Нижегородская область попала в сети сотни торговых компаний

21.04.2010
Просмотров: 2017

Нижегородская область попала в сети сотни торговых компаний и, по оценкам регионального правительства, почти так же привлекательна для игроков продуктового ритейла, как Москва и Санкт-Петербург.

Нижегородская область попала в сети сотни торговых компаний и, по оценкам регионального правительства, почти так же привлекательна для игроков продуктового ритейла, как Москва и Санкт-Петербург. Несмотря на то, что областные чиновники при работе с сетями четко отстаивают интересы местных производителей.

 

Расцвет нижегородского продуктового ритейла начался после прихода в регион губернатора Валерия Шанцева, который взялся за выстраивание отношений власти и торговых сетей. Он стал первым руководителем области, предложившим ритейлерам все условия для развития бизнеса, одним из которых стало сотрудничество с местными производителями. Министр поддержки малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Василий Казаков уверен, что эта политика не мешает развиваться и нижегородскому ритейлу.
— Рынок Нижегородской области никогда не был закрыт от продукции из других регионов. На полках магазинов постоянно присутствуют товары из Москвы, Санкт-Петербурга, Мордовии, Чувашии и Татарстана: за счет своего качества они стали популярными у нашего населения. Товарная конкуренция в Нижегородской области крайне высокая. И торговые компании сами выбирают, какая продукция будет представлена в их магазинах и на каких полках. По 2009 г. можно дать такие цифры: доля продукции местных производителей в организациях торговли составила 55%, а объем производства товаров местных производителей был на уровне 56,7 млрд руб. при темпе роста 7,6% по сравнению с прошлым годом.
Местные производители то и дело говорят о том, что ритейлеры имеют задолженность перед ними за реализованную продукцию и это подрывает их позиции. Как региональное правительство может регулировать эти отношения?
— Действительно, в начале кризисных явлений в экономике области, в ноябре-декабре 2008 г., возникали такие сложные ситуации, когда за торговыми компаниями числилась задолженность перед производителями. Министерство содействовало в разрешении конфликтов, и все расчеты были выполнены. За последние месяцы с подобными заявлениями в министерство не обращались. Вступивший в силу с февраля 2010 г. федеральный Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» четко регламентирует сроки оплаты за поставленные товары.
Сегодня в рабочую группу, созданную при правительстве в целях реализации данного федерального Закона на территории Нижегородской области, входят также представители торговых сетевых компаний. Поэтому у нас нет сомнений в том, что все положения закона будут выполняться всеми участниками торгового рынка.
А может ли региональное правительство помочь в борьбе местных поставщиков с жестким диктатом федеральных сетей?
— Я считаю, что в рыночных отношениях борьба может быть только конкурентной. В этой ситуации региональное правительство должно стимулировать местных поставщиков к развитию и модернизации производства. Мероприятия областной целевой программы «Покупайте нижегородское» на 2009-2012 годы» направлены как раз на поддержку местных товаропроизводителей, на повышение качества их продукции, на узнаваемость торговых марок за счет маркетинговых инструментов. Все возникающие вопросы решаются при обращении в министерство в индивидуальном порядке с приглашением представителей сетей и производителей к конструктивному диалогу.
Диктат федеральных сетей было бы правильно назвать стратегией их развития с четко сформулированными правилами взаимодействия с контрагентами. Если в чем-то сети и перегибали палку, то сегодняшнее законодательство призывает сделать их отношения с поставщиками прозрачными, основанными на единых для всех принципах формирования цены, сроков оплаты.
Ожидается ли приход новых игроков в Нижегородскую область?
— Рынок Нижегородской области всегда был интересен как для федеральных, так и для международных сетевых компаний. Сегодня торговая инфраструктура представлена практически всеми форматами— торговые центры, специализированные магазины, супермаркеты, гипермаркеты, универсальные, продовольственные и специализированные рынки, система Облпотребсоюза, а также большое количество объектов мелкорозничной сети. Особенно резко увеличилось число сетевых компаний в последние три года. Сейчас Нижегородская область наряду с Москвой и Санкт-Петербургом занимает ведущее место по развитию сетей. На территории региона работают около 100 торговых сетевых компаний, 19 из них являются продовольственными, среди которых четыре международные компании, пять федеральных и 10 региональных. Если новые крупные сети планируют выход на наш рынок, нижегородский потребитель только выиграет, получив больший выбор товара и цен. Сейчас торговые сетевые компании развивают свою деятельность не только на территории областного центра, но и в районах области, где пока недостаточно современных торговых форматов.
В ряде регионов России одним из последствий кризиса стало поглощение ослабших местных сетей федеральными. В нашем регионе есть такие явления?
— Число местных брендов сетей в области не сокращается. Наоборот— появляются новые. Например, магазины «Евро» региональной компании «Стэкс», магазины «Seven». И речь не идет о поглощении мелких магазинов крупными. Но стоит отметить, что имеет место перераспределение бизнеса, характерное для всех отраслей в период кризиса и выхода из него.
Крупные компании предпочитают крупные же форматы работы. А магазины у дома и продуктовые рынки у нас популярны? Они имеют поддержку регионального правительства как социально необходимые?
— Да, эти форматы торговли очень востребованы нижегородцами. Объем товаров, реализуемых через розничные рынки и ярмарки на территории области, составил по итогам 2009 г. 32 млрд руб. — это 10% всего розничного товарооборота. Правительством области постоянно рассматриваются инвестиционные заявки на открытие магазинов шаговой доступности. Это важно, так как в данных форматах торговли покупатель может приобрести товары первой необходимости, не отъезжая далеко от дома.
Кроме того, в рамках реализации федерального и областного законодательства продолжена работа по упорядочению рыночной деятельности. Сформирован Единый областной Реестр розничных рынков. В плане предусмотрено к 2012 г. функционирование 106 розничных рынков. Несмотря на кризис, рынки активно строятся. Так, в прошлом году на территории города Нижнего Новгорода начали свою работу универсальные рынки: «Нижегородский» и «Верхне-Печерский», продовольственный рынок «Народный».
Какие задачи ставит перед собой региональное правительство в текущем году?
— С 1 февраля вступил в силу федеральный Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». Нам предстоит разработать областную целевую программу развития торговли. Чтобы продуктовый ритейл развивался в удаленных поселках и городах области, мы проанализируем и предложим меры по совершенствованию логистической системы в регионе, а также всей схемы потребкооперации. Будут продолжены и все другие мероприятия, направленные на развитие розничной торговли как индикатора платежеспособности населения. 

Юлия Сухонина

Источник: DK.RU
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.