Платить за электричество можно на 30% меньше

11.06.2010
Просмотров: 2883

Цены на электричество у нас не просто разорительные, а зашкаливают так, что из-за них многие даже не видят смысла заниматься бизнесом. Но расходы на электроэнергию можно значительно снизить.

Цены на электричество у нас не просто разорительные, а зашкаливают так, что из-за них многие даже не видят смысла заниматься бизнесом. Но расходы на электроэнергию можно значительно снизить, утверждает координатор Центра исследования проблем защиты конкуренции Геннадий ГУДКОВ в беседе с предпринимателем Владимиром Носковым.

— Геннадий Николаевич, как понимать ситуацию, когда с одной стороны государство призывает нас активнее развивать малый и средний бизнес, а с другой — “душит" тарифами на услуги ЖКХ и особенно ценами на электричество?

— Рассуждения о том “Кто виноват?" мало помогут тем, кто ждет ответа на вопрос “Что делать?" Вы не поверите, но рецепт — “Как обуздать аппетиты монополистов" на электричество, тепло и воду — вовсе не тайна.

— Лично меня это очень интересует. Прибыль сейчас в небольших продмагах тает, хозяева разоряются. Скажу про себя: в конце прошлого года я перестал торговать продуктами питания и сократил 50 человек именно из-за тарифов. А другому моему магазину владелец частной компании поднял прошедшей зимой цену за отопление на 93%! Я жаловался в региональную тарифную комиссию и облпрокуратуру. Получил отписку: “повышение экономически обосновано". Кому, кем и для кого обосновано? Разъяснения нет! Даже президент страны уже говорит, что с тарифами у нас что-то не ладно. А вы утверждаете, что “рецепт" — не тайна?

— Конечно, жаловаться можно и, наверное, нужно, но я бы посоветовал выбрать другой путь. На практике могу показать, как сэкономить до 30% и больше...

— Это вы про счетчики? Мол, ставьте и подкручивайте в обратную сторону?

— Не надо иронизировать. Вот у вас много тратится денег на тепло и электричество, а что вы предприняли, чтобы эти траты уменьшить? Сердились на власть и жаловались на поставщиков. Верно?

— А что остается? Закрывать бизнес?

— Если у вас сегодня возникают трудности с оплатой за услуги тепла и электричества, то что же вы будете делать в следующем году, когда, к примеру, энергетики будут требовать расплачиваться с ними полностью по так называемым свободным или нерегулируемым ценам?

— Пугаете?

— Да нет, не надо пугаться. На рынке как на рынке: хочешь, бери электричество по ценам, которые установят его хозяева, хочешь, пользуйся в своем магазине керосиновой лампой. А можешь изучить методику расчета цен и оптимизировать свои платежи путем выбора наилучшего для себя тарифного плана. Их, кстати, существует три варианта: одноставочный, двухставочный и одноставочный дифференцированный по зонам суток. Проще говоря, потребители обязаны сами определять и выбирать один из указанных тарифов.
Надо в этом хотя бы элементарно разбираться.

А у нас сейчас сплошь и рядом предприниматели подписывают договоры со сбытчиками электроэнергии, не только не вникая, о чем там идет речь, но и зачастую даже не понимая, за что платят. Это беда! Деньги рекой текут в руки тех, кто эти договоры выставляет потребителям тепла, газа, электричества, воды и еще много чего.

— Подождите, Геннадий Николаевич, я всем этим буду сам заниматься? А кто же остальные дела за меня станет делать?

— К сожалению, точно так же, как вы, рассуждает большинство. У нас занятие бизнесом считается вроде игры в песочнице. Любой — захотел и пошел в бизнес. Вот вы могли бы и не закрывать свой продмаг, а обратиться к нам. И я уверен, что мы сумели бы вам сэкономить 30% от расходов на услуги по содержанию магазина. Но вы ж не обратились. Не знали, что мы можем помочь?

— Вы говорите загадками, как будто у вас в руках лампа Аладдина. Вы думаете, предприниматели не стараются экономить электроэнергию?

— Я думаю, что экономия начинается с договора со сбытовой компанией. И дело не в том, сколько у вас лампочек горит круглосуточно или часто ли вы включаете кондиционер. Понятно, расходы электроэнергии надо соизмерять с потребностями. Но дело не только и не столько в этом. Подписывая договор, вы должны просмотреть ряд документов: “Правила оптового рынка электроэнергии переходного периода", “Основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию в РФ", “Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую и тепловую энергию на розничном (потребительском) рынке", “Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в период реформирования электроэнергетики", “Правила оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике". А кроме того...

— Остановитесь, Геннадий Николаевич! Лично я о таких документах даже не слышал. И, думаю, большинство предпринимателей о них тоже ничего не знает. Уже много лет я подписываю договора, которые мне дают энергосбытовая компания, Теплоэнерго, Водоканал...

— Теперь я вас, извините, перебью. Монополистам выгодно, чтобы вы подписали их вариант договора. И цена на услуги тут закладывается по максимуму. А ведь потребители, в том числе покупающие часть электроэнергии на оптовом рынке, должны самостоятельно выбирать для проведения расчетов один из трех вариантов тарифа, уведомив об этом поставщика. Делать это надо не менее чем за месяц до вступления в установленном порядке в силу указанных тарифов. При отсутствии такого уведомления расчет на электроэнергию, если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон, производится по варианту тарифа, действовавшему в период, предшествующий расчетному. В расчетном периоде регулирования не допускаются изменения варианта тарифа, если, конечно, иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон.

— О, какие сложности! Я и половины из ваших слов не понял. Потребители электричества, тепла или воды не космонавты, чтобы изучать все эти правила, методики, тарифы. Разве мало того, что есть счетчик, по его показателям и плати за услуги?!

— Согласен. Так должно бы быть. Но беда в том, что монополисты услуг хотят, чтобы вы платили больше. Свои интересы они лоббируют на всех уровнях власти. Сложные правила, мудреные методики и запутанные тарифы нужны не потребителю, а тем, кто их “пробивает". Цель одна — нажива.

— Да у каждого бизнеса цель — прибыль. Но не любой же ценой!

— Философствовать на эту тему можно долго. Однако действительность такова: хочешь вести бизнес, знай правила бизнес-среды. В частности, как строить отношения с поставщиками услуг, без которых у вас не может функционировать ни магазин, ни офис. Не зная брода, не лезь в воду. Иначе окажешься банкротом. Если знать нюансы, то сбытовики тепла, воды и электричества вас не разорят. С ними надо просто грамотно работать. Не нравятся законы или правила — это к депутатам, нашим законотворцам. Требуйте — пусть меняют правила. Но пока они не сменились — садись за документы и штудируй их.

— К сожалению, у предпринимателей столько других забот, что вникать во все тонкости этих иезуитских правил некогда.

— Что значит — некогда? Вот вы когда с партнером договор заключаете, все детали продумываете, во все нюансы вникаете, правда? Не хотите же проиграть и оказаться в убытке? Так и тут: ваше время — ваши деньги! С 1 января 2011 года, например, электричество в полном объеме, за исключением поставок населению, будет поставляться по свободным, то есть нерегулируемым ценам. Многим предпринимателям придется очень туго. И, наверное, кто-то подумает — зачем заниматься бизнесом, если вся прибыль будет уходить монополистам? Вы вот закрыли розничную продажу продуктами. Такая судьба ждет и других, кто не захочет считаться с реальностью.

— Хорошо, вы знаете документы, а я нет. Но вы же не станете своими знаниями делиться бесплатно. Наверняка, плата за ваши консультации немалая?

— Почему? Консультации могут быть и бесплатными. Позвонить нам можно по телефонам: 433-80-55 или 433-77-97. Мы подскажем, что и как вам надо будет делать. А вот если поручите нам составить ваш договор и сопровождать его исполнение, то, конечно, это будет стоить денег. Зато и выгоды окажутся гарантированы. Не бойтесь, оплата наших услуг не “съест" той экономии, которую вы получите. В этом уже убедились те, кто работает с центром исследования проблем защиты конкуренции. Монополистское лобби сильно, но не всесильно. И у вас всегда есть выбор: бороться в одиночку за свои интересы или опереться на специалистов.

— Спасибо, буду думать.

Беседу вел Владимир НОСКОВ, предприниматель, генеральный директор Нижегородского торгово-промышленного дома "Биржа" № 21 от 8 июня 2010 года

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.