Уроки бизнеса на конкретном примере

21.01.2011
Просмотров: 1851

Конечно, можно учиться бизнесу по книгам. Но книги не дают стандартных рецептов, скорее навязывают стереотипы. Поэтому перенимаем опыт у людей, чей бизнес не фигурирует в верхних строчках Форбса, но вполне соответствует понятию “успешный”.

Конечно, можно учиться бизнесу по книгам. Но книги не дают стандартных рецептов, скорее навязывают стереотипы. Мы же реалисты и понимаем: бизнес-теория и бизнес-практика в России — две разные вещи, и ни одна книга не примет за вас решение. Можно учиться бизнесу на примере Прохорова и Абрамовича, Мордашова и Дерипаски... Гипотетически. Во-первых, потому что вряд ли в ближайшей перспективе повторится ситуация 90-х, которая стала стартовой для многих российских миллиардеров. Во-вторых, вряд ли они захотят делиться с кем-либо опытом, точнее быть откровенными. В-третьих, читай выше: мы — реалисты... Поэтому перенимаем опыт у людей, чей бизнес не фигурирует в верхних строчках Форбса, но вполне соответствует понятию “успешный”. Итак, первые уроки мы извлекли из общения с основателем и владельцем ЗАО “Неолит” Владимиром ВАНИНЫМ.

Учиться — всегда

Дипломы Владимира Ванина, как иллюстрация к небезызвестному “учиться, учиться и еще раз учиться”:

— Санкт-Петербургский институт патентоведения,1992 г.

— Радиофизический факультет НГУ им. Лобачевского, 1993 г.

— Дилинговый Центр ННГУ им. Лобачевского. “Международные валютные рынки”, 1996 г.

— Экономический факультет НГТУ, 2000 г.

— Президентская программа подготовки управленческих кадров. Маркетинг. Стажировка в Великобритании, 2000 г.

— Бизнес-школа “Lancashire Business School” в Университете Центрального Лэнкшира, Великобритания, 2001 г.

— “Открытый Тренерский Университет”, г. Москва, 2004 г.

— Институт “Beyster Institute”, отделение Калифорнийского Университета Сан-Диего, США, 2006 г.

— МВА, “Стратегический менеджмент”, г. Москва, 2008 г.

Уверена: список — открытый. Стремление учиться у Ванина органично связано со способностью учить: он — действующий бизнес-тренер и бизнес-консультант. И к тому же председатель совета Клуба предпринимателей (выпускников Президентской программы и программы тренингов по бизнес-планированию “FastTrac Planning”). Заседания Клуба Владимир Игоревич считает полезной практикой, дающей редкую возможность в режиме мозгового штурма (в который втянуты “высоколобые”) поделиться почерпнутыми знаниями и обсудить новые идеи.

Кризис: время начинать

Прежде чем начать собственное дело, Владимир Ванин занимался ценными бумагами и валютным дилингом. На каком-то этапе стало скучно. Возможно, подспудно зрело желание что-то создавать своими руками. Когда приятель познакомил его с владельцем завода декоративного кирпича в Польше, Владимир Ванин заинтересовался: такого в России еще не было. Потом, к слову, пришлось немало поработать с архитекторами и дизайнерами, чтобы сформировать лояльность к новому продукту.

Это сейчас можно сухо сказать, что история “Неолита” начинается в 1999 году, когда в результате делового сотрудничества с польскими бизнесменами, в Нижнем Новгороде появилось совместное российско-польское предприятие. Все так. Одно лишь уточнение — договор о сотрудничестве был заключен в июле 1998 года. Что произошло в августе, все помнят. Несколько дней тревожной неопределенности... Но в первый же “послекризисный” телефонный разговор польский бизнесмен на обреченное “вероятно, наши договоренности перечеркнул кризис?” произносит: “Если кризис, и все рухнуло — это идеальное время начинать. Только то, что создаешь в эпоху перемен, будет работать, потому что в трудное время проявит свою жизнеспособность, а потом начнет набирать обороты”. Как показала жизнь, эти слова можно принять за постулат.

Через 4 года российско-польское СП стало самостоятельным предприятием со стопроцентным российским капиталом.

Развод — шаг к свободе

Вопрос доверия в бизнесе — краеугольный. Как правило, начинают “два товарища”. Как исключение, товарищи остаются таковыми на всю жизнь.

С польским партнером расстались из-за разных приоритетов. Все “разводы” в бизнесе обусловлены менталитетом: кто-то рассматривает бизнес как инструмент политики, кто-то хочет быстрее заработать, кто-то стремится к развитию. Последнее для Ванина приоритетно. Он быстро понял, что нельзя растрачиваться на пустяки, если твоя цель — развитие компании. Терять цель в условиях конкуренции — все равно что терять бизнес.

Приятель, подсказавший идею и ставший первым директором по продвижению и развитию, через некоторое время ...открыл альтернативную фирму за спиной партнера. Поскольку он не знал технологических нюансов, различия в продукции все же были: “Неолит” брал качеством. Но конкурент имел технологию производства форм, а значит минимизировал себестоимость. Неизвестно, как бы все повернулось, если бы директор по производству предприятия-конкурента не перешел в “Неолит”, получив пакет акций ЗАО за привнесенную в бизнес технологию выпуска средств производства.

Четыре года назад Ванин приобрел в собственность 3000 кв. м производственных площадей на станкозаводе. Для начала с территории вывезли почти две сотни грузовиков строительного мусора. Расчищенная площадка представляла собой колонны и нечто, напоминающее крышу. Наверное, строить с нуля могло бы быть дешевле. Масштабы разрухи впечатлили партнера, он сказал: дальше без меня! Ванин выкупил у него пакет акций, став единоличным собственником.

Кстати, в декабре прошлого года он приобрел и компанию конкурента. Что называется, как аукнется...

Не бойтесь экспериментировать

Конечно, не все было гладко в развитии компании. Да, “Неолит” приобрел оригинальные технологии и формы для производства искусственного декоративного фасадного камня. Было изготовлено специальное оборудование и подобраны лучшие поставщики. Непосредственные исполнители получили образование на польском заводе, где производство данного материала велось еще с 1989 года.

Но на начальном этапе зашоренность в движении чуть не “потопила” компанию. Надо было экспериментировать с цветами и формами, но на все нужны деньги сегодня, а неизвестно, пойдет ли продукт завтра.

Как ни странно деньги на развитие появились после “развода” с польскими коллегами. Если раньше “Неолит” спонсировал всевозможные конкурсы красоты и международные приемы (по настоянию поляков), то теперь стал вкладываться в более осмысленную рекламу и совершенствование продукта.

При сохранении и модернизации основных характеристик (прочность, морозостойкость) камня, несомненным прорывом стало применение биодобавки, которая позволила сделать камень бактерицидным и устойчивым к плесневому грибку. Визитной карточкой компании стал не просто качественный отделочный материал, но и экологически чистый продукт.

Не полагайтесь на банки

В 1998 году необходимые на создание СП деньги у Ванина были вложены в государственные краткосрочные обязательства и два чисто коммерческих предприятия. В августе они в одночасье пропали. Имевшиеся в наличии 5 тысяч — лишь пятая часть требуемого для открытия бизнеса. Получить недостающие 20 тысяч в банке, да еще в период кризиса, у начинающего предпринимателя не было перспектив.

Это через несколько лет в окрепшую компанию банки стали ходить сами, предлагая взять кредит. Ванин воспользовался предложением дважды. Один раз взял деньги на первый “Мерседес”, второй — на выкуп производственных площадей. С первым кредитом проблем не было — выплатил в течение нескольких месяцев. Вторая ситуация привела к “разводу” с банком, который в 2008-м, в момент падения банковской системы, “попросил” предпринимателя вернуть деньги или... платить по тройной ставке. На это Ванин собрал абсолютно все имеющиеся деньги, рассчитался и предпочел в азартные игры с банками не играть.

Ищите ресурс в своем окружении

Кризис заставляет по-новому взглянуть вокруг себя. И на себя. Ты сам и близкое окружение — и есть тот единственный ресурс, который позволит бизнесу выстоять. Такой урок извлек Владимир Ванин в самом начале становления компании. С людьми договариваться проще, чем с банками. Можно, к примеру, условиться об отсрочке и оптимизации арендных платежей, или об авансовых платежах от первых покупателей, можно просто взять взаймы у друга, или договориться с работающими в компании на время затянуть пояса.

И все же, как избежать кризиса? Каждый хотел бы пережить его с наименьшими потерями. На опыте Ванин убедился: кризис надо планировать. Предприятиям, выпускающим сезонную продукцию, планировать легче. Скажем, каждую зиму для отделочников наступает кризис. Приходится создавать финансовую подушку. Например, предлагать в аренду коммерческую недвижимость, разрабатывать сопутствующие продукты...

В любых условиях компания не упускает возможностей развиваться. Например, на фоне падающего рынка скупила рекламные конструкции — теперь экономит более сотни тысяч рублей ежемесячно на наружной рекламе.

Личная ниша в бизнесе

В кризис 2008-го, который особенно болезненно переживали банки, в общем-то, и строительным компаниям пришлось несладко. На удивление, в последние три года объемы реализации “Неолита” нисколько не уменьшились. Сработало защитное поле освоенной ниши. Если заказчик “потянул” строительство особняка, найдутся у него и средства на отделку. Впрочем, декоративный камень находит все больше ценителей и среди обладателей квартир.

А главное — выбранная ниша позволяет четко разделять личное время и рабочее. В “Неолите” четко отстроены бизнес-процессы. Это позволяет больше внимания уделять детям, семье, собственному развитию, не зацикливаясь на одном бизнесе (именно так: 2—3 компании на консалтинге — это же интересно!). По его мнению, люди, стремящиеся к развитию, несут радость в жизнь. Владимир Ванин даже разработал “мотивационную таблетку” для персонала, которая как обязательный компонент включает возможность гармоничного развития. Сложилось впечатление, что самому предпринимателю таблетки не нужны: этого “витамина” у него в избытке.

Наталия МИРОНОВА. neolitnn.ru

Источник: Курс Н, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.