Большая роль малого бизнеса

17.01.2011
Просмотров: 6308

О подготовке к наблюдению за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в регионе рассказала руководитель территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области Галина ПОЛЯКОВА.

С чего началось развитие рыночных отношений в нашей стране? Многие считают, что с безудержного роста цен. Да, конечно так. Но помните, как быстро, словно грибы после дождя, в начале 90-х годов прошлого века возникали торговые палатки, предлагающие невиданные до того времени продукты, промтовары… А сфера услуг? Мы именно тогда узнали, что существует приветливый сервис. Тысячи россиян стали заниматься предпринимательством в самых различных сферах.

Малое предпринимательство занимает важное место в экономике любого развитого государства. По информации главы Сбербанка РФ Германа Грефа, доля небольших компаний в валовом внутреннем продукте, например во Франции, Великобритании, Германии, Италии и США, превышает 50 проц. Малый бизнес по своей сути является базовым элементом рыночных отношений. Важнейшей инициативой государства в этой сфере станет федеральное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. Сплошное наблюдение будет проводиться в соответствии с ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” во втором квартале 2011 года. О подготовке к наблюдению в регионе рассказала руководитель территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области Галина ПОЛЯКОВА на прошедшем брифинге.

Почему наблюдать будут именно малый и средний бизнес?

— Это обусловлено тем, что малый бизнес начинает занимать важное место в экономике Российской Федерации и во многом определяет темпы экономического роста. Достаточно сказать, что его доля в объеме валового внутреннего продукта страны занимает 20 проц., в Нижегородской области — 20,8 проц.

Но дело не только в количественных показателях — малый бизнес по своей сути является имманентным элементом рыночной инфраструктуры. Именно малый бизнес не требует крупных стартовых инвестиций, обеспечивает быстрый оборот ресурсов, формирует конкурентную среду, быстро перестраивает производство в зависимости от соотношения спроса и предложения, оперативно внедряет передовые достижения, создает дополнительные рабочие места. Для малых предприятий характерно активное привлечение работников на условиях вторичной занятости, по совместительству и по договорам гражданско-правового характера, что подчеркивает социальную направленность малого бизнеса. Это дополнительные источники доходов для населения наряду с основным местом работы.

Малый и средний бизнес (МСБ) работает в тех рыночных нишах, где деятельность крупных предприятий невыгодна или даже невозможна. Малые предприятия более мобильны, имеют сравнительно более высокую оборачиваемость капитала. В малом бизнесе чаще всего созревают инновации. Экономическая маневренность, гибкость принятия решений, территориально-пространственная мобильность делает малый бизнес необходимым элементом развитого общества.

Что получит малый бизнес в итоге?

— Президент России Дмитрий Медведев поставил задачу: повысить к 2020 году уровень занятости россиян в предпринимательском секторе до 60—70 проц. от количества трудоспособного населения. В настоящее время, по оценочным данным за прошлый год, около 35 проц. населения в трудоспособном возрасте по Нижегородской области заняты в этой сфере: в качестве индивидуальных предпринимателей, наемных работников у ИП, в фермерском хозяйстве, на малых или микропредприятиях. Очевидно, что эта амбициозная задача потребует реализации целого комплекса мероприятий в различных областях: законодательной, финансовой, идеологической и других. Проведение этой работы подразумевает колоссальные затраты бюджетных средств и иных ресурсов, что вызывает необходимость их разумного распределения и рационального использования. Чтобы решать эти задачи, необходимо иметь полную картину состояния этого сектора экономики.

В настоящее время органы государственной статистики обследуют предприятия малого бизнеса на выборочной основе. Поэтому одной из насущных проблем в экономике страны является недостаточное развитие информационного обмена по оси “государство — малый и средний бизнес”. Речь идет о наличии целого комплекса задач: от создания полноценной, регулярно обновляемой базы данных о состоянии МСБ до поиска эффективных форм диалога государства и предпринимателей.

Основные цели наблюдения

— Создание федеральных информационных ресурсов, комплексно характеризующих деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, будет способствовать улучшению качества экономического прогнозирования и выработки мер по повышению эффективности функционирования российской экономики в целом и малого бизнеса в частности. Сплошное наблюдение повысит качество оценок по показателям, в отношении которых выборочный метод наблюдения не позволяет получить представительный результат. Например, по инвестициям в основной капитал, товарным структурам производства и продаж и другим показателям.

Такое обследование обеспечит возможность получения статистической информации, в том числе по детализированным видам экономической деятельности, по всем муниципальным районам, городским округам. Позволит уточнить круг экономически активных субъектов хозяйствования, видов экономической деятельности, которыми они фактически занимаются, их объемов и параметров.

Кстати, федеральный закон “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” гласит, что сплошные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства проводятся один раз в пять лет.

И добровольно, и в соответствии с законом

— Росстату поручено провести сплошное федеральное наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам 2010 года. Замечу, если, например, участвовать или нет в переписи населения каждый решает по своему усмотрению, то участие в сплошном наблюдении обязательно для каждого малого и среднего предпринимателя. Статья 8 уже названного закона регламентирует обязанность предоставления респондентами данных:

“Респонденты — граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории РФ, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности и необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе сведения, составляющие государственную тайну, и сведения, составляющие коммерческую тайну”.

Одновременно с этим статья 9 данного закона регламентирует гарантии защиты в отношении представления респондентами данных.

Какие категории хозяйствующих субъектов подлежат сплошному наблюдению? Во-первых, коммерческие организации и потребительские кооперативы, внесенные в единый государственный реестр юридических лиц. Во-вторых, физические лица, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, прошедшие государственную регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей и внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. И в-третьих, крестьянские и фермерские хозяйства.

Первичные статистические данные сплошного наблюдения предоставляются субъектами малого и среднего предпринимательства по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению в срок до 1 апреля 2011 года. Формы утверждены приказом Росстата от 31 декабря 2009 года № 334. Их образцы размещены на официальных сайтах Росстата и Нижегородстата в сети Интернет.

В Нижегородской области предполагается обследовать более 50 тысяч юридических лиц — это 456 средних организаций, более 49 тысяч малых предприятий, около 900 крестьянских и фермерских хозяйств и 60 тысяч индивидуальных предпринимателей.

В настоящее время в Нижегородской области ведется серьезная подготовительная работа к предстоящему обследованию. К числу основных подготовительных мероприятий предстоящего обследования относится работа по формированию списков объектов наблюдения. Формы сплошного наблюдения и указания по их заполнению на бумажном носителе доводятся до всех хозяйствующих субъектов, подлежащих сплошному наблюдению, по почте или иными методами.

Возврат заполненных отчетов хозяйствующими субъектами производится на бумажном носителе почтовым методом или нарочным в адрес районных подразделений статистики. Возможно также предоставление отчетов в электронном виде по специально разрабатываемым Росстатом шаблонам.

Те, кто по каким либо причинам не предоставит заполненные бланки в органы статистики, станут участниками второго этапа обследования, где повторное обращение к респондентам уже будут осуществлять интервьюеры.

Необходимо подчеркнуть, что сплошное наблюдение — это не просто статистическое мероприятие, а крупный общенациональный проект, объединяющий широкие слои экономически активного населения. Успешная реализация данного проекта будет способствовать не только решению задач развития МСБ, но и станет основой для экономического роста в масштабах всей страны, повышения благосостояния граждан России.

Учитывая это, мы ставим перед собой задачу — дойти до каждого предпринимателя, в первую очередь, через средства массовой информации, а также через различные структуры, общественные организации в плане разъяснения целей и задач данного обследования.

Вера КАЛИНЫЧЕВА

Источник: Курс Н, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.