Настало время брать машины в кредит

22.06.2010
Просмотров: 2928

Автомобиль давно перестал быть предметом роскоши. Если на новую “ласточку“ не хочется копить, то можно взять ее в кредит. Специалисты, собравшиеся за круглым столом “МК в НН“, уверяют, что время брать в долг на крупные покупки наконец-то настало.

Пришел. Увидел. Купил

Настало время брать машины в кредит

Автомобиль давно перестал быть предметом роскоши. Если на новую “ласточку“ не хочется копить, то можно взять ее в кредит. Специалисты, собравшиеся за круглым столом “МК в НН“, уверяют, что время брать в долг на крупные покупки наконец-то настало.

“Берете в кредит? Мы за вас заплатим!"

Осень 2008-го года стала поворотным пунктом в развитии в России автокредитования. До ноября машины в кредит раскупались бойко, причем кредитные программы банков славились своей демократичностью. Авто можно было взять под небольшие проценты, с первоначальным взносом от 10 до 30% его стоимости. Однако налаженная система рухнула под воздействием финансового кризиса. 2009-й год, с точки зрения спроса на кредиты, прошел более-менее ровно, и только в году 2010-м дела на рынке пошли в гору.

- В 2008-м банки резко ужесточили условия выдачи кредита, повысили размеры первоначального взноса и процентные ставки, - рассказывает начальник сектора организации кредитования частных клиентов Волго-Вятского банка Сбербанка России Павел Разживин. – Народ кредиты брать перестал. Упали продажи и у автосалонов.

- Автомобилей у дилеров в тот момент было в избытке, - подхватывает директор кредитно-кассового офиса “Русфинансбанк“ Евгений Петров. – Машины, которые планировалось реализовать в 2008-м году, продавались до декабря 2009-го. Теперь дилеры закупают гораздо меньше машин, и на рынке встает новая проблема: спрос на авто больше, чем предложение. В мае 2010-го объем продаж по отношению к 2009 году увеличился на 31%

Оживление на рынке повлекло за собой смягчение позиций банков. Если раньше Сбербанк был, по сути, монополистом в деле выдачи автокредитов, то теперь почти каждый коммерческий банк завлекает клиентов собственными кредитными программами. Вытащить автомобильный рынок из ямы помогла и государственной программа поддержки.

- Выгода для заемщика очевидна: часть затрат по кредиту финансируется за счет средств федерального бюджета. Годовая ставка по госпрограмме составляет 9%, в то время как на рынке 14-15%, - отмечает Евгений Петров. – Вот почему программа сразу стала очень популярной у населения.

С начала ее реализации в Нижегородской области было выдано порядка 3000 субсидированных кредитов, в том числе в первом полугодии 2010 года – около 1000. Кроме того, в 2010-м году “выстрелила“ государственная программа утилизации. Ее население тоже приняло очень хорошо.

Еще одна популярная в народе тема – специальные программы автопроизводителей. ВАЗ, ГАЗ, а также их зарубежные коллеги - Ford, Daewoo, Hyundai, Mitsubishi, Citroen и другие давно нашли дорожку к российским банкам и к покупателям. Они предложили неплохие варианты: предоставление скидки или снижение процентной ставки при покупке машины в кредит. Например, есть отличная программа «Лада» в кредит» от группы «Лада Финанс», когда покупателям выдается субсидия на обслуживание кредита. При небольшом сроке кредитования получается, что всю переплату по кредиту берет на себя автопроизводитель. Так называемая маркетинговая ставка в данном случае равна нулю.

Кстати, объем продаж в кредит машин отечественного производства устойчиво растет. В общем числе взятых в кредит авто они составляют 35-40%.

Любой каприз за ваши деньги

В борьбе за клиентов банки начали предлагать более удобные условия кредитования. Деньги сейчас можно получить на покупку как новых, так и поддержанных автомобилей отечественного или западного производства. Комиссии по кредитам, которые год назад достигали размера в пару десятков тысяч рублей, в большинстве банков отменены, в остальных – существенно снижены. Кредиты выдаются под 13-16% годовых. Для оформления достаточно двух документов, решение принимается в течение получаса.

Кроме того, банки с удовольствием вводят дополнительные сервисы.

- Наш банк предлагает клиентам включить в стоимость кредита услугу «Помощь на дороге», - рассказывает Евгений Петров. - При небольшой доплате в случае любой неприятной ситуации на дороге, будь то ДТП или поломка, к вам на помощь приедут специалисты.

Говорят, особенно популярен такой сервис у автоледи.

Еще один приятный для покупателей бонус – уменьшение волокиты при оформлении кредита. Получить деньги можно двумя способами - обратившись в понравившийся банк или сразу в автосалон. В большинстве из них менеджеры прекрасно осведомлены не только о технических особенностях модельного ряда, но и об условиях выдачи кредита в различных банках. Такое возможно благодаря заключению между автосалонами и банками соглашений о сотрудничестве.

- Менеджеры могут проконсультировать вас по кредитным программам, проверить и принять первичный пакет документов, - рассказывает Павел Разживин. – Если вы получили разрешение на кредит, но машины нужно цвета нет, принимается решение с отлагательным условием. Вы спокойно дожидаетесь момента, когда нужную машину привезут, после этого получаете деньги и заключаете договор купли-продажи.

- А наши менеджеры и вовсе входят в штат большинства автосалонов, - сообщает Евгений Петров. – Так что на все вопросы по кредиту клиент получает исчерпывающие ответы, что называется, не отходя от кассы.

Игры со СТРАХовкой

Правда, далеко не все банки кредитуют широкие массы населения. Некоторые предпочитают выдавать кредиты только проверенным корпоративным клиентам.

- Возникает много вопросов к заемщикам, к их добросовестности и готовности взять на себя ответственность, - говорит начальник отдела развития розничного бизнеса «Номос Банка» Наталья Панькова. – Мы попадали в неприятные случаи, когда машина оказывалась разбитой, залог взыскать не представлялось возможным, а человек выплачивать кредит больше не мог. С тех пор мы людей «с улицы» не кредитуем.

- Мы тоже сталкивались с недобросовестными заемщиками автокредитов, - уверяет управляющий Нижегородским филиалом ОАО «Банк Возрождение» Наталья Морозова. - Поэтому сейчас выдаем небольшое количество автокредитов – особенно, если сравнивать с числом выдаваемых потребительских кредитов.

Главная причина такого недоверия – высокие банковские риски. Больным вопросом является отказ заемщиков страховаться. На круглом столе, прошедшем в «МК в Нижнем Новгороде», эта тема вызвала бурную полемику.

- Согласно действующему законодательству мы не имеем права требовать от людей страховать автомобиль на весь срок выплаты кредита, - продолжает Наталья Морозова. – Обязательным является страхование только на первый год. А дальше начинаются проблемы. Подчас убедить новоиспеченного автовладельца в необходимости страхования бывает очень непросто. Но ведь если с автомобилем что-то произойдет, среди пострадавших окажется и банк: выплата кредита окажется под вопросом. Между тем, случаев, когда в первый же год после покупки люди попадают в аварии, очень много.

- Многие заемщики отказываются страховаться, потому что банки предлагают им сделать это в определенном перечне аккредитованных страховых организаций, - опровергает заместитель директора Нижегородского филиала «ЖАСО» Елена Полежаева. - Люди же предпочитают выбирать сами, причем, разумеется, обращаются в те компании, где им предлагают низкие страховые тарифы.

- А такие компании зачастую однодневки, - поддерживает коллегу Наталья Панькова.

- И работать с ними не представляется возможным, - добавляет Наталья Морозова. – Мы не вправе обязать заемщика идти страховаться в строго определенную компанию. Но мы имеем полное право порекомендовать ему надежного страховщика, с которым не страшно работать.

- Наш банк предлагает программы с комплексным автострахованием, - подмечает Евгений Петров. – Когда на весь срок кредита устанавливается единый страховой тариф 6,3.

- В таком случае тариф устанавливается к изначальной полной стоимости машины, - отвечает Елена Полежаева. - Но ведь с годами машина изнашивается, ее стоимость уменьшается. А сумма страховых выплат остается прежней. Получается переплата. Поэтому такие программы людей тоже не устраивают.

Наиболее оптимальным вариантом считается страхование не полной стоимости машины, а остатка по кредиту. Несмотря на то, что средний срок выдачи кредита составляет 5 лет, обычно его гасят за 2-3 года. При лонгации страховки получается, что сумма выплат с каждым годом уменьшается.

- Даже такие варианты не панацея, - вздыхает Елена Полежаева. – Наши люди стойко не доверяют страховым компаниям. От несчастных случаев, ущерба или угона страхуются редко. Хотя постепенно начинают проникаться к дополнительному страхованию гражданской ответственности. Оно очень дешевое, выплата на каждые 300-500 тысяч стоимости авто составляет порядка 1000 рублей. Думаю, что росту популярности страхования будет способствовать постоянное увеличение числа ДТП, а также неблагоприятные природные явления. Например, после урагана к нам народ прямо-таки повалил. Кстати, если ваша машина пострадала во время непогоды, вам необходимо предоставить в страховую компанию справки о погодных условиях из Гидрометцентра, фотографии или видеоматериалы поврежденной машины. Этого достаточно для получения страховой выплаты.

***

Несмотря на то, что автокредитование еще имеет свои слабые стороны и риски, процесс его развития и выхода на поток - дело очень скорого времени. Кредитование нельзя рассматривать отдельно от общего состояния экономики, а прогноз ее развития на ближайший год – весьма благоприятный.

- Я уверен, что потребительская активность будет только расти, - подытожил Евгений Петров. – Конкуренция между банками тоже будет усиливаться, а это на руку покупателям - условия выдачи кредитов будут только улучшаться.

 

Анна БАТАШЕВА. Фото Олега ЗАЙЦЕВА.

Источник: МК в Нижнем
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.