Меры разные нужны, меры всякие важны

27.02.2010
Просмотров: 2479

Пока мы обсуждали проблему пробок в Нижнем Новгороде и ссылались на различный опыт других стран, у многих наших читателей возник резонный вопрос: а как у них?

С автопробками в мире борются по-разному, но везде “ущемляют“ водителя

Пока мы на нашей страничке обсуждали проблему пробок в Нижнем Новгороде и ссылались на различный опыт других стран, у многих наших читателей возник резонный вопрос: а как у них? Дескать, вы ссылаться-то ссылаетесь, а общей картины того, кто, где и как борется с пробками, не даете. Восполняем пробел.

Заплати за въезд

Первое, что обычно приходит в голову сторонникам ограничения въезда в центр Нижнего, с кем приходилось общаться, - сделать въезд платным. Такие ограничения существуют, например, в Лондоне и Риме. В Вечном городе, строго говоря, въезд в исторический центр в будни днем запрещен. Даже те, кому передвигаться там необходимо, должны обосновать перемещение себя любимого на автомобиле. И заплатить за разрешение на въезд и парковку от несколько десятков евро до нескольких сотен за месячный проездной. Поймают без билета - заплатишь штраф. Ограничение не распространяется на “аборигенов“, проживающих в центре, и инвалидов.

В Лондоне собирается плата с водителей, посетивших в будни Сити, Вестминстер, Вест-Энд, Сохо и другие центральные районы в размере нескольких фунтов (для жителей этих районов тариф в 10 раз ниже). Причем водитель должен заплатить денежку сам до 10 вечера того же дня, когда побывал в особой зоне. Иначе оплата повышается, а спустя сутки при отсутствии оной владельцу авто выписывается солидный штраф.

Интересна система отслеживания. В зоне, где движение ограничено, установлены видеокамеры, которые фиксируют все двигающиеся автомобили, затем компьютер, идентифицировав номер, отслеживает оплату проезда их хозяевами.

В Риме на автомобили устанавливаются специальные электронные блоки, данные с которых считываются при въезде в зону ограниченного движения. Если сигнала нет, автомобиль автоматически фотографируется, и его хозяину отправляется “письмо счастья“ со штрафом.

Если рассматривать возможность перенесения иноземного опыта на нижегородскую землю, то на лондонский вариант у нас вряд ли хватит средств: создание подобной системы обойдется примерно в полмиллиарда долларов. На такие деньги можно построить несколько развязок, которые снизят остроту проблемы, и незачем огород городить. Римская система дешевле, тем более, что за электронные блоки заплатят сами водители. Возможно, к ней и имеет смысл присмотреться, если все же власть решится пойти на ограничительные меры.

Чет-нечет

В Афинах применяется система, которую также часто поминают сторонники ограничения движения автотранспорта в Нижнем. Там по четным числам ездят на машинах с четными номерами и наоборот. В итоге половина семей обзавелось двумя машинами, чтобы этого ограничения избежать. Впрочем, и отслеживается все “в ручном режиме“ - кого местный гаишник поймает, того и оштрафует.

Подобное ограничение нам также вряд ли стоит перенимать, потому как даст оно, скорее, обратный эффект – увеличение количества машин на душу населения. Да и “коррупционную составляющую“ пока никто не отменял. Отслеживание же с помощью камер наблюдения слишком дорого.

С другой стороны есть опыт Сингапура, где драконовские меры начинают применяться еще на этапе покупки автомобиля.

“Это не наш метод“!

Впрочем, сингапурская экзотика вряд ли у нас возможна в принципе. Нельзя одновременно пытаться поднять автопром и вводить различные ограничения для желающих купить машину. Так что про такой метод борьбы с пробками упоминаем лишь для общего сведения.

Автомобиль в Сингапуре нельзя купить, просто зайдя в магазин. Потенциальному автовладельцу сначала нужно приобрести разрешение на участие в аукционе, стоимость которого колеблется в разные годы от нескольких тысяч до десятков тысяч долларов. На аукцион выставляются разрешения на приобретение автомобилей, причем их количество ограничено 10-15 тысячами в месяц. Есть еще ввозная пошлина на авто, равная почти половине стоимости машины. Остается добавить, что за постановку на учет со счастливого обладателя новенького авто сдерут еще почти полторы его стоимости!

В общем, если обратиться к нашим реалиям, то получится, что при такой системе у нас “жигули-пятерка“ будет стоить как “Мерседес“. И это еще без экспортной пошлины.

Сами с усами

Помимо административных мер в разных странах существуют и формы самоорганизации автомобилистов, зачатки которых мы еще только наблюдаем в Нижнем. Например, в Северной Америке и Австралии довольно распространены совместные автопутешествия, когда люди в целях экономии ищут попутчиков. Это применимо как для поездок на работу, так и для путешествий по стране. Со своей стороны власти пытаются подобные инициативы поддерживать и развивать, например, выделяя специальные полосы для машин, где едут несколько человек.

Примеры подобной самоорганизации водителей в Нижнем можно увидеть на автофоруме портала www.nn.ru, где встречаются темы поиска попутчиков.

Запрет на парковку

Это мера применяется во многих европейских городах, где резонно считают, что занятые правые полосы сильно уменьшают пропускную способность улично-дорожной сети. Поэтому вводятся ограничения на время парковки, и за нее взимают плату. Больше стоишь – больше тратишь. Припаркованные в неположенном месте машины тут же эвакуируют, а водителю выписывают штраф.

Этот метод мог бы подойти для Нижнего Новгорода при условии выполнения множества “но“. Частично мы это обсуждали в прошлом номере в интервью с председателем региональной общественной организации “Нижегородцы за общественный транспорт“ Владимиром Котовым. Кстати, при его обсуждении на Городском форуме www.nn.ru, высказывались мнения, что нам западный опыт не пример. Снова ищем “особенный путь“? Увы, но неограниченный рост в городе автопарка не возможен, рано или поздно права водителя придется урезать.

Матвей ГАЛКИН

Источник: МК в Нижнем
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.