Елена Терсинских: "Они должны быть хрупкими - как чудо, как наша жизнь!"

11.01.2011
Просмотров: 4085

В 2011 году нижегородским стеклянным елочным украшениям исполнится 75 лет. Заместитель директора фабрики “Ариель” Елена ТЕРСИНСКИХ рассказывает об особенностях семейного бизнеса.

...По правде говоря, о нижегородской фабрике стеклянных елочных украшений "Ариель" раньше я знал лишь понаслышке. Знал и то, что наша, местная школа художественной росписи елочных игрушек - чуть ли не лучшая в мире. Вот только до поры до времени это знание, уж простите за каламбур, совершенно не задевало подсознание - ведь для меня, как и для подавляющего большинства взрослых дядей и теть, эта хрупкая продукция безвестных мастеров, таинственно мерцающая в бликах бенгальских огней, осталась в навсегда ушедшем детстве.


Помог, однако, как всегда, случай. Не так давно, бороздя просторы Всемирной сети в поисках свежих идей для предновогоднего выпуска еженедельника, я неожиданно натолкнулся на фотографию огромного полупрозрачного шара, на поверхности которого был изображен незатейливый, в общем-то, сюжет: звездное небо, по которому Дед Мороз с мешком подарков летит на Землю в кабриолете Volvo. А внизу — дилерский автоцентр с наряженной елкой возле главного входа. Ну и находка! Неужели такой вот шарик диаметром сантиметров двадцать, ну никак не меньше, выдували и расписывали именно наши земляки? И, как оказалось, действительно они!


И вот я беседую с заместителем директора фабрики “Ариель” Еленой ТЕРСИНСКИХ. Елена рассказывает о том, что совместно с мужем, Аркадием Гарановым, в начале 90-х годов они освоили такое новое для себя направление семейного бизнеса, как роспись елочных шаров зимними пейзажами. Кстати, первые несколько лет работали исключительно на экспорт и лишь в 1996 году вышли на российский рынок.


— В 2011 году нижегородским стеклянным елочным украшениям исполнится 75 лет. В свое время они выпускались в небольшом, впоследствии закрытом цеху в Канавине по старинной технологии, основанной на использовании керосиновых горелок. Да и большинству других российских фабрик елочных игрушек не удалось сохранить производство, разве что еще в подмосковном Клину остается предприятие подобного профиля. Мы не обделены вниманием губернатора. В 2009 году нашей фабрике присвоен статус предприятия народно-художественных промыслов. Скоро окончательно переедем на новые площади, организуем там музей игрушки. Впрочем, у нас и здесь нет отбоя от посетителей — экскурсия за экскурсией!

Вместе с Еленой мы обходим ее “игрушечное хозяйство” — производственные помещения фабрики. Присутствуем при рождении стеклянных шаров, которые появляются на свет практически так же, как и десятилетия назад. Шары в зависимости от заказа могут иметь диаметр восемь (здесь их называют “восьмерками”), десять (“десятки”) и более сантиметров. Женские руки ловко колдуют над исходным материалом. Серьезная, к слову, проблема: все стеклодувы пенсионного возраста, а смены им нет, ведь ни одно учебное заведение России сегодня не готовит специалистов по выдуванию елочных игрушек! Затем попадаем в комнаты, где творят художницы. В канун новогодних праздников превалирует соответствующая тематика, впрочем, сразу бросается в глаза, что кто-то из девушек работает над заказом столичного метрополитена...

— Интересно, а как вообще автомобиль “въехал” на ваши елочные игрушки? Откуда на шарах берутся сюжеты на транспортно-автомобильную тему — неужели хрупкие девчонки, работающие на вашей фабрике, сами их генерируют?!
— География наших заказчиков широка — это и автозаводы, и автодилеры, и российские авиакомпании, и железные дороги, для московского метрополитена выполнили ряд заказов с видами станций. Дилеры обычно заказывают роспись шаров в связи с проведением акций, направленных на продвижение своих брэндов. Разумеется, компании, торгующие машинами марки “Пежо”, просят сделать шары с изображением машин “Пежо”, те, кто продает “Газели”, — с изображением “Газели”, КамАЗы — с разновидностями КамАЗов, ну и так далее. Как правило, компании, заказывающие у нас сувенирную продукцию, приходят “подготовленными”, то есть со своими исходными фотографиями, эскизами.

В связи с этим мне памятен один казус, происшедший на нашей фабрике года три назад. К нам поступил заказ на изготовление партии шаров с изображением автомобиля Mercedes-Benz. Фотографию машины, полученную у заказчика, представлявшего интересы дилера компании, мы передали главному художнику, та сделала от руки рисунок. Получилось, на наш взгляд, красиво. А когда заказчик приехал посмотреть на образец, мы услышали от него такое заявление: “Это машина не той модели!..” Как оказалось, женщина, сочтя недостаточно плавным капот и не слишком изящными обводы крыши, подвергла эти детали “творческому переосмыслению”.

 
— Елена, видя изделия вашей фабрики сразу в таком количестве, не могу не удержаться от дилетантского вопроса: наверное, это очень сложно — транспортировать их, особенно за пределы страны?
— Прежде всего продумываем упаковку, чтобы они не бились. А по большому счету, на то они и стеклянные игрушки, чтобы биться... Они должны быть хрупкими — как чудо, как наша жизнь! “Пластиковый бум” ушел. Это время, когда всем нравилось, что “дешево и не бьется”, нужно было пережить.


И, кстати, пока мы еще рисуем машинки на шарах, а тем временем осваиваем выпуск и формовых игрушек. Поднимаем старинные технологии — смотрим, как делались формы, а в прошлом они были, естественно, не из тех современных материалов, что используются сейчас, а керамическими. Глина есть глина... Именно керамику в качестве форм при производстве стеклянных игрушек используют самые передовые предприятия Германии — в этом мы могли убедиться лично. Так что уже в будущем году сможем предложить клиентам стеклянные копии автомобилей!

 

Олег ЧАЛКОВ. Фото автора.

Источник: Архив: Биржа+Авто
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.

всего комментариев: 2

Кузьмич 21.07.2011 10:54:00
Да уж, Олег, как говорил покойный Черномырдин "Хотел как лучше, а получилось как всегда".
Олег Чалков 21.07.2011 10:49:00
Опять лажу написал, извините.