Запахло мерами

16.03.2010
Просмотров: 4479

Большой "Газпром" решил вплотную заняться проблемой технического обслуживания внутридомового газового оборудования в регионах.

В большинстве домов и квартир газовое оборудование никем не контролируется

Большой "Газпром" решил вплотную заняться проблемой технического обслуживания внутридомового газового оборудования в регионах, подключив к этому процессу и Минрегионразвития РФ, и Госжилинспекцию (указующие письма из Москвы уже пришли).

- Нижегородская область попала в число 30 субъектов РФ, где эта работа признана неудовлетворительной, - заявил побывавший на днях в Нижнем заместитель генерального директора по работе с регионами ОАО "Газпромрегионгаз" Иван Григорьев.

Чем чревато?

"Неуд" региону газовики поставили не только потому, что договоры на обслуживание газового оборудования в целом имеют лишь 40% квартир и индивидуальных домов, но и уже не единичны факты гибели людей.

- Оборудование, которое никем не контролируется и не обслуживается, приводит к взрывам, к человеческим трагедиям, - уверен Григорьев.

Справка МК

В Нижегородской области на 1 марта договоры на техническое обслуживание ВДГО с "Нижегородоблгазом" имеют владельцы около 42% индивидуальных домов и 13% квартир в многоквартирных домах, с прочими специализированными организациями - 13% и 22,4% соответственно.

- Но что настораживает? - добавляет Григорьев. - В Нижегородской области обслуживанием ВДГО занимается масса компаний - 20-30 - разных по профессиональной, материально-технической подготовке, и почти все они не имеют ни собственной аварийно-диспетчерской службы, ни договоров с организациями, в составе которых есть такие службы. То есть, фирмочки работают с населением, мягко говоря, незаконно, а обслуживание ВДГО в такой ситуации становится формальным. На ЧП же выезжают специалисты службы "Облгаза".

- Мы не преследуем цели монополизировать этот рынок, - отвергает упреки Григорьев. -Небольшие фирмы вряд ли могут составить конкуренцию "Нижегородоблгазу". Но мы настаиваем, чтобы требования, которые предъявляют Постановления правительства РФ к таким компаниям, выполнялись, а контролирующие органы отслеживали их работу на рынке. Наша задача - объединить усилия всех заинтересованных лиц, от простых граждан до прокуратуры, Ростехнадзора, жилинспекции, чтобы договоры на техобслуживание ВДГО были заключены, и была обеспечена безопасность жителей. Надеемся, что после совещания у вице-губернатора Владимира Лебедева, дело сдвинется.

В июле 2008 года постановлением Правительства Российской Федерации № 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, где устанавливается обязанность заключения гражданами договоров на техническое обслуживание и аварийно-диспетчерское обеспечение внутридомового газового оборудования. Требования о заключении договоров на обслуживание ВДГО содержатся в законе Нижегородской области "Об оказании услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования".

Каждый поодиночке

Лет 20 назад все домовое газовое оборудование было на балансе газовой службы. Ремонт и замена колонок, труб шли централизованно, в плановом порядке, затраты включались в тариф. Но после жилищной реформы и приватизации, когда оборудование стало собственностью владельцев домов и квартир, ответственность за него тоже стали нести собственники жилья. В Жилищном кодексе, кстати, прописано, что домоуправляющие компании должны привлекаться к обслуживанию ВДГО. Приняты соответствующие постановления Правительства РФ, нормативные акты. Другие коммерческие структуры, кроме "Облгаза", получили право обслуживать ВДГО. Однако они должны иметь аварийно-диспетчерские службы, если таковых нет, заключать договор на обслуживание с теми, у кого они есть. Тем не менее мы имеем тот результат, который имеем: пострадавших и жертв газовой безответственности уже в этом году в области несколько десятков.

О том, что порядок с газом в домах наводить надо, в Нижнем говорят давно на разных уровнях, и каждый со своей колокольни. ФАС, например, озабочена развитием конкуренции на рынке этих услуг. Чиновники города и области заинтересованы в экономии денег: ремонт домов, пострадавших от взрыва бытового газа, зачастую оплачивается из казны. Депутаты облпарламента хотят иметь закон, чтобы и тарифы на обслуживание были разумными и прозрачными, и сервис качественным. Газовики, призывая граждан заключать договоры, конечно, тоже блюдут материальный интерес.

Но и тут "засада". С каждым конкретным собственником жилья (в многоквартирных домах) договор в "Облгазе" заключить вроде бы должны, по словам Григорьева, но на практике получается только "в комплексе" - общедомовой договор, то есть с ДУКом. Житель может заключить договор и сам по себе, и ДУК - сам по себе, но поодиночке смысла мало, говорит Григорьев, одна квартира может натворить бед на весь дом, если ты поставил свою колонку на обслуживание, а твой сосед – нет.

ДУКи же, получается, вообще не мотивированы (и денег они от этого не получают), хотя им вроде бы предписано заключать договоры на ВДГО, но что-то не слышно, чтобы их привлекали за "неисполнение". Хотя Госжилинспекция, по словам представителя "Газпромрегионгаза",имеет определенные права к понуждению и может административно наказать как собственника жилья, так и ДУК.

А нижегородцы? Нижегородцы не хотят платить лишнего, у них нет времени стоять в очередях в газовых службах (да и нереально всех жителей принять), и они продолжают надеяться, что пронесет.

Включать или отключать?

В общем, газовики еще раз предупреждают, нет договора – нет газа.

- По России случаев отключений домов от газа достаточно много, но у нас нет цели - потерять потребителей, - уверяет Григорьев. - Затратить миллионы, провести в район газ, а потом отключать? И, как правило, граждане и юрлица, получив уведомление, сами приходят к нам.

"Нижегородоблгаз", по словам Григорьева, готов к дополнительной нагрузке, как в области, так и в Нижнем. Но в готовности есть сомнения. Наши читатели говорят, что, например, времени на согласование проекта установки газового котла требуется масса. А один высокопоставленный чиновник обладминистрации даже жаловался, что ему пришлось нанять доверенное лицо, чтобы правильно "оформить" свой дом в газовой службе.

Корреспондент "МК в Нижнем Новгороде" поинтересовался у замгендиректора "Газпромрегионгаза", что мешает включить плату за ВДГО в платежки? Большинство жителей, может быть, и хочет обслуживаться, и платить "согласное", но нет времени ходить по инстанциям.

- Эта услуга по техобслуживанию внутридомового газового оборудования Федеральной службой по тарифам не регулируется, - ответил Иван Григорьев, - является договорной, поэтому не входит в обязательный платеж за газ. Тем не менее, в ряде субъектов РФ, в частности в Санкт-Петербурге, так и сделали, приняли решение на законодательном уровне и включили в тариф. Я надеюсь, что в числе инициаторов будет и Нижегородская область, она всегда активно участвует в реформах. Хотя возможно этот шаг будет оспариваться, но этот путь надо пройти. Цены у нас демократичные. В обслуживание входят проверка оборудования (и приборов учета газа тоже) – один раз в год или раз в три года, в зависимости от технического состояния приборов. Например, стоимость обслуживания газовой колонки на три года составляет около 150 рублей.

Но всем понятно, что бумага не даст стопроцентной гарантии безопасности. В какой тариф включить неадекватность соседей, которые почти не "просыхают" и у которых нет понимания, что надо выключать плиту и колонку?

Порядка нет!
- Отсутствие четких правил работы с газовым оборудованием в жилых домах недопустимо, - заявляет председатель комитета Законодательного собрания по жилищной политике и градостроительству Александр Сериков. - До сих пор нет федерального закона, определяющего требования к технической оснащенности и подготовке персонала организаций, занимающихся обслуживанием газовых плит, водонагревательных колонок и другого газового оборудования в жилых домах. Депутаты направили обращение в Госдуму РФ, где просят принять технический регламент работы с газовым оборудованием, а также порядок заключения таких договоров с организациями, что крайне необходимо для развития конкуренции. Рынок по техобслуживанию и ремонту ВДГО практически монополизирован, и это не способствует снижению цен для потребителей.

Елена КОЛОСОВА

Источник: МК в Нижнем
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.