Нижний Новгород: Скованный цепью мостов

17.05.2010
Просмотров: 4953

В настоящее время нагорную и заречную части нашего славного города связывают четыре автомобильных моста. Много это или мало? Однозначно на данный вопрос ответить нельзя, но практика показывает, что все-таки мало.

В настоящее время нагорную и заречную части нашего славного города связывают четыре автомобильных моста. Много это или мало? Однозначно на данный вопрос ответить нельзя, но практика показывает, что все-таки мало - так сложилось исторически. Сегодня, однако, мы хотели бы рассмотреть несколько иной аспект "мостовой темы": каждый из "цепи" городских мостов помимо собственной истории имеет свои неповторимые особенности и характеризуется присущими ему актуальными проблемами. Обо всем этом и поговорим.

Канавинский мост

Первый в Нижнем Новгороде стальной мост через Оку был открыт в мае 1933 года. Его назвали в честь председателя Горьковского горисполкома. Но через полтора года Пахомов был репрессирован как участник троцкистской оппозиции. Так “мост имени товарища Пахомова" стал называться Окским, а затем Канавинским. Длина моста — 795,5 метра, ширина — 24 метра. Русло перекрыто шестью арочными металлическими пролетными строениями расчетным пролетом 121 м. Реконструировался в 1968—1972 годах.

Проблема. Ряд конструктивных элементов моста требуют немедленной замены. Трещины на швах, прогнившие болты и перекладины — мост постепенно съедает ржавчина. Снизилась способность переносить нагрузки. Причина этого — грубое нарушение сроков ремонта: мосты необходимо “латать" раз в пять лет. В последнее время состояние моста резко ухудшилось. В 2003 году московский институт “Исследование мостов и других инженерных сооружений" обнаружил серьезные проблемы, но разрешил эксплуатацию еще в течение семи лет с условием постепенного снижения нагрузки (поэтому там перестали ходить трамваи).

Разговоры о закрытии Канавинского моста ходили с тех пор, как близилась “премьера" автомобильной части метромоста. Однако долго не принималось решение о сроках ремонта. Наконец все было озвучено официально. Глава Нижнего Новгорода Вадим Булавинов на заседании городской думы 21 апреля заявил, что принято решение делать ремонт Канавинского моста с полной заменой дорожной части. Такая реставрация обойдется городскому бюджету почти в 3 млрд рублей, а мост спокойно простоит еще 80 лет.

Все это значит, что недалек тот час, когда мост будет закрыт полностью и на неопределенное время, учитывая темпы нашего строительства. Но пока у города нет ни проекта реконструкции Канавинского моста (так что сроки опять затягиваются), ни конкретной схемы организации движения транспорта в случае его полной “заморозки". Вопрос финансирования также остается открытым, поскольку на федеральные деньги надеяться не стоит, учитывая специфику формирования бюджетов, до 2014 года.

Молитовский мост

Введен в эксплуатацию 5 ноября 1965 года. Длина моста — 951,2 метра, ширина — 21 метр. Частичная реконструкция — в 1997—1999 годах: столбы освещения перенесены в центр объекта, смонтирована разделительная железобетонная полоса, заменена гидроизоляция, реконструированы деформационные швы, уложено новое трамвайное полотно.

В 2008 году планировали расширить Окский съезд еще на одну полосу в сторону склона с сохранением трамвайных путей. Стоимость работ оценивалась в 500 млн рублей. Но в связи с кризисом проект отложили.

Изначально трамвайные пути на Окском съезде проходили посередине, а там, где линии находятся сейчас, была автомобильная полоса. Позже в целях безопасности рельсы перенесли на склон, предварительно серьезно его укрепив, потому что случались оползни.

Главная проблема моста сейчас — реверсивное движение. В часы пик попасть из заречной части города в центр бывает проблематично. Окончания реверса приходится ждать в среднем 15—20 минут. При этом не существует никакого графика организации одностороннего движения. Сами сотрудники ГИБДД признаются, что действуют по ситуации: как только площадь Лядова плотно “встает", они перекрывают движение снизу. Те, кто едет сверху, чрезвычайно довольны ситуацией, стоящие в заторе внизу — проклинают власть, гаишников и тех, кто едет сверху. В связи с этим автомобилисты предлагают свои решения проблемы: в частности, установить реверсные светофоры или оставить только одну трамвайную линию. В любом случае это опять же сводится к денежным и временным затратам, причем последние в данном случае более актуальны, ибо даже частичное закрытие еще одного моста город не переживет.

Пока, после ограничения движения по Канавинскому, Молитовский мост остается главной переправой через Оку, потому что на метромост все еще едут неохотно из-за неудобства подходов — вот уж где пробка фактически не рассасывается. Как обещают в мэрии, до 1 октября этого года должен быть организован выход транспорта с метромоста на площадь Лядова и проспект Гагарина.

Мызинский (Карповский) мост

Открыт 6 августа 1981 года. Еще недавно он являлся частью федеральной трассы Москва — Казань, но после того, как в 2008 году была построена объездная, транзитный поток с моста “ушел". Длина — 1006 м, ширина — 27 м. Площадь проезжей части — 2200 кв. м, вес моста — 235 000 т.

Косметический ремонт — в 2003 году: с моста убрали трамвайные пути, которые никогда не функционировали. Проект капитального ремонта был разработан, но он все еще находится в запасниках городских властей. Считается, что в данное время мост вполне работоспособен.

До строительства метромоста Мызинский мост был самым сложным в городе в техническом отношении. Он являл собой новое слово в мостостроении своего времени. В начале 70-х годов было разработано пять вариантов проекта моста. Утвердили вариант неразрезного пролетного строения. Такой проект не имел аналогов в практике — мост представлял собой неразрезную балку, собранную из отдельных железобетонных элементов весом до 60 тонн каждый, склеенных между собой эпоксидным клеем и соединенных предварительно напряженной арматурой. Это был уникальный проект. В настоящее время в России существует 38 мостов, созданных по этой технологии, девять из них уже не эксплуатируются.

Проблемы.
1. Износ. Несколько лет назад специальная комиссия отметила следующие проблемы: около 7% стыков моста имеют пониженную несущую способность; обнаружены трещины в основании моста, которые существовали со времен сдачи объекта в эксплуатацию. Кроме того, в связи с тем что некогда по мосту были проложены трамвайные пути, под ними образовалось “корыто", в котором идут накопление влаги и вымывание бетона. Болезнь не смертельная, но лечение затягивать не стоит. Плюс постоянно углубляющиеся колеи от тяжеловозов.

2. Аварийность. Мызинский — пожалуй, самый аварийно опасный мост в городе. Причиной называют отсутствие контроля и разделительного ограждения между потоками, в результате чего случаются вылеты на “встречку", часто на приличной скорости... Добавьте к этому постоянный сильный боковой ветер и гололедицу зимой. В общем, принять меры для повышения безопасности жизненно необходимо. К примеру, актуальным остается вопрос о строительстве на мосту разделительной железной конструкции, защищающей от лобовых столкновений.

Метромост

Торжественный пуск автодорожной части метромоста состоялся 4 ноября 2009 года. Пока дорожное полотно идеальное. После полного введения в эксплуатацию нижегородский метромост станет первым в России объектом, по которому будет организовано движение и метропоездов, и автомобилей.

Длина совмещенного моста составляет по автопроезду 1344 погонных метра, по линии метро — 1234 метра, ширина проезжей части — 18 м. На его строительство пошло 54 000 тонн асфальта, 13 000 тонн металла.

Проблема — пока еще низкая пропускная способность, обусловленная прежде всего неразвитостью подходов к мосту.

КСТАТИ

Знаете ли вы, что такое плашкоутный мост? Это переправа через реку, основанная на плашкоутах — плоскодонных беспалубных судах, специально приспособленных в XIX веке для наведения мостов и устройства пристаней. Между прочим, в Нижнем когда-то тоже имелся такой мост — плашкоутный, разводной, соединявший город с Кунавинской слободой, то есть с заречной частью, в районе современной Нижегородской ярмарки.

Впервые мост на этом месте был построен с началом функционирования ярмарки в 1817 году, и он был наплавной, на плотах. Через несколько лет его заменил плашкоутный — самый длинный в России (510 м), вызывавший восторг у современников. Мост приходилось разводить каждую ночь для прохода судов, а на зиму его и вовсе разбирали. Вот такие предки были у самого старого нашего и некогда единственного моста — Канавинского.

Вообще интересных фактов о городских мостах столицы Поволжья, стоящей на месте слияния двух крупных рек, предостаточно. Вот один из них: оказывается, в Центральном архиве Нижегородской области отсутствуют документы, закрепляющие официальные названия мостов. Это значит, что ни один из мостов не имеет официального названия — все “мостовые имена" сформировались сами собой в народе.

А как вам легенда, имеющая прямое отношение к Мызинскому мосту? Это место считается “нечистым". Дело в том, что, когда большую часть современного Нижнего занимали леса, в район Карповки сгоняли каторжников для вырубки лесов и очистки земель. Большинство из них погибали, и их хоронили прямо на месте. Вот люди и считали это место нечистым — захоронения не освящались, а значит, души не находили покоя.

Мария КОКОВИХИНА, Биржа+Авто, фото Олега ЧАЛКОВА

Источник: Архив: Биржа+Авто
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.