Пробудить свой потенциал

17.03.2010
Просмотров: 1937

Тема: "Конкурентоспособность территории: как пробудить потенциал местных возможностей". Участники обсуждения - предприниматели, ученые, специалисты-эксперты, представители власти, журналисты.

Нижегородский экспертный клуб
Тема: "Конкурентоспособность территории: как пробудить потенциал местных возможностей". Участники обсуждения - предприниматели, ученые, специалисты-эксперты, представители власти, журналисты.

“Только у нас!” или “У нас как в Европе!”?

Сколько книг написано о Флоренции? О Париже? О Москве?! А о Городце и Нижнем Новгороде?.. Кто читал эти книги? Что знает мир о нас? Почему деловой люд должен к нам ехать?

Вот шумела Ярмарка — и гостей море. Всероссийское торжище! Срезали госзаказы на оборонку — и даже о “Красном Сормове” помнят только те, кому за тридцать. И не всякий уже пятнадцатилетний паренек скажет, что это за машина — “Волга”... Иностранцы и даже депутаты госдумы путают нередко Нижний Новгород с Новгородом Великим. И далеко не все “дорогие россияне” знают сегодня, где мы находимся и чем хороши.

Доказывать значимость региона и привлекать к нему внимание в новой России приходиться заново. Конкуренция территорий обострилась. Инвестиции нужны всем. И туристы нужны всем. И слава. И деньги!.. Где их взять?

В советские годы все мы осознавали значимость промпредприятий для развития наших городов и районов. Где завод — там и жизнь! Увы, для многих старых заводов добрая слава в прошлом. Сегодня больше говорим о территориях. О маркетинге, о брэндах, о том, как удержать кадры, как зацепиться за сознание потребителей...

И есть две крайние точки зрения на вопрос о способности “территории” самой себя “вытянуть”.

Одна из них: мы как все, не обладая ни нефтяными запасами, ни уникальностью ландшафта, круто проседаем, как только падает госзаказ на “оборонку”. Слишком уж мы привязаны к госзаказу и “оборонке”. Поэтому надо отдаваться любому инвестору, кто на нас глаз положит.

Другая точка зрения — мы уникальны и своим кадровым потенциалом, и своей историей, и своей географией. Инвестиции при умелом управлении придут как внутренние, так и внешние, обязательно! Надо только точно определиться с тем, чего сами хотим. Посчитать, что имеем. И с инвесторами быть поразборчивее. А к своим предпринимателям повнимательнее.

Спорим и о том — зачем изобретать велосипед? Можно скопировать то, что есть у других. Например в Европе. Но повторение чужого опыта всегда ли эффективно? Может, надо искать или придумать свою “изюминку”? Ведь если ты первый, если ты лидер, то и отношение к тебе иное...
Кто прав?
Ищем не виноватых. А тех, кто делает свою территорию конкурентоспособной!
Присоединяйтесь к обсуждению.

Оптимисты говорят, что сами предприятия с новыми собственниками уже вкладывают в развитие территорий большие деньги. И приводят в пример, скажем, Выксу. Рассказывают, что руководители ряда районов всерьез задумались о комплексных программах развития. А в Сокольском сами предприниматели, без указаний “сверху” решили объединиться и помочь администрации в этом вопросе. В Заволжье руководители города тоже нашли поддержку в предпринимательских рядах. Пессимисты приводят цифры запустения территорий и упадка наших производств, ссылаются на засилье импорта, тарифы и ценовую политику. Отсутствие политики промышленной...

Александр Иудин, директор НИСОЦ, завкафедрой прикладной социологии ННГУ:

— Исследований по депрессивным районам много. В 1994—95 гг. еще были надежды, что Европа вытащит нас, но потом стало понятно, что кроме нас самих нам никто не поможет. Причины, проблемы, возможности, пути у каждого региона свои. Сходство одно — всем нужны деньги. Но в первую очередь нужны политическая воля и квалифицированное управление, а также программа, основанная на внутренних ресурсах территории. Мы говорим: нам трудно, у нас нет нефти. Но в Египте тоже нет нефти, тем не менее эта страна на 80% живет за счет туризма. И у нашего Сокольского своя “нефть”. В Сокольском районе есть международная школа плотников. Я вряд ли поеду туда учиться. Но я уже знаю что она есть и что она единственная в стране. И даже про плотницкий фестиваль слышал. Думаю, это не единственная “фишка” Сокольского, но туристический маршрут в эту школу проложить уже можно, школа — это “учебный туризм”. То есть я хочу сказать, что найти ресурсы, точки опоры — дело самого района. И то, что здешние предприниматели создали даже свою ассоциацию для этих целей, — лишь подтверждает правильность моего вывода.

Григорий Цыпкин, гендиректор ООО “Сокольские тепловые системы”:

— Мы создали общественный совет при главе администрации по развитию туризма. Поскольку занятость населения уменьшается, зарплаты не растут, но растут тарифы, то надо было принять какие-то решения, вкачать адреналин, чтобы у людей появилась зарплата, работа, надежда. Привлекли консультантов — ООО “КУБ” и НИЭР (Нижегородский институт экономического развития), которые исследовали район, поговорили с краеведами, работниками культуры, предпринимателями — все отнеслись к ставке на туризм позитивно. Разработали варианты концепций развития туризма. Подготовили предварительные предложения по зонированию территории.

Принято решение провести конкурс на выбор разработчика программы. Обсужден план конкретных действий на первое полугодие 2010 г. Стало ясно, что нужна паспортизация имеющихся объектов и перспективных площадок для развития туризма и инфраструктуры, связанной с туристической привлекательностью района. Решено создать и управляющую компанию для реализации программы. Начата проработка туристических проектов. Среди них “Селянцевская Марина”, идея водного маршрута “От Макария до Макария” и трофи-маршрута “Легенды озера Тикун”, яхт-клуб “Акватория” с гостиницей, клуб “Русская рыбалка”.

Земля будет продаваться не как квадратные метры и гектары, а как объекты потенциальной инфраструктуры под конкретную задачу. Это позволит создать рабочие места и наполнить бюджет. Главная мысль — развивать район как туристический объект комплексно. Планируется, что туристы будут приезжать на 3—7 дней и все это время знакомиться с природой, экологией, спортивными объектами. В 2010 г. будет построен ФОК — подспорье в повышении туристической привлекательности. Стимулом для оживления деревни станет развитие сельского туризма. От района подана заявка по включению в областную программу по сельскому туризму семи объектов.

Еще одна задача — изменить вектор миграции населения, превратить район из тупикового в транзитный, сделать район центром туризма с включением в туристический ареал соседних городов: Юрьевца, Пучежа, Городца.


Андрей Буреев, гендиректор ООО “КУБ”:

— Когда мы начали изучать район, выяснилось, что бывшие крупные предприятия района сейчас фактически не работают, а нынешний “крупняк” — это компании, скажем, предпринимателей Дмитрия Зотикова и Олега Гавинского.

 

 

Олег Гавинский, директор компании “Бора”:

— Я москвич, попал сюда случайно. В Сокольском районе есть судоверфь. Я занимаюсь промышленным дизайном, и меня пригласили сделать дизайн одного судна. Мне понравилось место, я купил здесь дом, стал отдыхать. Потом построил здесь предприятие. Здесь много опилок — прекрасного сырья для пеллетного топлива. Ко мне стали приезжать отдохнуть знакомые, партнеры по работе, им надо было где-то жить, и я построил гостиницу. Люди очень довольны: великолепная природа, воздух. Рыбалка! С удовольствием ездят из Москвы, хотя до нее 500 км. Организовал и корпоративный отдых. Уже есть заявки на экотуризм от москвичей. И эти люди привезут деньги. Моя гостиница постоянно заполнена. И я согласен с профессором Иудиным: надо использовать местные ресурсы. А вложения будут относительно небольшими.


Замдиректора компании “ВН-консалтинг” Вера Чадаева:

— Тема конкурентоспособности заключается не только в туризме. А чья земля? Вот Арзамасский район, успешный, но боюсь, скоро превратится в депрессивный. Каждое заседание земского собрания посвящено тому, что отдают землю правительству Нижегородской области... И еще, я не услышала о самонастройке, за которую надо ухватиться, чтобы вытащить район. Жители Сокольского не будут жечь палатки, воровать топоры?

 

 


Игорь Бобров, глава администрации Сокольского района:

— Сокольский район перешел из состава Ивановской области в Нижегородскую 15 лет назад. В Городецком районе через каждый метр турбаза или пионерский лагерь. У нас же был один лагерь “Чайка”. В 2004 г. мы получили аттестат Международного экофонда в номинации “Экологически безопасное развитие территорий”, став самым первым экологически чистым районом России. У же тогда было ясно, что надо развивать туризм. Население Сокольского района с 14 тыс. человек летом возрастает до 45 тыс. Основная выручка у предпринимателей летом, и они в этот период должны заработать столько, чтобы прожить зиму. После анализа ситуации было принято решение: надо сделать так, чтобы круглогодично проживали здесь 30 тыс. человек. Тогда и начали рождаться идеи. Пять лет назад у нас не было ни турбазы, ни гостиницы. Олег Гавинский и еще один местный предприниматель стали строить гостиницы. Стало много заявок на землю под строительство пионерских лагерей, турбаз. Обратились в министерство поддержки и развития малого предпринимательства Нижегородской области с просьбой сделать паспортизацию района, продавать его как цельный продукт, а земельные участки перспективные для туриндустрии — пускать через инвестсовет.
Как решать вопросы с заполняемостью гостиниц, где питаться, что посмотреть, чем заняться? Эта задача комплексная, в решении ее должны участвовать и предприниматели, и администрация, и жители района. Это понятно всем. И сегодня ситуация сдвинулась с мертвой точки.


Дмитрий Зотиков, предприниматель:

— В августе 2009 г. у нас был удачный опыт: ООО “Тайга” и районная администрация провели фестиваль “Плотницкие забавы”. Он прогремел далеко за пределами области. О нем писали даже в “Огоньке”, приезжали участники из других регионов. Губернатор нас поддержал и председатель законодательного собрания области. Участвовали даже в скоростной распиловке! Праздник удался. А на следующий год собираемся провести международный плотницкий “Оскар”. По секрету: корреспондент Би-Би-Си обещал привезти даже Ричарда Гира. Значит, возможен и событийный вариант туризма.


Николай Гировка, завкафедрой туризма и гостеприимства ННГАСУ:

— Мы часто сегодня говорим слово “уникальный”. Но это означает, что вашу территорию, ресурсы надо оценить с точки зрения рекреационных ресурсов и рекреационных потребностей. Только тогда мы получим настоящую оценку этой территории.

Дальше нужно показать, какова она в окружении других территорий. Кто вы и чем отличаетесь? Не нужно ничего повторять. В каждом районе свои изю­минки, и нужно их разрабатывать. Как развивался туризм в Америке? Его бурное развитие пришлось на годы Великой депрессии, когда Штаты стали думать, что делать. Не хочу говорить, что мы повторим этот путь, хотя технологии — как и с чего начинать — известны. Туризм — мультипликативная вещь. Доходы от него разные. Поэтому районам надо заниматься концепцией, районированием, оценкой, удерживая при этом бизнесменов.


Андрей Чугунов, журналист:

— Согласен, надо придумывать “фишки”. Но сколько бы ни было “фишек” для территории, они угаснут без информационной поддержки. Городец активно развивался, но толчок получил только после того, как совпали несколько факторов. Митрополит Кирилл защищал Александра Невского в телепроекте “Имя России”, и Невский стал победителем проекта. Кирилл стал патриархом и свой первый визит сделал именно сюда. Информационная часть не должна ограничиваться буклетами. Нужна информационная система.


Марина Кулакова, поэт:

— Мне написала журналист Би-Би-Си, что хочет посмотреть в Нижнем Новгороде озеро Светлояр. Я пригласила ее в экспедицию “От Китежа до Китежа”. Стало ясно, что культурологический ресурс мест, которые притягивают своей историей, абсолютно не разработан. О них многие слышали, люди готовы приехать, увидеть то, что увидеть нельзя. Они едут не цивилизацию смотреть, не материальную культуру. Они хотят увидеть незримое. А город Китеж — это мы все. Мне кажется, что Китеж растет и прирастает тем, что строят реальные люди. Зотиков — церкви, Тюльников – турбазы. Все это Китеж.


Андрей Лапшин, глава города Заволжье:

— Я думаю, не все так просто, как представляют теоретики. Раньше, например, у нас в Заволжье жизнь складывалась фактически только вокруг автопрома. Основная моя задача была — диверсификация экономики города с целью повышения его экономической устойчивости. Мы создали 10 предприятий, создали 30 тыс. рабочих мест, но кризис “съел” их за год. Начала расти безработица. Однако в эпицентре общественного внимание Заволжье оказался только после того, как у моногородов появилась возможность получить федеральные деньги. Только когда слово “деньги” было произнесено, Заволжье стало всем интересно. В августе у нас было четыре инвестплощадки. Когда мы стали решать вопросы диверсификации, мы выложили информацию в Интернет, и через три месяца нас стали приглашать на круглые столы даже на уровне Госдумы РФ. И мы наработали материалов на 38 площадок! Реально все эти площадки сегодня принадлежат малому и среднему бизнесу.

У меня сегодня стратегия простая — сохранить и увеличить объем внутренних финансовых потоков и людских ресурсов на территории города. Если мы этого не сделаем, на эту территорию будет трудно привлечь кого-либо даже на сезон.
Для того, чтобы территория развивалась, нужно создать возможности для прохождения внешних финансовых потоков и внешних людских ресурсов. Допустим, Сокольский район деньги вложил, разработана программа, а дальше что? Если не объединяться с другими районами, с Воскресенским, Городецким, то никто не приедет. Можно решать проблему, при этом увеличивая капитализацию территории и партнера, это синергия. Одна из наших задач — сделать город транзитным центром. Многие мечтают о туристическом транзите, чтобы приезжали, оставляли деньги и тиражировали информацию о городе.


Андрей Дахин, проректор по научной работе ВВАГС:

— Прежде всего, предложу опираться на человеческие ресурсы территории. Перечисляют земельные ресурсы территории, финансовые, а на самом деле, в конечном счете, все ресурсы — человеческие. Потому что у земли есть хозяин. Вопрос в том, где они находятся? Где живут? Где тратят деньги? Где зарабатывают? Если смотреть на территорию с этой точки зрения, то возникают вопросы. Какую из человеческих социальных групп, которые существуют на территории, нужно наращивать? Какая является локомотивом? Это предприниматели, малый бизнес.

Сошлюсь на закон о частно-государственном партнерстве, принятом ОЗС. Думаю, у районов должна быть районная версия. Нужно чуть изменить статистический подсчет: считать людей, которые живут на этой территории и делают здесь свой бизнес. Они могут мобильно перемещать свой капитал и участвовать в диверсификации, и они же являются серьезными потребителями. В России по количеству предпринимателей динамика сложная: их количество снижается. Мы еще не достигли дна, в принципе уйдут из бизнеса еще 8-10%. Проблема, которую нужно решать, — сосчитать, кто есть, и с ними работать. Беречь их.

Вторая группа — это люди, которые здесь не живут, но хотят именно здесь делать бизнес. Их называют инвесторами. Если это дальний инвестор, то для него нужна минимальная бытовая инфраструктура. Он приезжает на несколько дней и должен где-то жить. Что это может быть? Поквартирное расселение. Во всем мире существует такая форма. Она раньше была в СССР. Есть нормальная хозяйка, она обслуживает, с ней можно заключать договор. Третье — ситуация с Сокольским районом: 45 тыс. человек летом. Дачники — это люди, которые могут потреблять много. Главное — понять, что они купят. Большинство приезжают с детьми. Чем занять детей? Надо создать частную летнюю инфраструктуру — гувернеры, детские садики в пустующих школах, секции, поделки. Можно найти партнеров на такие проекты.

Второй ресурс, который у нас есть, — международные проекты, например, проект ООН по устойчивому развитию. У нас запущено несколько проектов, один из них — по экологическому воспитанию детей. На первом этапе у нас партнер IKEA. Там много возможностей, которые можно связать с IKEA не как с торговым центром, а именно как с гуманитарной программой. Если к вашему туристическому проекту добавить брэнд устойчивого развития университетов ООН, то он попадет в крупную сеть центров университетов ООН по всему миру.


Сергей Мартов, эксперт Института развития города:

— По поводу 45 тыс. человек. За минусом ваших жителей получается 30 тыс. Эти 30 тыс. сколько дней живут и сколько в день потребляют? Прежде всего, надо выяснить, сколько денег они тратят летом не у вас. И почему они едут на битком набитых снедью автомобилях? Надо дать им это на месте. Если 30 тыс. человек проводят у вас в среднем 30 дней, а стоит дачник в среднем примерно 500 рублей в день, то можете подсчитать потенциальные деньги. Сколько из них получают ваши предприниматели? Это ваш резерв.

 


Михаил Тюльников, директор туркомпании “Команда Горький”:

— Мы с практической точки зрения все это проходили начиная с 1975 г. Первое время работали в Непале, проводя американские группы силами русских гидов. С 1995 г. начали разрабатывать маршруты по Нижегородской области. В 1995 г. впервые провели коммерческие группы по реке Лух. Маршрут нам пришлось раскручивать лет пять. После чего он стал давать реальные результаты. Время было такое, что народ ехал еще в Турцию. В настоящее время мы в сезон на маршруте имеем несколько сот человек. И из Москвы едут корпоративы. Мы готовы подключиться, помочь районам и словом и делом.

 

Районы могут сами себя вытащить из “депрессии”, если будут опираться на малый и средний бизнес, резюмировал брэнд-консультант Семен Подкар.

Елена БОРМАТОВА, Владимир ЛАПЫРИН, Ольга ПАНОВА, Фото Вячеслава СЕННИКОВА, "Биржа" № 9 от 16 марта 2010 года

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.