Планов громадье

27.02.2010
Просмотров: 2001

Коллеги подготовили главе Минфина Алексею Кудрину неприятный сюрприз стоимостью в 1,78 триллиона рублей. Именно столько, по подсчетам Минэкономразвития, понадобится чиновникам, чтобы начать с 2011 года финансирование новых федеральных целевых программ.

Минфин попросили изыскать два триллиона рублей на новые федеральные программы

Коллеги подготовили главе Минфина Алексею Кудрину неприятный сюрприз стоимостью в 1,78 триллиона рублей. Именно столько, по подсчетам Минэкономразвития, понадобится чиновникам, чтобы начать с 2011 года финансирование новых федеральных целевых программ (ФЦП). Большая часть новых ФЦП появилась после соответствующего распоряжения президента и премьер-министра России. В Минфине список новых ФЦП уже назвали "полным отрывом от реальности".
 

Речь в списке Минэкономразвития, который попал в распоряжение газеты "Ведомости" , идет о 21 новой программе и продлении действия трех завершающихся. Восемь новых программ появилось там по прямым поручениям президента Дмитрия Медведева, еще шесть - по поручениям премьер-министра Владимира Путина, а остальные семь программ - по "иным поручениям".

В 2011 году на финансирование новых ФЦП, которые являются лишь одним из инструментов госинвестиций, ответственные за них министерства запросили 440 миллиардов рублей, в 2012 году – 520 миллиардов рублей, а в 2013 году – 820 миллиардов рублей.

Все эти цифры, однако, более чем примерные. В сопроводительном письме Минэкономразвития пояснило, что программы пока не обоснованы чиновниками. Пока министерства и ведомства представили лишь названия программ и объем запрашиваемых средств, без конкретных концепций. Министерство впрочем, отметило важность новых ФЦП, назвав их "грандиозным увеличением крупномасштабных инвестиционных и научно-технических проектов, нужных для решения системных проблем государства".
В частности, по поручению президента Минобороны должно разработать ФЦП по обеспечению безопасности полетов воздушных судов госавиации, а Минспорта – разработать ФЦП "Молодежь России". Минприроды же Медведев предписал разработать ФЦП, направленную на обеспечение охраны природной зоны озера Байкал. По поручению премьера, среди прочего, предлагается подготовить ФЦП по модернизации и реформированию ЖКХ, а также ФЦП по противодействию обороту наркотиков в России.

 

Продвигающие новые ФЦП министерства, понятное дело, столкнутся с резким противодействием со стороны ведомства Алексея Кудрина.

Глава Минфина неоднократно подчеркивал, что расходы бюджета в 2009 году были сокращены за счет неэффективных инвестиций. Действовать соответствующим образом Минфин собирался и далее. В частности, газета "Коммерсант" утверждала, что Минфин в 2010 году сократит ФЦП, федеральную адресную инвестпрограмму (ФАИП) и Инвестфонд. Общее сокращение, как утверждала газета, составит не менее 170 миллиардов рублей от уровня уже урезанного бюджета 2009 года.

В 2010 году на финансирование ФЦП правительство предполагало потратить 802 миллиарда рублей против 841 миллиарда рублей в 2009 году. В реальности же в бюджете на 2010 год на 51 ФЦП, как утверждает газета "Ведомости", было выделено чуть больше 740 миллиардов рублей. Минфин хотя и допускал, что объем ФЦП в будущем может быть увеличен, однако вряд ли предполагал, что аппетиты коллег будут настолько большими.

Кудрина уже давно сравнивают со Скруджем, отмечая его страсть к экономии. Позиция министра заключается в том, что Россия должна научиться жить по средствам. Кудрин, к примеру, уверен, что дорогая нефть является основным тормозом реформ и призывает складывать излишки доходов в национальные фонды. На случай, когда цены на нефть упадут, как это было в 2009 году. Инновации за счет раздувания расходов бюджета глава Минфина не жалует, настаивая на необходимости повышения эффективности текущих госрасходов.

Предложения по новым ФЦП были выдвинуты, несмотря на дефицит бюджета, который только в 2010 году составит 6,8 процента ВВП. Это разрыв между доходами и расходами в 2,937 триллиона рублей. Чтобы заштопать дыру в текущем году, Россия будет вынуждена впервые за 10 лет заимствовать средства за рубежом. Минфин планирует постепенно сокращать разрыв, однако дефицитный бюджет Россия сохранит, предположительно, минимум до 2013 года. В 2011 году превышение расходной части бюджета над доходной составит 1,9 триллиона рублей.

Минфину будет непросто отстоять затягивание пояса. Глава ведомства Алексей Кудрин открыто конфликтует с "единороссами" с осени 2009 года. Тогда спикер Госдумы Борис Грызлов, послушав представлявшего бюджет на 2010 год Кудрина, обвинил экономический блок правительства в "недоработках" на ниве поиска дополнительных доходов бюджета. К Минфину у Грызлова накопилось больше всего претензий. "Он (Минфин - прим. "Лента.ру") больше упирает на то, чтобы цифры сошлись, а мы упираем на то, чтобы экономика развивалась", - высказал накипевшее лидер фракции "Единая Россия".

Грызлов, требовавший от Кудрина дополнительные средства для развития инфраструктуры и построения в России инновационной экономики, за бюджет на 2010 год проголосовал, но осадок, видимо, остался. В феврале 2010 года Грызлов заявил, что Единая Россия" не собирается принимать министра финансов страны в свои ряды, а также отметил, что у партии власти с Кудриным "принципиальные расхождения". Особенно это, отметил Грызлов, касается вопросов развития экономики страны.


Критиков у Кудрина в России вообще немало. Еще до того, как Грызлов усомнился в желании Минфина искать средства на инновационное будущее, Кудрина критиковал глава Счетной палаты Сергей Степашин. Главный аудитор России завил, что министр финансов действует как бухгалтер, который экономит средства бюджета. "Если мы будем и дальше продолжать эту политику, мы станем неконкурентоспособными", - говорил тогда глава Счетной палаты. Мнение Степашина разделяют многие другие чиновники.

Между тем, ФЦП (около 15 процентов расходов бюджета в 2010 году) в их нынешнем виде доживают последние дни. Минфин предложил постепенно заменить их на долгосрочные целевые программы федерального бюджета (ДЦП). По словам Кудрина, ДЦП предусматривают привязку большей части расходов правительства к конкретным целям и результатам, а ФЦП станут их частью.

Грядущая реформа, однако, никак не повлияет на желание Минфина сэкономить, чтобы снизить дефицит федерального бюджета. Главная стратегия реформы ФЦП, как объяснял ранее Кудрин, будет связана не с увеличением финансирования отдельных отраслей, а с увеличением отдачи от уже достигнутого уровня госрасходов.

"Спасти" государство от дополнительных расходов, впрочем, может само государство. Большая часть новых ФЦП, как и ранее, вовсе не будет принята, а часть из тех программ, что все же получат финансирование, скорее всего, не будут реализованы. К примеру, исполнение ФЦП на 1 декабря 2009 года составляло лишь 73,4 процента. То есть четверть средств фактически осталась неизрасходованной.

Ключкин Антон

Источник: Лента.Ру
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.