Металл должен застыть

25.05.2010
Просмотров: 2088

Правительство проверит обоснованность резкого роста цен на металлы. По мнению премьера Путина, металлурги делают это, лишь движимые «непонятным» желанием. Против «Евразхолдинга» ФАС уже возбудила дело.

Правительство проверит обоснованность резкого роста цен на металлы. По мнению премьера Путина, металлурги делают это, лишь движимые «непонятным» желанием. Против «Евразхолдинга» ФАС уже возбудила дело. Эксперты считают, что металлурги оправдаются: цены на сырье растут еще быстрее.


Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело в отношении «Евразхолдинга» по факту установления монопольно высоких цен, заявил руководитель ведомства Игорь Артемьев на встрече с премьер-министром России Владимиром Путиным в понедельник. «На прошлой неделе возбуждено дело по монопольно высокой цене в отношении «Евразхолдинга», – сказал он. – Мы исследуем всю цепочку, начиная от рудного сырья, окатышей, коксующегося угля и металлопроката. В ряде отраслей – вы обратили внимание на металлургический комплекс – происходит стремительный рост цен». По словам Артемьева, «в обоснование (этого роста цен) берется неадекватная оценка мирового рынка, раздуваются издержки и входные затраты». Также ФАС беспокоит тот факт, что торговля продукцией зачастую проходит через сеть посредников, в итоге товар продается с наценкой в 20–30%, «то же самое касается некоторых экспортных операций».

Путин сообщил, что также видит тенденцию, наметившуюся в связи с выходом из кризиса и связанную с «непонятным», по его мнению, « желанием в некоторых отраслях поднять цены на продукцию».


«Могут расти издержки, но это совсем не повод для резких скачков по ценообразованию», – отметил премьер.


Для «Евраза» претензии со стороны властей не стали неожиданностью. Проверки со стороны антимонопольщиков действительно были, подтвердил «Газете.Ru» представитель «Евразхолдинга» Алексей Агуреев. «Однако в настоящее время из-за отсутствия документов более подробной информации предоставить мы не можем, – говорит он. – Уверены в полной объективности рассмотрения вопроса со стороны ФАС».

Претензии ФАС в «Евраз» связывают с открытым письмом, которое в начале апреля направил министру промышленности и торговли Виктору Христенко руководитель «Уралвагонзавода» Олег Сиенко. Он сообщил, что за последние месяцы металл для его предприятия подорожал на 30–40%, что ставит под угрозу производство. Доля металла в себестоимости производства составляет порядка 60%.

Не меньше проблем из-за высоких цен на металл возникает и у РЖД. Два месяца назад компания направила письмо в Минэкономразвития (МЭР), в котором обосновала необходимость сдерживания роста цен на продукцию металлургов. Железнодорожники уверены, что резкое увеличение закупочной стоимости металлов не соответствует возможностям внутреннего рынка, ещё не оправившегося от мирового кризиса. Как говорится в письме, особо жёсткую позицию занимают поставщики рельсов и рельсовых креплений, требующие поднять цены сразу на 15–20%, то есть фактически вернуть их на докризисный уровень.


Рельсы РЖД поставляет ООО «Евразхолдинг», который внёс предложение об увеличении цен на 20% с 1 февраля, сократив в феврале-марте в два раза объём поставки рельсов.

 

Повышение цен на металлургическую продукцию сказалось и на планах компании по закупке вагонов. Как заявил недавно на экспертном совете в Госдуме руководитель «Первой грузовой компании» Салман Бабаев, в первом квартале ему вместо 2500 полувагонов поставили лишь 800, да и то «вагоны за 1,5 млн ещё нужно поискать». Между тем в начале года вагон стоил 1,23 млн.

«Такого роста цен компания РЖД не учитывала, – понимает недовольство железнодорожников аналитик БКС по металлу и углю Олег Петропавловский. – И естественно, компании, которой из-за кризиса и так пришлось существенно сократить инвестпрограмму, не хочется пересматривать уже сверстанный бюджет на 2010 год».

А на днях металлурги предупредили автопроизводителей, что с 1 июля отпускные цены на металл для автозаводов вырастут на 10–30%. Соответствующие уведомления получили крупнейшие российские автопроизводители, в том числе «АвтоВАЗ», «КамАЗ», «Соллерс», «Группа ГАЗ».

«Нельзя сказать, что мы по конкретно чьей-то жалобе стали действовать, – говорит пресс-секретарь ФАС Ирина Кошунина. – Да, жалобы были со стороны потребителей – РЖД, «Уралвагонзавода». Но было и поручение Сечина разобраться в ситуации на рынке». По ее словам, рассмотрение дела должно состояться в течение месяца. «Даже если «Евраз» устранит нарушения, это может лишь смягчить санкции», – говорят в ФАС.

В «Евразе» о компромиссах с потребителями пока не думают. Резкий рост цен на металл, по их мнению, вызван увеличением стоимости сырья и металла на внешних рынках.


С начала года цены на железную руду и металлолом выросли на 35–40%, а за последние два квартала – почти вдвое. На 80% за два квартала подорожал уголь.


«Евраз» действительно монополист по отношению к той же РЖД. Но цены на сырье росли еще больше, – признает Петропавловский. – А металлурги не готовы терять всю маржу».

Андрей Ковалевский

Источник: Газета.ru
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.