Снег мой, снег чужой, или Уроки зимы

26.01.2011
Просмотров: 3023

Летом пожары, зимой снегопады… Не только чиновникам, обычным нижегородцам тоже интересно, кто должен чистить дорогу рядом с их домом, их двор, автостоянку, и почему выросли двухметровые сугробы.

Летом пожары, зимой снегопады… Теперь власти Нижнего Новгорода докапываются до корней накрывшей город чрезвычайной ситуации с уборкой улиц, собираются извлекать уроки. Не только чиновникам, обычным нижегородцам тоже интересно, кто должен чистить дорогу рядом с их домом, их двор, автостоянку, и почему выросли двухметровые сугробы.
Мы тоже решили разобраться, кто и за что при уборке города отвечает. Оказалось, до половины территорий в городе “беспризорные“.

Все вокруг не мое

Понятно, что в критической ситуации уже неважно, где чья территория. Привлеченным дорожным бригадам дано указание не разбираться, вывозить подряд все сугробы, какие есть.
- Магистральные улицы убрали, выходим на «поперечники» и дворы, - говорит начальник Главного управления благоустройства города Виталий Ковалев.

Однако уже понятно, чтобы ЧС в городе не повторялась, система уборки нуждается в реформе, технике и потребует дополнительных расходов бюджета.

Когда все вокруг было советское, все вокруг мое, было четкое разграничение зон ответственности, кто что в районах убирает: вот это - жилищники, а вот это - дорожники. Но потом у зданий и больших территорий появились разные собственники, коммерческие организации, юрлица, их вроде бы пытались обязать убирать прилегающую территорию, но с разным успехом. Город был как лоскутное одеяло: тут чисто, тут завал. Городская АТИ, когда еще была в силе, пыталась штрафовать, но потом эти полномочия (по штрафам) у нее отобрали и передали области.

Как говорят и жилищники, и чиновники, в прошлые годы ситуация позволяла, и мы почти не вывозили снег со дворов. Складировали на газоны. Тем более, что строчки - на вывоз снега - в платежках для населения не предусмотрено.

И вот какая система уборки сложилась в городе. Центральные и второстепенные дороги в границах каждого района убирает подрядчик, которого райадминистрация выбрала на конкурсе. Дворовые территории закреплены за жилищниками - управляющими компаниями, ТСЖ. Но свою прилегающую территорию должны убирать и собственники зданий, минимаркетов. И вот здесь возникает масса конфликтных ситуаций.

Выясняют,где чей мусор, снег, кто гадит на чужую территорию и проч. До драк доходит, говорят дворники. Особенно из-за машин и стоянок. Бизнес, который обосновался на первых этажах жилых домов, обычно нанимает своего дворника, но управляющие компании, которые домом заведуют, заставляют оплачивать еще и общего дворника. Опять недовольство.

Кто должен убирать внутридворовые проезды? Здесь все по-разному, говорит представитель ДУКа Советского района, есть участки, которые числятся за нами, а есть закрепленные за дорожниками.

ВРЕЗ
Алло!
В администрациях районов Нижнего Новгорода есть управления (отделы) коммунального хозяйства и благоустройства. Там должны знать всю диспозицию по уборке и зоны ответственности подрядчиков и десяти крупнейших домоуправляющих компаний.

Автозаводский район - 293-34-79
Канавинский - 246-26-95
Ленинский - 252-78-46
Московский - 27042-20
Нижегородский - 419-72-66, 419 –71-56
Приокский - 465-93-94
Советский - 417-11-36
Сормовский - 222-65-61

Межа раздора

- Три года назад в Нижнем, - рассказал Виталий Ковалев, - провели полную инвентаризацию земли. Сделали разбивку по районам (в администрациях есть эти карты), закрепив участки за муниципалитетом, за юрлицами, за жилищниками. Но потом в Нижнем прошло межевание, и на карте города появились свежие «белые пятна» - освободившиеся в результате межевания куски, которые непонятно кто должен обслуживать.

Ряд зданий, особенно в центральной части города, где земля на вес золота, замежевали вообще по отмостке, чтобы впихнуть еще какой-нибудь дом или торговый центр.

- И таких «пятен» половина! - уверен директор департамента жилья Сергей Мольков.

Домоуправляющие компании говорят, что будут заниматься только отмежеванной территорией (тем более, что районные ДУКи после продажи 75% доли города стали частными предприятиями и вообще не обязаны чистить муниципальную территорию). А дорожники говорят, что мы будем чистить только наши дороги, и в первую очередь магистрали, а уж второстепенные - потом.

Что делать с «белыми пятнами»?

- Это не просто «пятно», - объясняет Сергей Мольков. - Речь идет о сервитутовых дорогах, по которым ездят все. Если дом стоит в стороне от такой дороги на замежеванной территории, то вопросов не возникает. А если дом стоит внутри квартала, мимо него идет дорога, и если раньше ее убирали жилищники, то сейчас они спрашивают, а с какой радости мы должны отвечать за нее?

Решение напрашивается радикальное, - заключает директор жилищного департамента. - Надо отдавать весь микрорайон одному подрядчику и не разбираться, где чье?

Виталий Ковалев поддерживает: жилой массив - одному подрядчику, а центральные магистрали – другому. Надо четко разделить зоны ответственности, вытащить карты межевания, встряхнуть их, рассчитать стоимость уборки зимой и летом. Еще надо решить, сколько приволжской столице требуется спецтехники: роторов, погрузчиков, самосвалов в авральные зимы. Создавать муниципальный отряд или растить мощный дорожный бизнес? В пиковые дни в городе на уборке и вывозе снега работали до 330 единиц, в основном привлеченная с области техника. Эту задачку надо успеть решить до следующего нового года.

Почем промести улицу?

- Тарифы на уборку и вывоз снега должны быть экономически обоснованные, - считают хозяин и директор ДУК Сормовского района Николай Шумилков, прикидывая этот муниципальный заказ на себя, и депутат гордумы Вадим Агафонов, который тоже знает всю подноготную уборки.

- По моим данным, - продолжает Шумилков (да и дорожники подтверждают), - расценки на внутриквартальные и другие дороги не менялись уже года три. И самыми «доходными» выходят центральные магистрали, а мы, жилищники, в убыток работаем! Промести улицы Культуры – Вождей революции (2,5 тысячи кв м) 21 раз в течение месяца стоит 2500 рублей! Топливо подорожало на 30%: было 15-18 рублей за литр солярки, сейчас - до 30 рублей. А почистить проезды - мы посчитали - стоит вообще 14 рублей! Да за такие деньги на конкурс никто не придет.

Добавим, и жители все больше привередничают: им, понимаешь, надо не только тротуары почистить, но и подъезды, автостоянки, детские площадки, не говоря уже о площадках под мусорные контейнеры.

Тарифы на уборку дорог действительно формировались департаментом экономики еще до кризиса, тогда прошли и конкурсы по выбору подрядчика (контракт рассчитывался на пять лет). И, говорят, чиновники закладывали неплохую прибыль для дорожных организаций, чтобы они смогли и технику закупить, а «мы бы уж потом спросили по конечному результату». Первоначальная стоимость контракта, например, по Приокскому району, составляла более 80 млн рублей, но на конкурсе снизилась где-то до 55 млн. В эту зиму такие деньги уже ничего не решают - предприятие, считай, банкрот. Топливо подорожало, наем дополнительной техники не предусматривался, своя уже отработала. Новый конкурс надо проводить. А, между прочим, среди районных подрядчиков половина - муниципальные предприятия.

- Тарифы надо пересматривать, - согласен Ковалев.
Не появятся ли в платежках другие цифры?


Врез
Жесткая вертикаль Автозавода

Сегодня ставят в пример по уборке Автозаводский район.
Владимир Аношкин возглавляет управляющую компанию «Наш дом» (это почти весь жилой фонд Автозавода), рассказал «МК в Нижнем», в чем секрет уборки:
- Наше предприятие обслуживает только внутридворовую территорию, а конкретно, принадлежащую тому или иному дому. К центральным магистралям отношения не имеем.

У нас весь район делится кварталами и микрорайонами. Мы, управляющая компания, разделили и закрепили их между подрядчиками, нашими дочерними предприятиями, их у нас 33. Свой автопарк: 150 единиц техники разного назначения. Уборочной – до 60 единиц: самосвалы на базе «Газонов» - 27, три «КамАЗа» приобрели, 17 плужно-щеточных тракторов, шесть погрузчиков, вышки, маленькие роторные агрегаты и прочая спецтехника.
Чтобы качественно убирать придомовую территорию, нам нужно 1150 дворников. После этих зимних испытаний осталось 930 (и тем не менее, это все равно больше, чем в других районах раза в два). Но люди устают. Мы работаем без выходных почти месяц. В нормальном режиме зарплата у дворников 8-9 тысяч. Но «чистых дворников» у нас около 300, а 600 человек - это рабочие комплексной уборки. На девятиэтажках они и мусоропроводы чистят, и клетки, и подъезды убирают, и придомовую территорию. Зарплата побольше. За январские праздники выйдет порядка 12 тысяч. Двойная оплата - по закону, плюс доплата за эти дни 200–400 рублей.

Наши подрядчики зависят от нас, управляющей компании, и эта жесткая связка позволяет управлять процессом. У нас выстроена вертикаль, зарплата каждого работника - от руководителя до дворника - зависит от наших решений, и если нас не устраивает его работа, он у нас не работает.


Кстати
Так работают ли ротором?

- Разрешите уборку снега ротором! - взывали посетители интернет-форумов после того, как глава администрации Н.Новгорода Олег Кондрашов публично возмутился и удивился тому, что, оказывается, в Нижнем запрещена уборка снега ротором. - Отмените этот глупый запрет! Хотя бы на второстепенных трассах это же можно делать. Пусть на основных магистралях песка-соли много, и экологи против, но с небольших улочек можно же кидать на обочину!

- Действительно, в прошлые малоснежные зимы, - разъяснил руководитель Главного управления благоустройства города Виталий Ковалев, - когда не было большой необходимости мы (дорожные организации, само управление ничего не чистит, только контролирует. - Авт.) старались не работать мощными роторами. Потому что песко-соляная смесь с дорог попадает на газоны, деревья, в реки… Я затрудняюсь сказать, был ли этот запрет оформлен каким-то распоряжением, скорее, это были рекомендации экологов. Но сегодня в чрезвычайной ситуации надо выстраивать приоритеты. Роторы работают в каждом районе, и никто не запрещал роторные во дворах. Экологи пока молчат.

Елена КОЛОСОВА

Источник: МК в Нижнем
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.