Удачная грядка

13.05.2010
Просмотров: 5477

Тепличное хозяйство «Дзержинское» инвестирует в собственый бренд.

Сделать успешным сельскохозяйственное предприятие без помощи государства сложно. Но даже самые лучшие меры поддержки не спасут, если в эту отрасль не придут эффективные собственники с агрессивной рыночной позицией. Так считает председатель совета директоров ОАО «Дзержинское» Иван Килин. Для этого необходимы инвестиции не только в производство, но и в собственный бренд.

В агропромышленный бизнес Иван Килин пришел из телекома. Почти семь лет он возглавлял одну из дзержинских телекоммуникационных компаний. За это время из небольшого предприятия она превратилась в крупного оператора, став частью федерального «Комстара». «Мне моя работа всегда нравилась. Я знал бизнес от и до. Но какое-то время назад я стал себя ловить на мысли, что несколько исчерпал себя. Одно дело развить небольшую компанию до такой степени, что ею заинтересуются федералы. Другое— работать по уже отлаженным схемам. Я понял, что надо менять направление, отрасль. Однако я даже предположить не мог, что займусь сельским хозяйством»,— смеется Иван Килин.

Заняться сельским хозяйством помог кризис

Тепличное хозяйство «Дзержинское» существует с 1968 г. В 1996 г. хозяйство было решено акционировать. Предприятие работало достаточно стабильно, однако кризис ухудшил ситуацию. Чтобы удержать компанию на плаву и развиваться дальше, руководство «Дзержинского» задумалось о поиске инвестора.

В активах ОАО «Дзержинское» помимо 7 га теплиц было 140 га неиспользуемых угодий, имеющих статус земли населенных пунктов. Именно наличие таких активов положило начало «сельскохозяйственной» карьере Ивана Килина.

«Уйдя из телекома, я обратил внимание на недвижимость. Это были так называемые «тучные годы». Стоимость недвижимости, зданий, земель росла немыслимыми скоростями. Казалось, что это самое экономически оправданное вложение,— вспоминает г-н Килин.— Также мы пытались искать площадки для нужд инвесторов». По его словам, крупным компаниям неинтересно заниматься всеми вопросами, связанными с поисками и подготовкой инвестиционной площадки под запуск какого-либо проекта. Они бы хотели купить что-то готовое, когда уже есть бизнес-предложение, определенная инфраструктура, планы, проекты.

«Первоначально именно интересная инвестиционная площадка рядом с ОАО «Дзержинское» привлекла наше внимание,— рассказывает Иван Килин. Но кризис все расставил по местам. Пузырь на рынке недвижимости сдулся, и нам стало понятно, что нет ничего более стабильного, чем простые незаменимые продукты питания. Кушать будут всегда. И уже не земля, а именно бизнес тепличного комбината привлек нас, и мы взялись за его развитие».

Начали с расширения продуктовой линейки

Предприятие убыточным не было, но и сверхприбылей не приносило: работало с рентабельностью порядка 3,5%. По словам Ивана Килина, большинство сельхозпредприятий в России балансирует на грани нуля, а дальше— кто сколько выбьет поддержки от области. К тепличным предприятиям раньше применялся персональный тариф на теплоносители, доля которых в себестоимости продукции доходит до 70%. Однако они уже давно отменены. «В мировой практике немало стран, где сельское хозяйство успешно, к примеру, Штаты, Нидерланды, Франция. Но везде эта отрасль— дотационная. Это нормальная схема, когда правительство субсидирует АПК. Конечно, у нас есть определенная поддержка: областные власти компенсируют 4 копейки с каждого рубля проданной продукции. Но это— капля в море»,— сетует г-н Килин.

Согласно инвестиционному плану в течение ближайших пяти лет в «Дзержинское» будет вложено около 150 млн руб. Иван Килин: «В основном это кредитные ресурсы по программе поддержки предприятий АПК областным и федеральным правительством». Уже в 2010 г. в тепличное хозяйство планируется вложить 40 млн руб. Средства пойдут в первую очередь на модернизацию теплиц. Есть и совсем старые постройки, и относительно новые. В планах— строительство теплиц нового поколения: более энергосберегающих, теплоемких. «Недавно я ездил в Ульяновск, смотрел одно из хозяйств, подобных нашему,— рассказывает Иван Килин.— Из 18 га примерно треть оснащена теплицами «Агрисовгаз». У них оптимальная экономика, поскольку они позволяют значительно повысить энергоэффективность. Результаты очень впечатляют!» Самое главное, по словам Ивана Килина, новые теплицы позволяют решить проблему сезонности: «Сейчас овощи в ОАО «Дзержинское» выращивают примерно девять месяцев в году. Сезон начинается в феврале и заканчивается к сентябрю. Наша задача— сделать работу теплиц бесперебойной. С вводом в строй новых теплиц сезон огурцов, например, можно будет начинать на пару месяцев раньше».

Огурцы— основная культура, выращиваемая в ОАО «Дзержинское»: на их долю приходится 70% продукции. Остальное— томаты, перцы, салаты. Также производят здесь баклажаны и кабачки— в небольших количествах. Этот ассортимент достался новым собственникам по наследству. Практически сразу в него начали вносить изменения. «В последнее время резко вырос спрос на салаты, различную зелень— люди начали заботиться о здоровом питании. В 2009 г. мы уже увеличили площади под такие культуры. А в этом году введем в строй еще один салатный комплекс и расширим продуктовую линейку салатов и зелени. Салатный рынок сегодня настолько не насыщен, что съест все, что ему предложишь»,— считает Иван Килин.

Постепенно в компании планируют еще более увеличить ассортимент выращиваемой продукции и добавить к нему, к примеру, клубнику. «Во многих странах клубнику производят круглогодично. Чем мы хуже?!»,— смеется Иван.
Еще одно направление работы— грибы. Сейчас в «Дзержинском» два цеха по выращиванию вешенок. Грибы эти по вкусовым качествам не уступают традиционным шампиньонам, но они «менее раскручены», отмечает Иван Килин. В «Дзержинском» собираются увеличить их производство и начать работу с другими видами грибов: шампиньонами и более экзотическими грибами, которые активно употребляются в восточной кухне.
«Вообще планов у нас очень много,— рассказывает Иван.— В этом году мы создаем задел на будущее: расширяем площади, увеличиваем тепловые и энергетические мощности. И— самое главное— меняем схему дистрибуции».

Покупателей приучают к бренду

По словам Ивана Килина, основной задачей новых собственников, когда они пришли на предприятие, было ничего не испортить: «В производство мы не стали вносить изменения. В ОАО «Дзержинское» сильная компания профессионалов, люди знают свое дело, все процессы отлажены. Другое дело продажи. Здесь есть над чем работать».

Большая часть продукции тепличного хозяйства реализуется оптовым покупателям. К конечному потребителю продукт попадает как под маркой ОАО «Дзержинское», так и без нее. Новые собственники решили развивать собственный бренд. Иван Килин: «Наша продукция— экологически чистая. В своей работе мы используем, например, опыление шмелями и пчелами. Ульи стоят прямо в теплицах. За счет этого вкус продуктов натуральный, как с собственной грядки».

Именно этот посыл был заложен в название новой торговой марки— «Удачные грядки». «Мы устроили мозговой штурм и перебрали несколько вариантов,— рассказывает Иван.— Остановились на этом. Оно несет в себе сразу несколько эмоций. Здесь ассоциации и с дачными участками, которые есть у многих, и с грядками на бабушкином огороде. Знаете, как в детстве: приеду к бабушке, буду есть огурцы прямо с грядки. И сразу понятно, что продукция с собственных грядок не может быть пестицидной. Вкус и качество наших товаров это подтверждают».
С апреля в Дзержинске появились розничные точки «Удачные грядки». Сейчас это сеть из 14 киосков, расположенных в местах, куда люди традиционно приходят за овощами. Ассортимент, производимый собственно ОАО «Дзержинское», дополнен другими овощами (картофель, морковь, свекла) и сопутствующими товарами: консервы, соки и т.п. «В этом году под брендом «Удачные грядки» мы начнем продавать крупы и реализовывать также через нашу розничную сеть. Покупатели смогут в наших точках полностью удовлетворить свои потребности в бакалейной и овощной группах товаров»,— делится планами Иван Килин.

Развитие собственной сети позволило увеличить продажи сразу на 10%. «Конечно, опт из структуры продаж никуда не денется,— полагает Иван Килин.— Иначе продавать тепличные культуры, особенно в сезон, когда есть конкуренция с товаром, выращенным в открытом грунте, не получится. Но собственная сеть— это намного выгоднее».

В планах компании за два года довести продажи через собственную розницу до 40% (сегодня этот показатель на уровне 25%). В следующем году торговая сеть «Удачные грядки» увеличится и, возможно, новые павильоны появятся не только в Дзержинске, но и в других городах области.

ОАО «Дзержинское» в цифрах:

1968 г. - создание производства
7 га - производственные площади
33,5 кг - огурцов снимается с 1 кв. м теплиц
150 млн руб. - инвестиции в ближайшие два года
110 млн руб. - оборот в 2009 г.
130 млн руб. - планируемый оборот в 2010 г.
3,5% - рентабельность предприятия в 2008 г.
10% - рентабельность предприятия в 2012 г.

Алиса Егорова, Деловой Квартал

Источник: DK.RU
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.

всего комментариев: 1

Воробьёва Елена 11.07.2011 14:35:00
Удобно и выгодно покупать Ваш товар. Однако у Вас очень грубые продавцы: могут отказать в обслуживании, просто закрыть перед носом, нахамить если указать на некачественный товар. Интересно, Вы вообще заглядываете в книгу жалоб и как-то наказываете продавцов?