Проверка связи

27.01.2011
Просмотров: 2156

Telecom Daily - "сторонний наблюдатель", к которому прислушиваются все сотовые операторы. По-существу, наша работа -это проверка связи - говорит главный специалист Илья ШАТИЛИН.

Telecom Daily - "сторонний наблюдатель", к которому прислушиваются все сотовые операторы. По-существу, наша работа -это проверка связи - говорит главный специалист Илья ШАТИЛИН.


— Как бы вы охарактеризовали деятельность информационно-аналитического агентства Telecom Daily на рынке сотовой связи?

— Фактически мы занимаемся независимым аудитом. Рынок сотовой связи в начале 2000-х начал стремительно набирать обороты, и появилась потребность в “стороннем наблюдателе”. Поэтому в 2003 г. образовалось агентство Telecom Daily. Мы проводим тестирования качества сотовой связи в разных городах. Полученные результаты позволяют не только оценить качество услуг того или иного оператора, но и сравнить компании между собой. Любой оператор может у нас приобрести подробные отчеты, чтобы узнать свои слабые места и в дальнейшем устранить упущения. Предоставляемую нами информацию так или иначе используют все сотовые компании.

Мы, кстати, проводим испытания не только по “голосовой” части связи, но и по Интернету. Также занимаемся независимыми маркетинговыми исследованиями.

— Каким образом проводятся исследования связи?

— Очень просто. Садимся в машину, в которой установлено специальное оборудование, и едем по городу. К аппаратам — измерительному комплексу и сканеру — подключены пять телефонов — по одному на каждого оператора.

Для оценки использовалось три параметра. Во-первых, это RxLev — уровень напряженности поля, иначе говоря, сила сигнала. Те самые “палочки”, по которым большинство людей привыкло судить о качестве связи. Хотя это на самом деле не совсем так. Здесь уже переходим ко второму показателю — RQ (Receive Quality), качество приема. Или количество ошибок. Это и помехи, и “металлический”, искаженный звук голоса, и самопроизвольное прерывание разговора. Вопреки распространенному мнению, подобные явления могут возникать и при достаточно сильном уровне сигнала. Это происходит по разным причинам, например, из-за железной арматуры в стенах.

На основе этих двух параметров выведен третий — SQI (Speech Quality Index), индекс качества речи. Он математически моделирует субъективное восприятие абонентами четкости, разборчивости и естественности передачи голоса. В отличие от двух первых, этот показатель не измеряется, а рассчитывается по специальной формуле.

— В мае прошлого года Telecom Daily посетило Нижний Новгород. И каковы результаты проверки?

— На тот момент по совокупности всех перечисленных показателей лидировали НСС и Мегафон, вслед за ними с незначительным отрывом шел Tele2. Хотя, конечно, нельзя сказать, что один оператор определенно хуже или лучше. Так, например, Tele2 показал наилучшие результаты в RxLev — он обеспечивает наилучшее покрытие, которое достигается без ущерба качеству приема сигнала. А по показателю RQ МегаФон оказался первым.

— Вы проводили исследования во многих регионах. Можете ли сказать, какие операторы лучше по стране?

— Это сложно определить. Например ваш НСС. Здесь он едва ли не лучший, но присутствует всего в нескольких регионах, поэтому его нельзя сравнивать с большой тройкой. Потом, у каждого оператора качество предоставляемой им связи, если можно так сказать, неравномерно — в одном регионе лучше, в другом — хуже. К тому же сотовые компании постоянно работают над качеством связи. Можно привести пример с Tele2. Некоторые тесты мы проводили, когда этот оператор только начинал свою работу. И во многих регионах у него покрытие было не очень. В те времена даже шутка ходила: “Tele2 установил еще одну вышку и теперь будет называться Tele3”. Когда-то в Питере для того, чтобы воспользоваться связью этого оператора, приходилось лезть на крышу. Теперь же он вполне может составить конкуренцию большой тройке в этом регионе.

— Один из операторов объявил об отказе от аренды вышек — он будет строить собственные. Это оправданный шаг?

— Если честно, то нет. Особенно с финансовой точки зрения. Это лишние затраты, которые в конечном итоге оплачивают абоненты. Гораздо разумнее договориться друг с другом и построить одну башню на всех. Хотя у нас с этим трудности. Нередко приходилось наблюдать такую картину: около какой-нибудь деревни стоит несколько мачт — по одной на каждого оператора — и на каждой торчит по паре антенн. Несмотря на то, что все они уместились бы на одной вышке.

— Как вы думаете, сотовая связь в состоянии заменить стационарную?

— Вряд ли это когда-нибудь произойдет. Потому что любая радиосвязь по определению менее надежная, чем проводная. Она подвержена помехам, даже если эта связь четвертого—пятого поколения. Каждый раз, когда запускают какую-нибудь новую технологию, о которой можно сказать “аналог фиксированной”, происходит следующее: пока ее внедряют, проводные сети подвергаются очередному усовершенствованию, и они снова вырываются вперед.

К тому же невозможно сделать так, чтобы сотовая связь была в каждом закутке. Например, подвалы, цокольные этажи очень часто являются проблемными зонами для сотовых операторов. А дальняя связь — это вообще прерогатива стационарных сетей. Для того, чтобы убедиться в этом, посмотрите на тарифы по роумингу.

— А общий уровень развития сотовой связи как оцениваете? С Западом нас уже можно сравнить или пока еще нет?

— Просто сравнить “хуже—лучше” не получится. Там все немного по-другому организовано. Например, часто упоминаемое “перенасыщение” рынка. Такая ситуация возникла потому, что у нас сейчас по статистике проникновение больше 100%, так как многие абоненты имеют не по одной активной симке. Причем большинство из них пользуются всего одной, а остальные лежат где-нибудь в столе. Но они считаются активными, так как у них на счету есть 2-3 рубля и оператор их довольно долгое время не списывает.

На Западе такого нет по многим причинам. Так, там преобладают постоплатные тарифы. То есть человек разговаривает столько, сколько ему надо, а потом приходит счет. У нас же заранее нужно класть деньги, чтобы поговорить. Конечно, и российские операторы вводят услуги, когда можно “говорить в кредит” или “залезть в минус”, однако это не так уж сильно распространено. Большинство говорят по старинке, как в той поговорке — “вечером стулья”.

Еще там хорошо развита продажа мобильных телефонов операторами. То есть можно получить аппарат за 1 доллар или вовсе бесплатно. Но при этом абонент заключает с оператором контракт, в котором он обязуется пользоваться услугами этого оператора в течение, скажем, двух лет и платить 20 долларов в месяц за определенный набор услуг. Таким образом, стоимость сотового телефона просто включена в тариф.

Благодаря такой практике там реже, чем в России, происходят “метания” абонента от одного оператора к другому. Также они реже меняют телефоны, чем мы. И что у них сделать практически нереально — это продать свой старый аппарат. Кто будет покупать старый телефон, если можно совершенно бесплатно получить новый?

— А просто так, независимо от оператора, купить телефон можно?

— Можно. Но этого почти никто не делает. Тарифы-то будут одни и те же, вне зависимости от того, каким способом был куп-лен аппарат. И получится, что человек просто так подарит оператору сотовый телефон.

Хотите аналогию? Зайдите в магазин бытовой техники, где полно предложений купить холодильник (стиральную машину и тому подобное) в кредит без переплаты. Например, в течение десяти месяцев оплачивая по 10% стоимости. Понятно, что проценты за кредит включены в стоимость (а в описании акции честно сказано, что этот эффект достигается за счет соразмерной скидки на товар), но если вы захотите купить тот же холодильник за наличные — с вас попросят ту же сумму, просто вы подарите магазину скидку.

— Почему российские операторы такую практику не переняли? Насколько я поняла, это довольно выгодно...

— Законодательство не позволяет. Там практически получается, что оператор навязывает определенные услуги, а у нас это запрещено. И если честно, я против субсидирования телефонов — от этого значительно вырастут тарифы, а я спонсировать чьи-то бесплатные аппараты не хочу.

— За рубежом вообще много пользуются сотовой связью?

— Достаточно много. Они куда активнее, чем мы, роумингом пользуются. Например, в Евросоюзе международные звонки стоят гораздо дешевле, примерно как у нас внутри страны. Кстати, это как раз к вопросу, почему у Tele2 по Европе низкие цены относительно других российских операторов. Они, по сути, шведская компания. И когда абонент едет “туда”, то Tele2 представляется как “местный” оператор. Хотя понятно, что это будет дороже, чем для жителей Евросоюза, так как нужно еще трафик в Россию передать. Международным роумингом русскому человеку можно пользоваться только в редких случаях. Например, когда ты заключаешь сделку на миллион долларов, можно себе позволить заплатить 10 тыс. за важный разговор. Ну, или если не знаешь, сколько стоит эта услуга.

СПРАВКА. Информационно-аналитическое агентство Telecom Daily (ранее “Неделя сотовых технологий”) создано в 2003 году. Имеет несколько основных направлений деятельности. Интернет-портал, на котором публикуются новости телекоммуникационных компаний, а также иная информация о рынке связи. Также агентство занимается созданием отчетов по развитию рынка коммуникаций, проведением независимых исследований.


Александра ЕЛИНА. Фото предоставлено агентством АРР

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.