Кроссом на экспорт

01.02.2011
Просмотров: 1891

Как следует из официальной информации, развитие экспортного потенциала области, а он, по заверению докладчиков, огромный, будет решаться через реализацию восьми направлений, хотя их могло быть и больше.

Всех послали на экспорт, как раньше посылали на целину, на БАМ, на картошку. Министерство промышленности и инноваций Нижегородской области и Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей провели совместное совещание по использованию возможностей государственного автономного учреждения “Центр развития экспортного потенциала Нижегородской области”, созданного региональным правительством в ноябре 2010 года. На совещание были приглашены представители предприятий, где экспортная тема вызывает сегодня повышенный интерес. Перед ними выступили министр промышленности и инноваций В. В. НЕФЕДОВ, руководитель Центра В. М. ВИНОГРАДОВ, ректор Нижегородского регионального института управления и экономики АПК “GREEN CITY” В. Д. КОЗЛОВ.

Как следует из официальной информации, развитие экспортного потенциала области, а он, по заверению докладчиков, огромный, будет решаться через реализацию восьми направлений, хотя их могло быть и больше. Это организация взаимодействия с минэкономразвития России, торговыми представительствами Российской Федерации в иностранных государствах, а также со структурными подразделениями правительства Нижегородской области. Выполнение функций “одного окна” для экспортно ориентированных предприятий и компаний, привлекающих иностранные инвестиции. Оказание содействия в продвижении продукции и услуг экспортного характера на зарубежные рынки, которое подразумевает проведение маркетинговых исследований и организацию встреч, переговоров, презентаций, круглых столов с участием иностранных партнеров, размещение информации об участниках ВЭД на Едином портале минэкономразвития России.

Предусмотрено участие экспортно ориентированных промышленных предприятий в выставках, бизнес-турах, встречах, оказание организационной, правовой и консультативной поддержки при заключении экспортных и инвестиционных контрактов. Обещана поддержка при проведении процедур по сертификации, стандартизации и оформлению разрешительных документов. Появится региональная программа по развитию экспорта, ежегодно будет проводиться конкурс “Лучший экспортер Нижегородской области”.

Согласно соглашению между министерством промышленности и инноваций и минэкономразвития РФ о совместном финансировании работ по развитию экспорта уже получены деньги из областного и федерального бюджетов. Они будут расходоваться на уплату процентов по кредитам, привлеченным на срок не более 3 лет, в российских кредитных организациях субъектами малого предпринимательства, производящими и реализующими товары, предназначенные для экспорта, не ранее 1 января 2005 года или субъектами среднего предпринимательства, производящими и реализующими экспортные товары не ранее 1 января 2008 года.

Кроме этого, деньги пойдут на оплату услуг по выполнению обязательных требований законодательства Российской Федерации и законодательства страны-импортера, а также работ по сертификации, регистрации или других форм подтверждения соответствия. Будут возмещаться затраты на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом, на регистрацию и правовую охрану изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности, на оплату услуг по разработке средств индивидуализации юридического лица и продукции (фирменное наименование, товарный знак, создание промышленного образца).

Приоритеты весьма заманчивые. Постановлением правительства Нижегородской области № 951 от 24 декабря 2010 года утвержден порядок предоставления субсидий на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары, предназначенные для экспорта. Министр В. В. Нефедов напомнил, что в стратегию развития Нижегородской области до 2020 года заложен рост экспортного потенциала промышленных предприятий в 8,5 раза. К 2020 году этот показатель должен составить 23,7 млрд долларов. Сейчас у нас товарооборот находится в районе 4 млрд долларов, а он включает и экспорт, и импорт.

Задача поставлена серьезная, но самое главное — она обеспечена финансовыми ресурсами. Нижегородская область выиграла конкурс и для развития экспортно ориентированных предприятий малого и среднего бизнеса получила финансовую поддержку. 95 проц. расходных обязательств несет Российская Федерация — 23 млн руб. и 5 проц. этих обязательств — субъект Федерации — 1,2 млн руб. Эти средства уже находятся на расчетном счете министерства промышленности и инноваций Нижегородской области. И в 2011 году они должны быть освоены.

Начало целевой поддержки экспорта положено. Но впору задаться вопросом — насколько она весома? Не воробьи ли в данном случае стреляют по пушкам? Но даже если и так, то вектор развития все равно выбран по курсу мировых тенденций. Возьмем для сравнения подборку сводного департамента анализа и регулирования внешнеэкономической деятельности минэкономразвития России “Государственная поддержка экспорта в иностранных государствах”. Не будем сразу браться за США, чтобы не было намека на игру в догонялки, а посмотрим хотя бы Индию и Германию.

Индия

Финансовые меры поддержки экспорта:

1. Сокращение или отмена экспортного налогообложения.

2. Отмена экспортных пошлин на все сельскохозяйственные и плантационные товары.

3. Снижение установленного ранее среднего уровня обязательств по экспорту для предприятий малого бизнеса в рамках схемы содействия развитию экспортной производственной базы (предусматривает ввоз основных средств производства с применением льготных и нулевых ставок таможенных пошлин с обязательством осуществить экспортные поставки на определенную сумму и в определенный срок).

4. Действует специальная программа расширения экспорта в страны Латинской Америки и Южной Африки таких товаров, как рыба, изделия из кожи и бумаги, игрушки, спортивные товары, текстильные изделия, изделия кустарного промысла.

В рамках этой программы индийским экспортерам предоставляются определенные льготы (например, в виде отсрочки по выплате таможенных сборов, дополнительное кредитование).

5. Действует программа развития экспорта фруктов, овощей, цветов, молока, домашней птицы, предусматривающая, в частности, льготное кредитование экспортеров указанных товаров в размере до 5 проц. от стоимости FOB экспортной партии.

6. Предусмотрено освобождение экспортеров от уплаты налога на услуги, оказываемые за пределами Индии или связанные с осуществлением экспорта товаров из Индии.

7. Предусмотрено дополнительное кредитование экспортеров сельскохозяйственных товаров в размере 10 проц. от стоимости их экспорта (FOB) с целью финансирования импорта оборудования для переработки сельскохозяйственной продукции.

8. Предусмотрено предоставление экспортерам высокотехнологичных товаров отсрочки по налоговым платежам в размере 10 проц. от суммы годового прироста экспорта, разрешения на беспошлинный импорт образцов на сумму до 1800 долл. США (ранее до 1400 долл. США).

9. Увеличен размер беспошлинного импорта расходных материалов, используемых при производстве экспортного серебра с родиевым покрытием.

10. Индийская корпорация гарантирования экспортных кредитов предоставляет индийским экспортерам различные виды страхового покрытия рисков от неполучения экспортной выручки в силу ряда коммерческих и политических причин, а также гарантии банкам и другим финансовым институтам, кредитующим экспортеров на льготных условиях.

Органом, отвечающим за реализацию, является комитет по экономическим вопросам правительства Индии. Открыт Национальный счет страхования экспорта для обеспечения страховых покрытий экспорт-ных рисков.

Германия

Реализация внешнеэкономической стратегии Германии в условиях высокой зависимости экономики страны от внешних рынков и жесткой конкурентной борьбы на них решающим образом влияет на необходимость оказания поддержки товаропроизводителям и экспортерам. С этой целью создана и эффективно действует национальная система поддержки внешнеэкономической деятельности, в первую очередь, экспортеров и инвесторов из сферы малого и среднего бизнеса на рынках развивающихся и пороговых стран. Ее основными инструментами являются:

а) меры финансового характера:

— страхование экспортных кредитов от экономических и политических рисков;

— страхование капиталовложений немецких фирм за рубежом;

— освобождение экспортеров от уплаты налога на добавленную стоимость;

— субсидирование (прямое и скрытое) некоторых отраслей промышленности;

— финансовая поддержка экспортно ориентированных научно-исследовательских работ;

— льготы при вывозе товаров и капитала (в развивающиеся страны) по линии Министерства экономического сотрудничества и развития ФРГ;

б) информационно-консультационное обеспечение;

в) содействие в осуществлении выставочно-ярмарочной деятельности немецких фирм за рубежом, а также торгово-политической и так называемых promotion-мер.

Ключевую роль в системе национальной поддержки экспорта играет Федеральное правительство Германии, а ответственным исполнителем является Федеральное министерство экономики и технологий. Характерной чертой системы является тесное взаимодействие федеральных, земельных и предпринимательских структур.

Центральное место в области поддержки национального экспорта занимает работа по финансированию экспорта и страхованию экспортных кредитов. Решения по этим вопросам принимаются правительством Германии (в качестве оперативного органа выступает Межминистерский комитет), а их исполнение делегируется (по мандату правительства) коммерческим компаниям, подконтрольным государству.

Косвенной формой содействия германскому экспорту со стороны государства является финансовая поддержка ряда экономических сфер. Например, на поддержку производительности и конкурентоспособности малого бизнеса в бюджете 2008 г. было предусмотрено 125,9 млн евро, на судостроение — 54,8 млн евро, авиацию и космонавтику — 1078,0 млн евро, угольной отрасли выделено 2,06 млрд евро и т. д.

И правительство РФ, и правительство НО, и докладчики на совещании в НАПП с большим запасом убедили, что экспортом заниматься надо активнее, чем раньше. Но как промпредприятиям грамотно и с меньшими затратами выходить на внешние рынки? Эти задачи в регионе старается решить профессор Василий КОЗЛОВ, проанонсировавший (очевидно, свежий для нашей местности) продукт управленческого маркетинга — “Создание экспорт-ной стратегии предприятия”.

По его словам, программа “Executive Marketing” создана альянсом образовательных учреждений, в том числе и международных. Она одновременно идет в России, на Украине и в Белоруссии, по существу являясь восточноевропейским профессиональным образовательным стандартом в области управленческого экспортно ориентированного маркетинга.

Обучающая программа упакована в виде четырех пятидневных модулей. Консультантами, в том числе и западными, будет сделана попытка создать из слушателей первого выпуска играющих тренеров, которые, очевидно, понесут дальше олимпийский огонь экспортной ориентации. Организаторы рассчитывают, что те управленцы, что пройдут программу, станут также бизнес-консультантами, чье множащееся сообщество будет формироваться как некая часть прорывной стратегии.

Василий Козлов также сообщил, что сейчас завершается формирование Нижегородской ассоциации развития управления. Это инфраструктурный партнер Центра развития экспорта, где будет, как предполагается, собрано большинство нижегородских консультантов в качестве сетевой организации. Цель ее — под каждую задачу предприятий, тяготеющих к экспорту, создать десантную консультационную группу, которая могла бы оказать заказчику реальное, конкретное содействие. Надо поднять Нижегородскую область, призвал В. Д. Козлов, из той вторичной роли, какую ей приписал минрегион. Она у него называется регионом старых производств. Но будущее за нами! На твердой точке оптимизма закончил свое выступление перед аудиторией гостеприимный хозяин Агродома в Зеленом городе. Через какое-то время оно переросло в короткое интервью.

— Василий Дорофеевич, какой интеллектуальный сюрприз вы подготовили на этот раз, когда стартует экспортно ориентированная эстафета?

— Когда всерьез начинаешь думать, какие барьеры придется преодолеть любому предпринимателю, возжелавшему что-то продавать за рубежи, то ясно, что такой компетентности практически нет ни у одного из них. Крупные предприятия, которые традиционно занимались экспортом особенно в рамках СЭВ, создавали внешнеторговые фирмы, формировался некий костяк внешнеторговых работников. Но эта советская компетенция сейчас мало пригодна в масштабной задаче развертывания экспортно ориентированного предпринимательства. На повестку дня выходит задача создать очень прагматическую с учетом отсутствия достаточных средств и времени программу обучающего консультирования.

Это должна быть программа людей опытных, реально действующих тренеров. Вот почему мы обратились в качестве предложения к образовательной группе “EMAS”. Она включает в себя специалистов Белоруссии, Украины, Германии и Польши. И уже зарекомендовала себя в предложении на образовательном поле программ, связанных с пониманием внешних рынков. Люди, которые будут вести занятия, имеют опыт решения подобных задач. Это международная группа консультантов, сумевшая сложить эффективную, гармоничную команду. Она как десант действует в некоторых регионах, где спрос на такие программы есть.

Партнеры проекта — Фонд развития предпринимательства США—Россия с программой по бизнес-планированию. В ННГУ (кафедра внешнеэкономического международного бизнеса) мы возьмем компетенции, связанные с основами ВЭД. Есть договоренность с консультационным центром таможни по таможенному делу. Занятия будут проходить в виде круглых столов, деловых игр, некоторых имитационных тренингов. И самое главное, каждый выпускник этой программы получит весь объем консультаций по его конкретному проекту и защитит его как реальный план выхода на внешний рынок.

Проект запускается 4 февраля. Выпускникам будет выдаваться государственное Свидетельство о прохождении курсов повышения квалификации в области ВЭД. Лицензию на это наш институт получил.

Владимир ЦВЕТКОВ

Источник: Курс Н, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.