Автовладельцев перетряхнут

25.05.2010
Просмотров: 3929

Самое время поговорить за транспортный налог, как говорят в Одессе. О нем на минувшей неделе вспоминали и городские власти в связи с Канавинским мостом.

В регионе готовится обновленная база для взимания транспортного налога

Самое время поговорить за транспортный налог, как говорят в Одессе. О нем на минувшей неделе вспоминали и городские власти в связи с Канавинским мостом (“город ничего не получает на ремонт дорог от этого сбора, хотя львиная доля плательщиков ездит по улицам Нижнего Новгорода“), и областные, потому что недобор по этому налогу весьма внушительный.

Даже народные избранники в Законодательном cобрании, которые ранее горячо выступали за снижение сбора с автовладельцев, сегодня от этой идеи отказались. А правительство области обещает в ближайшее время “привести в соответствие“, перетряхнуть всю базу плательщиков этого налога, убрать оттуда умерших, сменивших адрес, продавших свои машины.

Один раз в год

За 2009 год региональная казна поимела от транспортного налога почти 2,5 млрд рублей. Наибольшие поступления - за счет физлиц.

План на 2010 год - почти 1,14 млрд рублей, в два раза меньше, чем в 2009 году, рассказала заместитель министра финансов Нижегородской области Людмила Старостина. Потому что этот год будет переходным на новую систему. С 2011 года налог будут платить один раз в год. То есть авансовые платежи по транспортному налогу на следующий за платежом год отменяются, и вводится однократная оплата в конкретный срок до 15 апреля текущего года. И транспортный налог за 2011 год в полном объеме поступит в бюджет только в следующем году.

Но головная боль остается как у чиновников, так и у тех, кто за рулем.

Она стоит - зачем платить?

- Машина - очень движимое имущество, - говорит заместитель главы налоговой службы региона Альбина Разина.- И очень много путаницы с платежами. Например, кто-то три месяца был автовладельцем и платил какую-то часть средств, а потом машину продал, и другой плательщик стал владельцем транспортного средства. Авансы платились 1 августа (и мы направляли уведомление налогоплательщикам, физлицам), а 15 февраля был окончательный срок расчета по тем, у кого происходило движение транспортных средств, продажа, к примеру. Теперь путаницы не будет. Сейчас этот налог будут платить один раз в год – до 15 апреля 2011 года за 2010 год. И мы по-прежнему можем доначислять налог за три года и взыскивать его.

- Хотя мы, - продолжает А. Разина, - давно предлагаем начислять транспортный налог не по факту учета или регистрации авто, а по факту техосмотра, пользования машиной, - тогда будет и по справедливости. Вот у него развалюха, он на ней не ездит, но с учета не снял, и платить не хочет. Поэтому и у нас возникает много ненужной работы с взысканием, и у владельцев - чувство несправедливости.

 

В прошлом году налоговики направили в мировые суды Нижегородской области 152 тысячи исков к физлицам об уплате транспортного налога на сумму 531 млн рублей.

В бюджет из начисленного “пол-ярда“ капнуло 69 млн, причем 44 млн рублей налога граждане внесли добровольно, а судебные приставы взыскали всего 25 млн рублей. Через суд удалось истребовать лишь 13% недоимки!

Почему так мало? Конечно, большинство просто тупо не платит. Но еще и потому что должники переехали, не живут по указанному адресу или вообще умерли, а с тех, кто жив и кого нашли, оказалось, и взять нечего, или машина вообще снята с учета.

То есть используются неверные паспортные сведения о должниках, старые базы, и из-за этого масса нестыковок в данных ГУВД, управлениях миграционной службы (УФМС), налоговой (УФНС), судебных приставов (УФССП) и пр.


На мост не хватит

На апрель 2010 года недобор по транспортному налогу с учетом наложенных арестов достиг 1,4 млрд рублей - можно было бы половину Канавинского моста построить. Но это не значит, что эти деньги придут в бюджет.

- Надо понимать, - говорит заместитель губернатора Владимир Иванов, - что есть недоимка реальная и недоимка дутая, которую в принципе невозможно взыскать.

Реестр автовладельцев оперативно не обновляется, и когда мы с ГИБДД, миграционной службой и управлением загс провели анализ - за голову схватились. Программное обеспечение у нас в ГИБДД 17-летней давности, оно вообще ни с чем не совмещается, и сами базы устарели, не говоря уже о том, что там только две девочки сидят и вводят эти данные.

- Поэтому мы дали 17 млн рублей на программное обеспечение, - докладывает заместитель губернатора, - и дали немного денег загсам для привлечения дополнительной рабочей силы. Чтобы они внесли в электронную базу данных всю информацию с бумажных носителей, и сделали это не за три года, а уже к концу этого года, и потом оперативно ее обновляли.

Управлению загс по Нижегородской области поручено, в частности, внести в базу сведения обо всех родившихся в регионе с 1999 года и обо всех умерших с 1990 года.

- Мы также договорились с УФМС, - сказал вице-губернатор, - и надеемся, что к концу этого года сможем иметь правильную базу по Нижегородской области. Хотя дочищать придется еще в следующем году, до того все было запутано. Но благодаря этому мы сможем увеличить и упорядочить налоговые поступления, причем не только по транспортному налогу, но и по налогу на имущество и на землю. Та же самая работа ведется с “Ростехинвентаризацией“ и “Нижтехинвентаризацией“, чтобы таким же образом “вычистить“ базу плательщиков по налогам на имущество и на землю.

Налог не упадет

- Еще два года назад Нижегородская область была впереди планеты всей по ставкам транспортного налога, - говорит председатель комитета по бюджету Александр Шаронов, - я был одним из тех, кто выступал за его снижение. Но сегодня аргументов за снижение не осталось. За последний год многие регионы подтянулись и ставки повысили (см. графики). Кроме того, правительство области убеждало нас, что высокие ставки по налогу дают возможность плодотворно работать с федералами и просить больше средств на дороги из Москвы. И, в общем, по тем данным, которые нам выдали, так оно и есть.

Нижегородская область за 2008-2009 годы получила чуть ли не больше всех в округе денег из федбюджета на строительство и модернизацию транспортной системы - почти 3 млрд в 2008 г. и более 2 млрд рублей в кризисном 2009 г, тогда как , например, Пермский край – менее 2,2 млрд рублей.

- Мы не заметили какого-то массового оттока автовладельцев на регистрацию в другие регионы из-за повышения налога, - говорят в налоговых органах.

Считывает за раз

С начала мая налоговики и судебные приставы на некоторых пунктах ДПС опробовали систему “Дорожный пристав“.

Аппаратно-программный комплекс "Дорожный пристав" позволяет выявлять должников благодаря сверке номеров автомобилей с помощью камер видеонаблюдения, которые установлены на въездах в Нижний Новгород.

Видеокамеры считывают номера проезжающих автомобилей, затем они сверяются с базами данных налоговой инспекции и судебных приставов. Если владелец машины является должником, сотрудники ГИБДД незамедлительно останавливают автомобиль и "передают" его судебному приставу. “Счастливому“ автовладельцу вручается платежка. Должник сможет либо погасить задолженность, либо предъявить уже оплаченную квитанцию. В противном случае судебный пристав-исполнитель имеет право арестовать его имущество.

Только с 5 по 17 мая на постах ДПС таким образом “засекли“ 562 должника, которые имеют задолженность по налогу на 17 млн рублей.

- Люди нормально отреагировали, - говорят налоговики, - и в общем были готовы заплатить. Единственная трудность - некоторые хотели бы сразу погасить долг, поэтому сейчас ищем возможность иметь какой-то передвижной мобильный терминал, чтобы прямо на дороге и платеж принять.

В налоговые органы (по состоянию на минувшую неделю) уже поступило от этой операции 34 тысячи рублей. Мелочь, а приятно.К ТАБЛИЦЕ

В 2010-м семь субъектов округа подняли ставки транспортного налога - Башкортостан, Мордовия, Татарстан, Чувашия, Кировская, Самарская, Пермский край, а также Московская область и Санкт-Петербург. Но в Башкирии, например, сделано исключение для владельцев одной машины, для них налог ниже.

Ниже, чем в Нижегородской области, налог по всем категориям транспорта в ПФО был только в Чувашии и в Пермском крае, а также во Владимирской и в Ивановской областях (за последние два года).

Елена КОЛОСОВА. ФОТО flickr.com

Источник: МК в Нижнем
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.