Не превратятся ли больницы в боулинг,а школы в бизнес-центры?

17.06.2010
Просмотров: 3367

“МК“ уже не раз писал о законе, который в народе окрестили законом о платном образовании, хотя касается он всех бюджетных учреждений и в сфере здравоохранения и культуры. Документ принят, он вызвал бурную реакцию в обществе.

Не превратятся ли больницы в боулинг,а школы в бизнес-центры?

Перспективы действия закона о бюджетных учреждениях обсудили в эксперт-клубе

“МК“ уже не раз писал о законе, который в народе окрестили законом о платном образовании, хотя касается он всех бюджетных учреждений и в сфере здравоохранения и культуры. ФЗ именуется "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

Документ принят, он вызвал бурную реакцию в обществе. Известный пользователь сети - Президент Д. Медведев даже потребовал от министра образования А. Фурсенко специально объявить, что эта новация не означает переход на платное обучение, и сокращения госдотаций бюджетных учреждений не будет.

Чем пахнет свобода для автономщиков?

Для руководителей бюджетных учреждений закон сейчас как настольная книга, изучают нормативную базу, хотя ее недостаточно. Что и в каких объемах будет финансироваться по госзаданию, какие услуги можно делать платными. Критерии качества и количества тоже пока не определены.

Первым, кто публично собрался обсудить "Закон о бюджетных учреждениях: мифы и реальность", стал Нижегородский экспертный клуб. Дискуссия оказалась настолько живой и увлекательной, что “МК“ счел возможным дать выдержки с минимум комментариев.

Координатор клуба Сергей Пименов напомнил, что по закону все бюджетные учреждения будут разделены на три типа по способу финансирования (при этом еще неясно, какая школа в какой разряд попадет).

Казенные будут целиком финансироваться из казны по смете. Бюджетные нового типа (“необюджетники“) - в них финансирование по смете заменят субсидии на выполнение госзаказа, будут установлены некие критерии качества и количества оплачиваемых услуг, при этом “необюджетники“ смогут легально оказывать платные услуги и сами распоряжаться доходами от них. Тут возникает вопрос: сохранятся ли при такой системе школы на селе?

Автономным организациям (их отберут из конкурентных и успешных) - самая большая свобода. Они не только получат субсидии по госзаданию на бесплатные госуслуги, но и право зарабатывать и тратить сами, и даже держать счета в комбанках.

Зачем нужен этот закон? Премьер В. Путин ответил: чтобы в условиях ограниченности и экономии средств за те же бюджетные деньги сделать больше.

Как отразится такая свобода на “автономщиках“? Одни считают, что она станет толчком для нарастания платных услуг (“оппозиция сеет панику“). Другие уверены, что послужит стимулом к более рациональному расходованию средств. За чей счет будут экономить, поинтересовался главный редактор “Биржи“ Владимир Лапырин, из чьего кармана убудет? Опять реформа пойдет за счет граждан и бизнеса?

Не получится ли так, что школы, больницы, поставленные в жесткие условия, будут вынуждены зарабатывать? Не превратится ли больница в боулинг, а школа в бизнес-центр?

Директора-работодатели

Директор частной школы им. Ломоносова Галина Клочкова:

- Сейчас учителя сами ищут себе подработку – репетиторство или так называемые, консультационные услуги, а по новому закону директора школ становятся хозяйственниками и работодателями. Готовы они к этому? Не готовы. Московские директора, по моим сведениям, уже объединились. Потому что очень трудно выполнить все обязательства по содержанию учреждения, по налогам и отвечать еще за зарплату учителя, включаться в этот конкурентный рынок, поверьте, не хочется.

Но самый важный момент: нет механизма реализации закона, нет образовательного стандарта. Сколько должен стоить госзаказ и сколько государство готово потратить, чтобы содержать, учить ребенка в школе?

Руководитель центра содействия трудоустройству выпускников коммерческого института Елена Горбунова, которая в школьном образовании отработала не один десяток лет, говорит, что ее не испугал этот закон.

- Его готовили давно. Сегодня школы - самостоятельные юридические лица. Но пока ни одного шага самостоятельно сделать не могут: хозяйственные вопросы должны согласовываться с вышестоящей структурой. Не секрет, что негласно поборы с родителей идут, моя внучка, например, обходится в 6 – 8 тысяч в месяц. Многие сталкиваются с ситуацией (родители об этом не говорят, по понятным причинам), когда педагог в школе ведет язык, а ее дочь репетиторствует, и горе, если вы не воспользовались ее услугами, чтобы защитить своего ребенка. Поэтому закон дает некую самостоятельность директорам и в какой-то степени легализует поборы. Готовы ли руководители к переходу к новой системе, успеют ли учреждения преобразоваться до 2011-12 гг.? Нет! Но если руководитель сумеет перестроиться, выучиться работать в новой системе – тогда школа, учреждение от этого закона выиграет».

Загипсовал и пусть ест кашу

Заместитель директора по науке “Нижегородский НИИТО“ Юрий Ежов уверен:

- Закон такой нужен, но он плохой. Почему? Потому что нет критерия, на что ориентироваться. Давным-давно в России должен быть принят закон об охране здоровья населения. Его нет, и мы сегодня работаем в бесправовом поле. Нет также и закона о частной медицине, хотя она повсюду. Поэтому новый закон пытается хоть немного выстроить систему, но надо сделать, чтобы он работал!

Первое. Сегодня финансирование у нас сметное. Вот в конце ноября дают деньги, и мы должны истратить их на капитальные нужды. Как это можно сделать в конце года? И мы все пишем договоры, оформляем конкурсы, а потом составляем протоколы о недоделках, чтобы успеть потратить эти деньги в новом году, чтобы их у нас потом не забрали. Кого мы обманываем? Новый закон разрешает распоряжаться средствами.

Второе. Сегодня и у главных врачей руки связаны этим сметным финансированием. Сегодня финансируется не услуга - как и что пациенту сделано - а учреждение. Поэтому плохо лечить - сегодня выгодно, ведь чем больше операций, больше осложнений. А что сегодня? Положил пациента, перелом загипсовал, кашу ест человек, деньги идут.

Ну это же абсурд! Один врач из операционной не выходит, а другой чай пьет - и та же самая оплата.

Во всем мире здравоохранение финансируется по количеству, качеству и сложности. Там цена единицы услуги известна. Люди там зарабатывают, а у нас получают.Но беда не в этом, а в том - не подменит ли госзаказ систему помощи простому народу?

Я считаю, нет. Но нужно грамотно, с денежным обеспечением сформировать этот госзаказ. Иначе дадут нам госзаказ, не подкрепленный деньгами, и будет одна сплошная профанация (там, где на здравоохранение тратится меньше 5% ВВП, как, например, в России, оно деградирует.) Поэтому государство должно обозначить тот объем услуг, который оно, государство, в состоянии оплатить.

А то, что не может профинансировать – здесь пусть развивается частная медицина.

Вывод такой: закон недопечен трактовками, нормативами. Не допекут – он может и вред причинить.

Г. Клочкова:

- Дело не в учителях и не в законе, а в политике, которую проводит государство. Сегодня на селе некоторых учителей даже ненавидят, потому что они одни в деревне имеют деньги.

Да это подспорье!

- Я, наверное, должен выступать от имени “мифов“, - начал депутат Законодательного собрания, коммунист Владислав Егоров. - Зачем этот закон - гадать не надо, это сказано в его преамбуле: для создания стимулов по сокращению внутренних издержек, оптимизации сети подведомственных учреждений.
Егоров отметил, что согласно данному закону муниципалитет не несет ответственности за обязательства бюджетного учреждения - это к вопросу о возможном банкротстве БУ.

- Да, все мы, собирая ребенка, в школу знаем, на что придется копить. Но мы сейчас, по сути, предлагаем легализовать, коммерциализировать школьный процесс. Если раньше школа получала еще что-то, то сейчас пособие от государства будет сведено к минимуму.

Государство (помимо госзадания) по этому закону готово потратиться только на содержание недвижимого имущества и уплату налогов. А капремонт, новое оборудование – это уже сами, господа педагоги и врачи.

- Но что самое страшное, - говорят начальники, - руководители БУ и АУ должны будут доказать, что его учреждение нуждается в больших, чем запланировано, объемах субсидий. И ФЗ № 94 о конкурсных закупках для бюджетных нужд, от которого вздрагивают все директора, для бюджетных учреждений остается в силе.

- Создание автономных учреждений затронет, прежде всего, дополнительное образование, - заметила Е. Горбунова, - и это шаг к приватизации, этого скрывать нельзя. Это было прописано в нормативно–правовых документах, автономия ведет за собой приватизацию.

Даже бизнесмены сомневаются, повысится ли качество услуг. Боюсь, сказал один из присутствующих в клубе, опять “ахнули со всего маху“.

- А я вот боюсь, - сказал Владимир Лапырин, - что нас опять возвращают во времена жесткой материальной дифференциации, когда очень резко проявилось разделение по материальному социальному признаку.


- Не надо паниковать, - убежден политолог Евгений Семенов, - Этот закон легализует нынешнюю сложившуюся систему, а не ставит на грань выживания бюджетные учреждения. У них появляется новая возможность - дополнительно заработать.

Заместитель председателя комитета Законодательного собрания по социальным вопросам Виктор Сопин считает, что принятие федерального закона не несет никакой угрозы для бесплатного образования, так как в стране действуют Конституция, которые гарантируют, что образование является бесплатным. Я уверен, что в ближайшем будущем будут приняты стандарты начальной и средней школы с учетом качества услуг, и физкультура тоже входит в стандарт бесплатного образования. Вся шумиха по этому закону политизирована. Много пустых разговоров, что учреждения образования будут приватизированы, проданы, перепроданы. Переход к форме автономного учреждения даст больше свободы учреждениям».

Елена КОЛОСОВА

Источник: МК в Нижнем
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.