Ковчег Иванова

25.02.2010
Просмотров: 3192

В России аналогов проекту Владимира Иванова нет. Его дома на воде автономны, "самоходны", комфорты и универсальны. Директор ООО "Сириус" считает, что они идеальны для отдыха на малых реках.

В России аналогов проекту Владимира Иванова нет. Его дома на воде автономны, "самоходны", комфорты и универсальны. Директор ООО "Сириус" считает, что они идеальны для отдыха на малых реках.

— Дом на воде — необычный для России вид жилища. Как родилась идея дома-корабля?

— Я опытный турист. В последнее время меня заинтересовали малые реки области. Там великолепные условия для отдыха. А сколько в регионе водных пространств, образовавшихся после запуска Чебоксарской ГЭС! Жаль, что подобраться к этим водным просторам на обычных судах почти невозможно. “Мешают” участки суши в междуречье. Для освоения водного пространства требуются плавсредства особой конструкции с низкой осадкой. Летом они использовались бы как самоходные суда, а зимой оставались на реке.  

Не сказать, что подобных судов в России не знают. В советское время появилась алюминиевая плавдача “Дон” размером 5,1х1,8 м, но большого распространения она тогда не получила. В Европе, где развита сеть малых рек и искусственных каналов, такое жилье довольно популярно. Множество живописных домов-судов стоят на каналах в центре Амстердама. Климат позволяет жить там постоянно. В квартирах на воде есть все современные бытовые условия плюс романтика, которой нет в густонаселенных городских кварталах. Дома-суда показывают туристам, и, по словам очевидцев, эти строения украшают столичный пейзаж. Гиды уверяют, что жилье на воде считается престижным. Правда, как классифицировать суда такого типа — до сих пор есть путаница даже за границей. Чаще всего применятся термин houseboat, близкий к российскому “плавдача”. Однако “хаусботом” называют как самоходку, так и сухопутный коттедж, поставленный на понтон как на плавучий причал.

В России тоже начали строить дома на воде. В журналах и Интернете появилась информация, что этим занимаются энтузиасты в Саратове и Волгограде. Для Нижнего Новгорода это новый бизнес-проект. С учетом природных богатств региона он удачно впишется в инфраструктуру внутреннего туризма.

Идея сочетать туризм и отдых с комфортом возникла у меня два года назад. Решение технических вопросов взял на себя замдиректора компании “Сириус” Сергей Сурков, профессиональный кораблестроитель. Большим преимуществом проекта я считаю тот факт, что строительство не требует длительных согласований. Не секрет, что оформление земли в собственность сопряжено в России с бумажной волокитой. Летняя дача на воде мобильнее и дешевле дома на земле. Транспортировать судно в водную глубинку надо по большой воде, в весеннее половодье. На зиму можно без опаски оставлять дом на воде. По расчетам, ватерлиния будет на уровне, позволяющем вморозить судно в лед. Замерзая, лед будет выталкивать хаусбот на поверхность.

— Что представляет собой конструкция дома-корабля?

— Это судно катамаранного типа — пластиковая или металлическая платформа на двух поплавках. Именно эта платформа и берет на себя основные нагрузки. На ней расположена надстройка с жилыми помещениями.

Людям “за сорок” на отдыхе важен комфорт. В надстройке есть не только каюты и кухня; в домике будут оборудованы кают-компания, туалет, душ, сауна. Человек сможет жить там в период навигации. На борту возможны телефон и даже Интернет. Предусмотрено использование двух подвесных моторов “Сузуки” мощностью 40 л. с. Эту силовую установку легко обслуживать и ремонтировать, к тому же она дает возможность зарегистрировать судно в Государственной инспекции по маломерным судам при МЧС. Правда, винты моторов мы намерены модернизировать.

Конструкция не предназначена для большой воды. Например, на Волге есть места, где вероятны шестибалльные штормы. Хаусбот идеален для Ветлуги, Суры, Люнды, Узолы. На нем возможны достаточно продолжительные походы с домашним комфортом на борту. Автономность и по топливу, и по другим показателям это вполне допускает. Скорости 10 км/час вполне достаточно для того, чтобы за световой день пройти 100 км со сравнительно небольшими эксплуатационными расходами. Маршруты не ограничены судоходными фарватерами. Осадка судна 0,5 м и хорошая маневренность позволяют преодолевать мелководье, а также приставать к необорудованному берегу.

Аналогов нашего проекта в России нет. Тех, кому на борту важен комфорт, сравнимый с домашним, больше привлекают классические моторные яхты, даже вдали от моря. То, что такие лодки проектируются в расчете на морские просторы и обладают качествами, которые не нужны на малых реках, такая категория потребителей не учитывает. Их заботит лишь убранство яхты. В итоге на внутренних водных путях такие лодки как слон в посудной лавке. При мощности до 1000 л.с. полный газ приводит к созданию большой волны, которая опрокидывает лодки поменьше и размывает берега. Попытка сойти с фарватера, чтобы причалить к берегу, грозит посадкой на мель из-за большой осадки. Эти суда не приспособлены для наших рек.

— Для каких целей предназначен нижегородский хаусбот?

— Он будет использоваться для туризма, для экологически чистого семейного отдыха. Можно создать дом-корабль как элитный загородный дом. Экономичный молодежный вариант подразумевает минимум комфорта в виде палатки, и в таком случае на борту разместится до 40 чел. Бизнес-вариант хаусбота подойдет для корпоративных выездов на 10—15 человек. На воде совмещается приятное с полезным — после работы хорошо отдохнуть на природе. Пригодно оно для перевозки грузов по малым рекам, куда с Волги не зайти. Грузоподъемность его не менее 10 тонн. В надстройке хаусбота возможна площадка для активного движения. Жить в доме-корабле удобно рыболовам, охотникам, экологам, спорт-сменам.

— В чем отличие хаусбота для туристских целей от хаусбота для проживания?

— Платформа одинакова, а насыщение ее разное, в зависимости от того, какой уровень комфорта желателен на борту. Можно оборудовать каюты класса люкс, предусмотреть две—три спальни. Мы предоставляем платформу, а сделать на ней можно все, что угодно.

— Если человек купит дом на воде для постоянного жительства, распространится ли на такое жилье Жилищный кодекс? Это будет движимое или недвижимое имущество?

— Определяющее название не “дом”, а “вода”. По документам это корабль, поэтому плавучий дом подлежит юрисдикции Водного кодекса и ГИМСа. Владельцам хаусбота несложно получить в ГИМСе права на управление судном. Сделки с недвижимостью (купля-продажа, аренда) будут не с домом, а с кораблем. В отдельных случаях можно рассматривать хаусбот как постоянное жилье. Там предусмотрено отопление и освещение. Запасы питьевой воды хранятся на борту в специальных резервуарах. В таком доме можно жить совершенно автономно. Но вряд ли дом на воде станет одним из вариантов решения жилищной проблемы, да и прописку в нем не получить.

— Не создаст ли эксплуатация хаусбота угрозу для экологии? Как будет решен вопрос с утилизацией фекальных стоков?

— Правила эксплуатации дома на воде регулирует Водный кодекс. Там прописано, что стоки уходят в воду, это не нарушает экологию. Но мы намерены сделать специальные танки для сбора отходов. В России сбор фекальных стоков на воде пока не налажен. К большим туристическим судам еще подъезжают вспомогательные плавсредства, которые забирают нечистоты. Такая норма должна быть закреплена законом, и контролировать его соблюдение следует строго: если судовладелец спускает стоки в воду, у него будут проблемы. Утилизацией стоков на воде можно заняться на коммерческой основе.

— На какой стадии реализации находится проект?

— Любой судостроительный проект начинается с создания модели в натуральную величину. В настоящее время мы с компаньоном занимаемся строительством головного судна, и оно готово на 50%. Нынешней зимой мы собрали поплавки, построили платформу, до весны закончим надстройку и подготовим все для сборки. Летом планируется провести судовые испытания.
Головное судно строится по экономическому туристскому жилому варианту на восемь человек. Габариты платформы 11,9х5 м, себестоимость составит около 1,4 млн руб. По результатам испытаний будут сделаны рабочие чертежи.

— На каком судостроительном заводе планируется серийное производство хаусботов?

— Наладить выпуск позволяют мощности компании “Сириус”. Неплохую производственную площадку создал на сокольском ООО “Тайга” предприниматель Дмитрий Зотиков. Сборка конструкции идет прямо на воде. Собрать дом под ключ реально за два месяца. Промышленного производства таких конструкций в России нет. Надеюсь, что серийное производство хаусботов для коммерческого использования заинтересует нижегородских инвесторов. По моей оценке, емкость нижегородского рынка составляет 100—200 штук.

— Возможна ли конкуренция со стороны западных компаний, занимающихся строительством таких домов?

— У них подобное судно дороже. Запад — это определенный уровень кораблестроения. Западные дома на воде для коммерческого использования имеют в длину до 30 м и принимают на борт до 200 человек. Наш проект рассчитан только на российские малые реки, и конкуренция нам пока не грозит.

СПРАВКА. Владимир Витальевич Иванов родился в Горьком в 1955 г. Окончил Ленинградский кораблестроительный институт по специальности “механик” и экономический факультет ВВАГС. В армии служил в пожарных войсках в Москве. Работал в Управлении пожарной охраны в Нижнем Новгороде. С началом перестройки занялся бизнесом. Возглавляет деревообрабатывающую компанию “Сириус”. Увлекается туризмом. Женат, двое сыновей.

Елена БОРМАТОВА "Биржа" № 6 от 24 февраля 2010 года

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.