Бизнес и власть: Кризис проехали?

19.03.2010
Просмотров: 2140

Нижегородский автопром прошел дно кризиса. Рост производства и продаж по сравнению с началом 2009 года составил 25-30%. Но если продолжится увеличение цен на сырье и энергоносители, то не помогут никакие прогоаммы поддержки.

Нижегородский автопром прошел дно кризиса. Рост производства и продаж по сравнению с началом 2009 года составил 25-30%. Но если продолжится увеличение цен на сырье и энергоносители, то не помогут ни федеральные, ни региональные программы поддержки автомобильного производства, и отраслевые предприятия так и останутся на грани выживания.

Растем или падаем
За время кризиса доля автопрома в экономике Нижегородской области снизилась с 20 до 13,1%, сообщил 11 марта в ходе заседания дискуссионного клуба “Развитие автомобильного кластера области” министр промышленности и инноваций региона Николай Сатаев. “Мы упустили время с развитием легкового автопрома, — с сожалением констатировал министр. — В 2009 году в области было произведено только 2,2 тыс. легковых машин, то есть 0,4% от общего объема по России. Капля в море”.

Автокредитование шло в прошлом году не лучшим образом, отметил Николай Сатаев. По его словам, банки отсеивали 70—75% желающих взять кредит на покупку автомобиля, ссылаясь на ненадежность клиента в финансовом отношении. Сейчас дело пошло лучше, так как создана конкурентная база.

Как заявил заместитель председателя Волго-Вятского банка Сбербанка России Тимофей Письмеров, начало 2009 года оказалось провальным для автокредитования — выдано на 40% меньше целевых кредитов, чем обычно. Но ситуация налаживается. Потребители стали переключаться на дешевые отечественные автомобили. В планах банка — выдать 15 тыс. автокредитов за 2010 год. Рывка продаж в марте—апреле ожидает и правительство Нижегородской области.

Стержень нижегородского автопрома — Горьковский автомобильный завод (ГАЗ), который специализируется сейчас на коммерческих автомобилях, судя по всему, пережил пик кризиса. Как рассказал президент ГАЗа Николай Пугин, на нижегородской площадке введена пятидневная рабочая неделя с нарастанием производства автотехники и продаж от месяца к месяцу. В январе—феврале 2010 года рост составил 37% к аналогичному периоду 2009 года. “Распродан склад готовых автомобилей. Если в марте запланировано произвести 6,4 тыс. машин, то в апреле — 7 тыс.”, — добавил Пугин. Сегодня задача ГАЗа — резко улучшить качество своего основного продукта — “ГАЗели”, сохранив при этом доступную цену. Кроме того, в планах завода — модернизация всех модельных рядов не только коммерческих автомобилей, но и автобусов и спецтехники.

О росте продаж отечественных автомобилей упомянула и заместитель генерального директора ООО “Луидор” (дилер ГАЗа) Наталья Кислова. Ожидается спрос на “ГАЗель-бизнес”, презентация которой прошла в дилерских центрах по всей России. Привлекательность автомобиля для потребителя обусловлена тем, что более высокое качество новой модели обойдется покупателю только на 26 тыс. руб. дороже, чем обычная “ГАЗель”.

Оптимистическую точку зрения не разделяет заместитель управляющего филиала ОАО “Банк ВТБ в г. Нижний Новгород” Михаил Григорьев. По его данным, у дилеров сейчас крайне тяжелое финансовое положение: объемы продаж резко снизились, появились долги, некоторые дилеры находятся на грани банкротства. “Дилерская сеть — это кровеносные сосуды, по которым автомобили попадают к потребителям, поэтому на них нужно обратить внимание и поддержать в кризисный период”, — считает Григорьев.

Формы федеральной поддержки автопрома несовершенны, согласен Николай Сатаев. Нужен более тесный контакт между регионами, объединение усилий местных программ и отработка напрямую с дилерами.

Программные заявления

Ориентир для отраслевых предприятий задан в принятой 4 марта правительством РФ программе развития российского автопрома. В ней определен уровень возможного потребительского спроса на отечественную продукцию: легковые автомобили — 80%, коммерческие — 61%, грузовые — 97%, автобусы — 99%. По словам Николая Пугина, ГАЗ в состоянии в полном объеме обеспечить любые потребности рынка, был бы спрос на автомобили.

В начале прошлого года ГАЗ был близок к банкротству, но благодаря оптимизации всех процессов (снижение операционного капитала, численности персонала, производственных мощностей), а также перекредитации его удалось избежать, отметил Пугин. В числе мер, серьезно помогающих автопрому выжить, президент ГАЗа назвал программы поддержки покупательского спроса юридических лиц и населения на отечественные автомобили. Осуществляется двойная стимуляция спроса: на федеральном и региональном уровнях действуют программы по утилизации подержанных автомобилей. Напомним: в случае если старый автомобиль отвечает всем требованиям, предъявляемым и той и другой программой, его владелец может сэкономить по 50 тыс. руб. с каждой программы и купить машину, собранную в Нижегородской области. “Поддержка потребителей, а не самого ГАЗа — верный ход”, — уверен Николай Пугин.

По словам Николая Сатаева, в Татарстане люди встают в очередь на утилизацию подержанных машин. У нас пока очередей нет, но уже есть предварительная запись автовладельцев в дилерских центрах. В начале апреля программы заработают активно. Если с федеральной программой пока не все ясно, то региональная работает как часы, заверил министр. Уже определены предприятия-утилизаторы. Заявки на получение соответствующей лицензии подали 11 предприятий, документы пока получили три из них.

Для утилизаторов очень важен объем производства. “Наша прибыль от утилизации автомобиля — только черный лом. В плюсе мы будем, только если пойдет поток машин. Один—два автомобиля — это выброшенные деньги”, — добавил директор получившей лицензию компании “АРВИ” Михаил Кочеряев.

По мнению Николая Сатаева, программа утилизации страхует рынок от избыточного количества старых деталей. Утилизация автомобиля не по программе означает снижение показателей производителей автокомпонентов, так как на рынок выбрасывается большое количество б/у деталей, подтвердил генеральный директор компании-утилизатора ООО “Регионметтранс” Сергей Пресняков.

По частям

О проблеме производства автокомпонентов рассказал генеральный директор ООО “Нижегородское ПО “Волга ВОС” Валентин Донских. Спад объемов производства в три—четыре раза произошел практически на всех предприятиях-заказчиках. “Мы несем убытки, чтобы больше не сокращать коллектив”, — заявил Донских. “Нижегородское ПО “Волга ВОС” — одно из предприятий, напрямую зависящих от ГАЗа. Если Горьковский автомобильный завод выполнит план по производству 65 тыс. машин за год, то его поставщики, в том числе предприятие, возглавляемое Донских, смогут выйти на безубыточное производство.

Единственное, в чем отечественный автомобиль может конкурировать с зарубежным, — это цена. Но рост стоимости металла, сырья, энергоносителей создает проблему ценообразования конечного продукта — автомобилей. Отечественный автопром может потерять свое конкурентное преимущество — относительную дешевизну машин, если ситуация не изменится, считает Донских.

Колоссальный рост цен на энергоносители и сырье в несколько раз опережает увеличение цены на конечную продукцию, подтвердил советник аппарата ТПП НО Александр Ватолин. С его точки зрения, программы поддержки автопрома дают какие-то плюсы, но это не ключевое решение проблемы. Ватолин предложил выступить с инициативой остановки роста цен, иначе наши предприятия так и останутся на грани выживания, даже если кризис скоро закончится.

Кстати, о кризисе. Генеральный директор ООО “Лир” (автосервисное предприятие LEAR Corporation) Руланд Ван Гестел возразил нижегородским участникам дискуссии, утверждавшим, что автопром начал выходить из кризиса. По мнению Руланда Ван Гестела, мы только в середине кризиса, и закончится он лишь с выходом продаж автомобилей на докризисный уровень, то есть, по подсчетам экспертов, не раньше 2012—2014 года.

Алла БРЕНЕВА "Биржа" № 9 от 16 марта 2010 года

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.