Владимир Иванов:"Потребительский рынок в области развивается очень динамично"

29.03.2010
Просмотров: 4132

По итогам работы в 2009 году объем розничной торговли на территории Нижнего Новгорода и Нижегородской области составил 310,26 млрд рублей (90% от уровня предыдущего года), товарооборот в сфере общественного питания — 14,31 млрд рублей (81,7% от уровня 200

По итогам работы в 2009 году объем розничной торговли на территории Нижнего Новгорода и Нижегородской области составил 310,26 млрд рублей (90% от уровня предыдущего года), товарооборот в сфере общественного питания — 14,31 млрд рублей (81,7% от уровня 2008 года). В то же время объем бытовых услуг, оказанных населению в прошлом году, составил 6,43 млрд рублей при темпе роста 112,6%... Пожалуй, именно эта информация стала квинтэссенцией всего сказанного на областном празднике, посвященном Дню работников торговли и бытового обслуживания населения.

Впрочем, обо все по порядку. Итак, 18 марта в Нижнем Новгороде состоялось торжественное собрание, посвященное профессиональному празднику — Дню работников торговли и бытового обслуживания населения. На собрании были подведены итоги работы в 2009 году сферы торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в Нижегородской области, определены прогнозы на дальнейшее развитие, награждены передовые работники отрасли и победители областного конкурса среди организаций потребительского рынка.
Как отметил в своем выступлении вице-губернатор Нижегородской области Владимир Иванов, принявший самое активное участие в торжественном собрании, потребительский рынок в регионе развивается очень динамично. Очевидно, что за последние несколько лет в городах и районах области появились новые форматы предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, соответствующие мировым стандартам.
— Отрасли, в которых трудятся сотни тысяч нижегородцев, традиционно имеют высокую социальную значимость и составляют неотъемлемую часть жизнедеятельности общества,— подчеркнул Владимир Иванов. — По итогам работы в 2009 году объем розничной торговли составил 310,26 млрд рублей при темпе роста 90%, товарооборот в сфере общественного питания составил 14,31 млрд рублей при темпе роста 81,7%. В то же время объем бытовых услуг, оказанных населению в прошлом году, составил 6,43 млрд рублей при темпе роста 112,6%.
— Сегодня именно малый бизнес, активно занимающийся торговлей, общественным питанием и бытовым обслуживанием населения, способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности в обществе,— подчеркнул Владимир Иванов. — Поэтому развитие малого бизнеса является стратегической задачей правительства Нижегородской области.
Как сообщил министр поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области Василий Казаков, в 2009 году снижение платежеспособности и покупательского спроса населения стало основной причиной снижения розничного товарооборота, но уже в январе 2010 года оборот розничной торговли составил 26 млрд руб. при темпе роста в сопоставимых ценах 100,3%.
Важным направлением работы правительства в 2009 году было принятие мер по стабилизации ситуации на продовольственном рынке области. Речь идет о ценах на социально значимые продукты питания. Был определен перечень из 29-ти социально значимых продовольственных товаров. В результате предпринимаемых мер перебоев или срывов поставок социально значимых товаров зафиксировано не было. Заметно улучшилась ценовая ситуация на региональном потребительском рынке. Так, по состоянию на 1 января 2010 года из 29 еженедельно отслеживаемых социально значимых продуктов питания уровень цен относительно других регионов ПФО снизился по 17 товарам (это — 68%).
Конструктивная работа была проведена по созданию условий для эффективной деятельности местных товаропроизводителей, продвижения их продукции на рынке области и за ее пределы. По итогам реализации мероприятий ОЦП «Покупайте нижегородское» доля продукции местных производителей в организациях торговли составила 55%, объем производства товаров местных производителей составил 56,7 млрд руб. при темпе роста 107,6%.
В 2009 году снизился уровень инфляции на потребительском рынке до 8,4%, (по Российской Федерации — 8,8 %), инфляция по продовольственным товарам составила 3,8% (по РФ — 6,1 %).
В рамках программы были проведены 32 областные универсальные выездные ярмарки. Совместно с министерством сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области были организованы и проведены областные специализированные продовольственные ярмарки — «Праздник молока» и «Праздник хлеба».
В рамках реализации федерального и областного законодательства «О розничных рынках…» была продолжена работа по упорядочению рыночной деятельности. Объем товаров, реализуемых через розничные рынки и ярмарки на территории области, составил по итогам года 32 млрд рублей, что соответствует 10% всего розничного товарооборота. Сформирован Единый областной реестр розничных рынков. Планом организации розничных рынков предусмотрено к 2012 году функционирование 106 розничных рынков. Из них в настоящее время на территории области действуют 78 рынков, в том числе 21 — в Нижнем Новгороде. Из действующих рынков по своей специализации 50 являются универсальными, 28 — специализированными (вещевые, строительные, автозапчастей, продовольственные и др.). Действуют 5 сельскохозяйственных рынков, 2 из которых — в Нижнем Новгороде. Дополнительно к плану предусмотрено строительство еще 4-х сельскохозяйственных рынков в Воскресенском. Дивеевском, Воротынском и Лукояновском районах. Необходимо продолжить работу по выделению торговых мест на розничных рынках для реализации сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственными товаропроизводителями, в том числе и малыми формами хозяйствования.
В настоящее время ведется активное строительство новых зданий рынков. Так, в 2009 году на территории Нижнего Новгорода начали работу универсальные рынки — «Нижегородский» в Московском районе, «Верхне-Печерский» в Нижегородском районе и «Народный» в Советском районе. Открываются новые рынки и в районах области, начал работу новый универсальный рынок «Центральный» в Борском районе.
Важным направлением потребительского рынка является бытовое обслуживание населения. Объем бытовых услуг, оказанных населению в 2009 году, составил 6,4 млрд рублей (темп роста к 2008 году — 112,6%).
По итогам областного конкурса в номинации «Лучшее предприятие бытового обслуживания населения» победителями были признаны «Борбытсервис» и салон красоты «Нефертити» в Борском районе, «Само совершенство» в Нижнем Новгороде, Дом быта «Авангард» в Сарове и трикотажная мастерская Надежды Варнаковой в Семеновском районе.
Важным и, безусловно, перспективным направлением развития потребительского рынка является общественное питание. По итогам 2009 года товарооборот в сфере общепита составил 14 млрд рублей, что ниже уровня 2008 года на 18%. Областной конкурс в номинации «Лучшее кафе» показал, что дизайн, кухня и услуги в районных кафе вполне конкурентоспособные. Среди лучших предприятий общепита — кафе «Теремок» Нижегородского облпотребсоюза в Семеновском районе и кафе «Мельница» в городе Дзержинске.
Задачи на 2010 год выглядят следующим образом.

1. В области торговли (розничной и оптовой).
С 1 февраля 2010 года вступил в силу Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности…» Необходимо принятие областного закона, разработка ряда нормативных правовых актов, разработка областной целевой программы развития торговли, установление нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, проведение информационно-аналитического наблюдения, формирование торгового реестра и многие другие мероприятия.
Реализация мероприятий ОЦП «Покупайте нижегородское», в том числе проведение областных и выездных специализированных и универсальных ярмарок в городах и районах области, формирования позитивного имиджа нижегородских производителей товаров народного потребления в организациях торговли.
Решение задачи по созданию крупнейшего в России центра производства и дистрибьюции товаров массового спроса в рамках реализация стратегии развития Нижегородской области в сфере потребительского рынка.
Продолжение мероприятий по упорядочению рыночной деятельности, содействие строительству новых рынков, привлечению инвесторов.
Реализация мероприятий областной целевой программы «Защита прав потребителей.

2. В области бытового обслуживания населения.
Реализация федерального и областного законодательства «О погребении и похоронном деле…», областной целевой программы «Развитие услуг в сфере похоронного дела…» (инвентаризация кладбищ и захоронений, оформление прав на земельные участки, содействие строительству новых кладбищ и крематориев в районах области).
Реализация мероприятий по улучшению деятельности муниципальных бань и развитию банного хозяйства.

3. В сфере общественного питания.
Разработка программы по развитию общественного питания.

НАША СПРАВКА
День работников торговли и бытового обслуживания населения — профессиональный праздник работников, занятых в торговле и розничной торговле, тружеников сферы услуг. Праздник имеет скользящую дату и отмечается ежегодно в третье воскресенье марта, один раз в 7 лет он совпадает с Всемирным днем защиты прав потребителя.
Традиционно торговая отрасль считается женской. В свой профессиональный праздник значительная часть виновников торжества принимает поздравления, как правило, на рабочем месте.
Развитая сфера обслуживания населения свидетельствует об экономическом и социальном благополучии общества. В последние годы эта сфера бурно развивается. Прогрессивные формы торговли — это результат огромной, высокопрофессиональной работы всех тех, кто задействован в этой сфере.
Благодаря трудолюбию работников торговли решается одна из наиболее важных социальных задач — удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах.
Сегодня День работников торговли отмечают в России, Беларуси и на Украине. Кроме Дня работников торговли, отмечаемого в отдельных странах, мировое сообщество празднует также Всемирный день справедливой торговли (World Fair Trade Day) во вторую субботу мая.

Празднование Дня работников торговли и бытового обслуживания населения в этом году практически совпало с мероприятиями, приуроченными к Всемирному дню защиты прав потребителей (отмечается 15 марта). По информации управления по взаимодействию со средствами массовой информации (пресс-службы) правительства Нижегородской области, с целью создания в регионе условий для эффективной защиты прав потребителей, установленных законодательством Российской Федерации, постановлением правительства Нижегородской области № 46 от 2 февраля 2010 года была утверждена областная целевая программа «Защита прав потребителей в Нижегородской области на 2010—2012 годы».
В разработке этой программы приняли участие представители 23 структур — федеральных и региональных органов исполнительной власти, общественных ассоциаций и организаций.
Программа предусматривает решение четырех основных задач в сфере потребительского рынка. Во-первых, это улучшение просвещения и информирования потребителей. Во-вторых, это профилактика и пресечение правонарушений в сфере защиты прав потребителей. В-третьих, это кадровое обеспечение в сфере защиты прав потребителей. И, наконец, в-четвертых, это совершенствование нормативно-правового и организационного обеспечения защиты прав потребителей.
Мероприятия программы включают издание информационных материалов, организацию конференций и семинаров, создание консультационных и экспертных пунктов, организацию просветительских мероприятий в учебных заведениях, распространение социальной рекламы, проведение социологических опросов, создание доступных банков данных о качественной продукции и о судебных решениях по вопросам защиты прав потребителей, мониторинг качества продукции при ввозе на территорию области и на прилавках торговых точек и розничных рынков, проведение отраслевых конкурсов участников потребительского рынка.
Программа позволит обеспечить первоочередную задачу повышения информированности населения в сфере защиты прав потребителей, что сделает отношения потребителя с продавцом, изготовителем, исполнителей товаров и услуг более цивилизованными и позволит избежать конфликтов, требующих разрешения в судебном порядке.
Государственным заказчиком-координатором программы является министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области.

НАША СПРАВКА
Всемирный день защиты прав потребителей приурочен к историческому выступлению в конгрессе США 35-го президента США Джона Фицджеральда Кеннеди 15 марта 1961 года, в котором впервые было охарактеризовано понятие «потребитель». В частности, в своей речи Джон Ф. Кеннеди сказал:
«Потребители — это все мы... Потребители — это крупнейший экономический слой, который воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение… Но это единственный голос, которого зачастую не слышно».
При этом Джон Ф. Кеннеди выделил основные четыре незыблемых права потребителей, которые позднее легли в основу законов о защите прав потребителей во многих странах, включая Российскую Федерацию, а именно: право на информацию, право на безопасность, право на выбор и право быть услышанным.
В год выступления Джона Ф. Кеннеди в конгрессе Соединенных Штатов в Нидерландах была зарегистрирована Всемирная организация союзов потребителей (ВОСП). Разработанный ВОСП Кодекс потребителя был дополнен еще четырьмя правами, помимо тех, что озвучил американский президент: право на возмещение ущерба, право на здоровую окружающую среду, право на потребительское образование и право на удовлетворение базовых потребностей.
В 1992 году Верховный Совет РСФСР принял первый в истории России закон, направленный на защиту граждан РФ, имеющих намерение заказать или приобрести какой-либо товар или услугу. Документ получил название «Закон о защите прав потребителей». Базовые принципы кодекса потребителя с этого момента были закреплены законодательно.
Российской особенностью ВДЗПП является то, что каждый год он проходит под определенным девизом. Девизом 2009 года стала следующая фраза: «Потребитель! Знай свои права!», предыдущий 2008 год имел девизом следующую фразу: «Поколение нездорового питания — кампания по борьбе с распространением нездорового питания среди детей». В немалой степени благодаря давлению правозащитников, сконцентрировавших свои усилия на проблемах детского питания, в декабре 2008 года был принят «молочный регламент», согласно которому «питьевым молоком» может называться исключительно продукт, произведенный из натурального сырого молока, которое не подвергалось выпариванию.

Ольга ВЕРЕТЕЛЬНИКОВА/«Обзор цен»

Источник: Архив: Обзор цен
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.