не обещает страховщикам легкой жизни в предстоящем году и намерен продолжить "закручивать гайки".

На самом деле наиболее провальным для страховщиков в 2009 г оказался третий квартал: по итогам 9 месяцев страховые премии сократились на 9,7 проц, однако в четвертом квартале компаниям, судя по всему, удалось нарастить сборы, что, в конечном счете, улучшило годовую статистику.

По данным Росстрахнадзора, 42 проц из общего числа страховщиков /693 компании отчитались перед службой/ смогли в кризисный год увеличить объем поступлений. В числе лидеров значительного изменения за 2009 г не произошло. Как отметила в интервью порталу "Страхование" директор департамента стратегического анализа финансовых рынков компании "Мариллион" Яна Мирошниченко, ряд компаний достаточно успешно переживают период кризиса и, проводя достаточно агрессивную политику, смогли увеличить свои доли, усилить свои позиции. Это очень хорошо для рынка, потому что этот позитивный настрой подталкивает компании к повышению своей эффективности, считает она и говорит, что к таким действиям способны компании, которые имеют хорошую технологическую базу и капитал /см.Таблицу/.

Наиболее пострадали от кризиса такие отрасли страхования, как страхование имущества и страхование жизни, взносы по которым сократились на 15,7 проц и 18,5 проц соответственно. И если падение рынка страхования жизни отразилось в меньшей степени на общих показателях, поскольку этот сектор имеет очень скромные показатели /1,6 проц от общей суммы взносов/, то провал в страховании имущества /доля 27,5 проц/ имел более серьезные последствия. Между тем, премии по ОСАГО выросли на 6,6 проц, что оказалось неплохим подспорьем для страховщиков. При этом, аналитик портала "Страхование" Илья Богданов подсчитал, что, если отбросить страховщиков, которые ушли с рынка, то рост премий по обязательной автогражданке за 2009 г составил гораздо больше официальных цифр – 14,1 проц.

И все-таки значительное число страховых компаний балансирует на грани выживания. Заместитель начальника управления контроля и надзора Росстрахнадзора Ирина Краснова отметила, что проведенный службой анализ показал, что порядка 150 страховщиков имеют высокий риск банкротства. В этом списке есть и страховщики, которые осуществляют социально-значимые виды страхования, такие как ОСАГО и медицинское страхование. Все эти компании будут находиться в зоне пристального внимания службы, гарантирует представитель службы.

Основным направлениям деятельности надзора на 2010 г будет контроль и ужесточение требований, предъявляемых к качеству активов. В планах службы добиться исключения из списка разрешенных активов векселей иных организаций, а также разобраться с фиктивными и зеркальными банковскими векселями, которые постоянно мелькают в отчетности страховщиков. Пока же часто встречается ситуация, когда компания имеет активы на миллиарды рублей, а не может выплатить несколько сот тысяч рублей.

Ждут в этом году проверки и страховых брокеров. В последнее время вопрос взаимодействия страховых посредников и страховщиков очень актуален. Однако главе надзора жалобы страховщиков на брокеров кажутся смешными, и он категорически против перекладывания всех проблем во взаимоотношениях этих субъектов на страхователей. "Если страховщик выбирает себе в контрагенты недобросовестного брокера, то это его проблема", - отмечает А.Коваль. По его мнению, отдельной темой является публикация страховщиками списков недействительных бланков полисов, после которой страховщик не несет обязательств, если такой полис будет продан кем-либо клиенту. По меньшей мере, страховщик должен нести ответственность за утерю и порчу бланков.

Для более быстрого реагирования на проблемы страховщиков Росстрахнадзор намерен составить своеобразную карту рисков для каждой страховой компании. Сейчас, по словам И.Красновой, если в отчетности у страховщика видны проблемы, то это говорит о том, что "надзор опоздал со своими мерами на год-полтора". Теперь же для каждого страховщика будут выявляться те риски, которым он наиболее подвержен и которые в итоге могут подкосить его деятельность. Немаловажно, что модель, которую намерен использовать надзор, позволяет прогнозировать развитие ситуации в компании, а значит, дает возможность работать на упреждение. В конце текущего года карты появятся на всех страховщиков. Будем надеяться, что появление такого инструмента даст свои плоды, и темпы ухода с рынка страховщиков сократятся.

Данные о деятельности

ТОП-10 в 2009 и 2008 гг

Данные о деятельности ТОП-10 в 2009 и 2008 гг

ИНГОССТРАХ 44 665 329 6 8,7 7,6
СОГАЗ 38 931 480 1,4 7,6 7
РЕСО-ГАРАНТИЯ 30 426 747 1 5,9 5,5
РОСНО 19 831 412 -9,4 3,9 4
ВОЕННО-СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ 19 525 066 -10,8 3,8 4
АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ 19 308 761 13,6 3,76 3
РОСГОССТРАХ 14 397 179 0,6 2,8 2,6
УРАЛСИБ 12 282 365 -24,1 2,4 2,9
ГРУППА РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ 10 334 340 -18,1 2 2,3
ЖАСО 9 536 055 1,7 1,9 1,7


Источник:
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.