Между “мечами” и “щитами”

10.01.2011
Просмотров: 1498

Мировой кризис отодвинул вступление России в ВТО ближе к разговорам об ориентации на внутренний рынок, а сейчас оно вновь становится актуальным.

 Мировой кризис отодвинул вступление России в ВТО ближе к разговорам об ориентации на внутренний рынок, а сейчас оно вновь становится актуальным. По заявлению президента РФ Д. МЕДВЕДЕВА, это возможно произойдет уже в 2011 году. И относительно сельского хозяйства действующее Соглашение ВТО предусматривает принятие присоединяющейся страной обязательств по трем направлениям: доступ на рынок сельскохозяйственных и продовольственных товаров, субсидирование экспорта и государственная поддержка. 

Испытано однажды — принято везде 

По словам руководителя управления Россельхознадзора по Нижегородской области и республике Марий Эл Игоря ИВАШИНА, основная задача его ведомства — своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности. И эта задача усложняется в связи с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию. Мировой рынок сельхозпродукции выставляет жесткие требования по качественным, ветеринарным и фитосанитарным показателям. Именно с ВТО начал свое выступление перед СМИ Игорь Иванович. 

В 2010 году в России была разработана концепция формирования национальной системы аккредитации по международным стандартам лабораторий, что находятся в управлениях Россельхознадзора. Принцип их будет такой: испытано однажды — принято везде. Схема работы удобная. Сельхозпроизводитель сдает на исследование в такую лабораторию партию своей продукции. Если она не отвечает требованиям качества, то снимается. Если же предприниматель пропустил срок сдачи, то вся продукция, которая производится на его предприятии, не подлежит продаже в торговой сети. К такому порядку надо быть готовым при вступлении страны в ВТО.

 И. Ивашин сообщил, что его управление ставит задачу стать одним из лабораторных центров, аккредитованных по международным стандартам. Всего по стране намечено организовать пять таких структур. Они будут брать анализ сельхозпродукции и выдавать право на ее реализацию. Однако, по мнению экспертов, сегодня лишь 25 проц. российских сельхозпроизводителей готовы к выходу на общий рынок. Даже молоко, не прошедшее термическую обработку, нельзя будет продавать. И уличных “буренок” в городах уже не будет. А на рынках будет запрещен подворовой убой скота. Потому что такое мясо не прошло лабораторный анализ, и нет гарантий его качества.

 В 2011 году после вступления в ВТО россияне могут испытать сильные чувства, предупредил Игорь Ивашин. Возьмем опыт Украины, которая в 2008 году стала полноправным членом Всемирной торговой организации. Там в 2 раза уменьшились субсидии государства сельскому хозяйству. Мало того, почти все украинские национальные программы, субсидирующие сельхозпроизводителей, перестали существовать. И нам к этому тоже надо готовиться. Надо пересмотреть целевые программы, которые при вступлении в ВТО не предусматривают финансирование сельхозпроизводителей. Дабы у них не было конкурентного преимущества перед импортом.

 В связи с предстоящим вступлением России в открытый рынок функции, роль, значение управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и республике Марий Эл заметно возрастают. В силу этого обстоятельства информация члена экспертного совета по развитию агропромышленного комплекса в ПФО Игоря Ивашина о результатах работы в 2009 году приобретает особый интерес.

 В рамках общего вектора

 В управлении 6 направлений деятельности. Одно из них — земельный контроль, который в этом году выявил более ста нарушений на общей площади более 12 тыс. гектаров. На севере Нижегородской области идет деградация земель и выбытие их из оборота. Они зарастают сорняками, кустарниками, мелколесьем, загрязняются семенами сорных растений и заболачиваются, происходит закисание почвы. Однако в области появилась целевая программа по поддержке сельхозпроизводителей, которые увеличивают площадь посевов под озимыми культурами. И уже этой осенью наметилась тенденция по увеличению площади земель, вовлекаемых в севооборот.

 Представителей СМИ особо заинтересовала информация, которая касается хранения, использования и утилизации пестицидов и агрохимикатов. За год потребовалось провести более семисот контрольно-надзорных мероприятий. И были зафиксированы вопиющие нарушения.

 В СПК “Крутовский” Ковернинского района Нижегородской области выявлено хранение пестицидов в количестве около 250-ти кг и агрохимикатов в количестве более 30-ти тонн в не специализированном хранилище (склад открыт, окна отсутствуют, крыша течет). Еще в октябре 2009 года в Управление поступила информация от Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры об обнаружении незаконного захоронения опасных отходов (предположительно пестицидов) на территории грузового порта в районе Бабинского затона реки Ока г. Дзержинска. Экологии может быть нанесен значительный вред.

 Основательная нагрузка легла на отдел контроля качества семян сельскохозяйственных растений. 600 проверок в отношении юридических лиц и предпринимателей! Основные нарушения: высев семян сельскохозяйственных растений без документов, подтверждающих их сортовую принадлежность и посевные качества; использование семян, качество которых не соответствует требованиям государственных стандартов; нарушение правил хранения семян.

 Много усилий было потрачено на выявление стихийных точек продаж саженцев плодовых культур, которые ежегодно располагаются вдоль дорог. Продавцы таких точек на любой саженец могут прикрепить этикетку того сорта, который спросит покупатель. С этими саженцами можно занести в сад опасные болезни и вредителей. Сотрудники управления выявили 8 новых стихийных точек продаж.

 Как правило, весной активизируются различного рода продавцы семян, реализующие ходовые сорта и гибриды за более низкую цену, чем в специализированных магазинах. Специалисты управления установили, что часть таких семян выращена на личных участках, а не в организациях, где этим занимаются профессионалы и где обеспечиваются все условия для получения высококачественной сортности.

 А отделом надзора за карантином растений в течение 2010 года было досмотрено свыше 160-ти тыс. мест багажа и ручной клади пассажиров. В 3-х случаях выявлено нарушение порядка ввоза подкарантинной продукции (отсутствие фитосанитарных документов на посадочный материал).

 В этом году почти в 4 раза возросло поступление в область посадочного материала, как импортного, так и отечественного, зараженного западным цветочным трипсом. Увеличился и общий объем поступающей продукции. Если в 2009 году поставщикам возвращено около 2 тыс. ед., уничтожено 880 ед. посадочного материала, то в 2010 году эти цифры заметно выросли.

 Аномальная жара и лесные пожары не дали возможности провести полномасштабный мониторинг карантинного фитосанитарного состояния лесов региона. На территории, охваченной обследованием, было выявлено 4 вида вредителей. Это бронзовый сосновый усач, малый черный усач, большой пихтовый усач, большой еловый лубоед. Особое внимание было уделено большому еловому лубоеду как наиболее вредоносному карантинному вредителю сосняков и зрелых ельников.

 Были проведены четыре плановые проверки качественной сохранности зерна госрезерва, находящегося на хранении на ОАО “Сергачский элеватор”. Установлено, что зерно соответствует требованиям ГОСТа и показателям качества. А на ОАО “Балахнахлебопродукт” в партиях ячменя обнаружена зараженность клещем и выявлен несвойственный здоровому зерну плеснево-затхлый запах. При закладке зараженность отсутствовала.

 Таковы достижения тех, кто поставлен государством на страже продовольственной безопасности Нижегородской области. Но сразу возникает вопрос: лучше или хуже будет в магазинах с продуктами после вступления страны в ВТО? И речь уже надо вести не вообще о пищевке, а об экологически чистых продовольственных товарах. Пока у нас с этим сравнительно благополучно. Игорь Ивашин утверждает, что химии на гектар пашни у нас тратится в разы меньше, чем на Западе. А поэтому экология вроде бы на высоте.

 Но не взлетит ли цена на экологию, попавшую на прилавок? В Финляндии, а она член ВТО, покупателю предлагают как ВТОшные продукты питания, так и чисто финские, которые стоят гораздо дороже. А сколько у нас будут стоить на рынке чистые продукты из своих садов и подворий? Очевидно, их цена будет зависеть и от эффективности вступившего в 2009 году в силу 294-го федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” и общего вектора в государстве, направленного на уменьшение нагрузки на бизнес.

 Условия стали жестче

 Участники Приволжского окружного форума “Россия в ВТО: стратегические возможности”, который проходил в Н. Новгороде в конце марта 2007 года, были почти уверены, что вступление состоится если не в декабре, то, по крайней мере, в первом квартале 2008 года. Не сбылось. В США уже закручивался кризис неплатежей. Но резолюция, которую выпустили участники форума, ничего об этом не знала и была полна надежд на исполнение выставленных правительству РФ условий. Вот выдержки из ее текста.

 “Участники форума считают вступление России в ВТО событием в экономической и политической жизни, сопоставимым с реформами начала 90-х годов, и предлагают правительству РФ разработать и реализовать комплекс мер на ближайшие 3—5 лет, позволяющий повысить конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей через проведение четкой промышленной политики, о которой говорилось на заседании президиума Госсовета в г. Волгограде в феврале текущего года.”

 Далее говорилось, что для этого надо: 

Создать условия для долгосрочного кредитования программ технологической модернизации организаций и экспортно-импортных операций, в том числе в авиастроении; обеспечить дешевые кредиты в пределах 2—4 проц. через инвестиционный фонд, банк развития и другие механизмы. 

Не взимать налог на имущество на вновь введенное оборудование на период его освоения; стимулировать инвестиции в основной капитал, в том числе восстановить инвестиционную льготу по налогу на прибыль; решить проблему возмещения НДС экспортерам; улучшить администрирование НДС, решить проблему уплаты “НДС с авансов”; отменить НДС и таможенные пошлины при ввозе технологического оборудования, аналоги которого не производятся в РФ.

 Сохранить преимущество в стоимости энергоресурсов (электроэнергия, природный газ, нефтепродукты) по сравнению с мировой. 

К сожалению, некоторые меры оказались в принципе невыполнимыми. ВТО фактически запрещает проводить промышленную политику, то есть политику целенаправленного и прагматического протекционизма. А предложение сохранить преимущество в стоимости энергоресурсов (электроэнергия, природный газ, нефтепродукты) по сравнению с мировой вряд ли вообще нуждается в комментариях.

  С П Р А В К А

 Переговоры по доступу на рынок товаров предполагают установление максимально допустимых ставок ввозных таможенных пошлин после присоединения к ВТО (уровней связывания) и последующее сокращение средней их величины на 36 проц. Для защиты наиболее чувствительных секторов предусмотрена возможность введения тарифных квот и специальных защитных мер.

 Связыванию и поэтапному сокращению подлежат также экспортные субсидии: в течение 6-летнего периода стоимость бюджетных расходов должна быть снижена на 36 проц., а объем субсидируемого экспорта сельскохозяйственной и продовольственной продукции на 21 проц. 

Один из важнейших принципов Соглашения — справедливая конкуренция — наиболее последовательно реализован в отношении государственной поддержки. Все меры поддержки классифицируются на основе главного критерия: их “искажающего” влияния на торговлю и производство. Соответственно, в “зеленую корзину” включены программы, в минимальной степени искажающие торговлю или производство.

Учитывая минимальное искажающее воздействие, программы “зеленой корзины” освобождены от обязательств по связыванию и сокращению. Аналогичный режим в настоящее время действует и в отношении мер, направленных на ограничение перепроизводства (“голубая корзина”).

 В отношении всех других мер (“желтая корзина”) Соглашение предусматривает установление максимально допустимого уровня и его поэтапного 20-процентного сокращения равными долями в течение 6 лет с момента присоединения. Данный подход обеспечивает определенную гибкость в регулировании сельского хозяйства, так как позволяет устанавливать различные уровни сокращения субсидирования для конкретных секторов и, соответственно, сохранять адекватную поддержку для наиболее чувствительных видов аграрной продукции.

Владимир ЦВЕТКОВ

Источник: Курс Н, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.