В поисках среды

03.02.2011
Просмотров: 1825

Очередной этап обсуждения вопросов развития и поддержки инновационных проектов состоялся в Нижнем Новгороде в стенах нового корпуса филиала Национального исследовательского университета — “Высшая школа экономики”.

Очередной этап обсуждения вопросов развития и поддержки инновационных проектов состоялся в Нижнем Новгороде в стенах нового корпуса филиала Национального исследовательского университета — “Высшая школа экономики” (НИУ-ВШЭ). 18 января более 70 экспертов и разработчиков инноваций приняли участие в форуме “Инноватика 3D: Государство. Наука. Бизнес”.

В своем приветственном послании участникам форума губернатор области Валерий Шанцев отметил, что форум не случайно проходит на нижегородской земле. По объему инновационных разработок регион занимает ведущее место в России. В области сосредоточено большое количество высокотехнологичных предприятий — автомобильные, авиационные, нефтехимические и приборостроительные компании, из них около 350 — инновационно ориентированные и их число будет постоянно увеличиваться.

От себя отмечу, что новое современное здание НИУ-ВШЭ на ул. Родионова также не случайно выбрано для такого мероприятия. В этих стенах будут реализованы образовательные и исследовательские проекты, содержание которых созвучно теме форума. Здесь будут готовиться по самым современным программам магистры-управленцы, здесь будут расположены Бизнес-школа и Центр предпринимательства, планируется создание исследовательской лаборатории по проекту “Сколково”.

Ну а теперь предоставим слово собственно участникам форума.

Ярослав КУЗЬМИНОВ, ректор НИУ-ВШЭ.

— Говоря об инновациях, мы представляем себе создание новых технологий, их заимствование и распространение. Вместе с тем, инновации — это и новые бизнесы, новые комбинации коммерчески значимых ресурсов. За последние 25 лет в стране произошли существенные изменения и в сфере организации производственной деятельности, и в сфере потребления. И в этом отношении Россия — одна из самых инновационно подготовленных стран. Но если мы посмотрим на глобальное разделение труда, то увидим, что Россия занимает очень незначительное место в сфере собственно технологических инноваций и параметры инновационной технологической активности не поражают. У нас только около 10 процентов предприятий внедряют технологические инновации, в то время как даже в Греции инновации внедряют 25 процентов предприятий, а в Германии, Бельгии — от 50 до 70 процентов предприятий. Перед Россией стоит задача — достроить инновационный технологический блок. Если мы посмотрим на динамику сектора информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в России, то увидим, что она объективно внушает тревогу. Если в сфере ИКТ удельный вес инновационных товаров, выполненных работ, услуг в общем объеме в 2003—2004 годах составлял 10—11 процентов, а по всей экономике — 5 процентов, то уже к 2007 году сектор ИКТ пришел к единой тенденции — те же 5—6 процентов, что и в целом по экономике. В результате сектор ИКТ перестает выделяться на фоне экономики. Это — некоторый вызов IT-сообществу России, которое является одним из самых передовых интеллектуальных наших отрядов ученых.

Не могут не беспокоить затухающие темпы инновационной активности в области технологий российских предприятий, несмотря на усилия государства их простимулировать. Сегодня государство заставляет крупные корпорации с государственным участием, а это около половины российской экономики, принимать инновационные программы, защищать их в правительстве. В СССР была вполне определенная логика инновационных систем. Наука и опытно-конструкторские производства работали на единого заказчика, потом государство команд-ным методом распределяло инновации. И вот уже 25 лет мы не можем выйти из этого состояния. В России очень слабо развит сектор коммерциализации новых технологий. Нам необходимо научиться отдавать инновации на глобальный рынок. Но пока не будет эффективного механизма защиты собственности, контрактов, гарантий продолжения существования успешного бизнеса и конкурентной среды на подавляющем большинстве рынков, до тех пор государство будет “имитировать рынок”, искусственно подталкивая бизнес к сотрудничеству с университетами и наукой, к формированию собственных инновационных подразделений, закупке нового оборудования.

Сергей ШУБИН, директор по развитию ИТ-проектов кластера информационных технологий фонда “Сколково”.

— Национальный проект “Сколково” по-прежнему широко обсуждается в научных и бизнес-сообществах. Не скрою, что сейчас продолжается поиск путей реализации проекта. “Сколково” призвано стать тем самым инновационным центром, который должен стимулировать предпринимательство и одновременно интегрировать все усилия государства, бизнеса и науки.

Уже в 2014 году “Сколково” появится “физически” — городок для специалистов, который будет состоять из 5 центров, отражающих направления деятельности: информационные технологии, биомедицина, энергосбережение, ядерная физика и телекоммуникации. В связи с этим инноваторам предоставляются возможности для реализации проектов в “Сколково”. Возможны разные формы сотрудничества и взаимодействия, в частности, получение статуса участника “Сколково”, который дает беспрецедентные налоговые льготы. Кроме того, предоставляется площадка, на которой будет происходить аккумуляция научно-исследовательских возможностей. Компания-участник имеет право претендовать и на финансирование. Инновационный центр предназначен для проведения исследований и коммерциализации разработок. Сегодня принято решение, что собственно производства там не будет.

Нижегородская область — несомненный лидер в области информационных технологий. Модель взаимоотношений фонда “Сколково” с регионами нужно отрабатывать именно с лидерами, необходимо создать нормативную базу для этого взаимодействия. Сейчас эти взаимоотношения находятся на стадии диалога, мы выслушиваем все стороны, которые хотели бы принять участие в работе. Мы хотим оставить “Сколково” активным ядром, не расширяя эту структуру до огромных размеров. Говорить о формировании каких-либо филиалов “Сколково” в регионах мы пока не готовы. В принципе, представительские функции нашего инновационного центра могли бы выполнять многие структуры, например, ННГУ им. Лобачевского.

По словам Петра ЧАМКИНА, главного специалиста-эксперта министерства экономического развития РФ, примером реализуемых правительством мер содействия в организации сотрудничества государства, бизнеса и науки в инновационной сфере является формирование в России нового механизма технологических платформ. Этот формат государственно-частного партнерства, представляющего собой, в первую очередь, коммуникационный инструмент, направлен на активизацию усилий в определении инновационных вызовов, разработке программы стратегических исследований и определении путей ее реализации. В конечном итоге, речь идет о создании перспективных коммерческих технологий, новых продуктов и услуг. Пока в России основным заказчиком и плательщиком инновационного развития является государство: оно вкладывает 70 процентов инвестиций и только 30 — частный бизнес. Новый механизм призван изменить ситуацию.

Минэкономразвития уже опубликовал структурированный перечень создаваемых технологических платформ на основе поступивших от инициативных групп заявок. Так, по направлению “Водородная энергетика” в рамках технологической платформы “Технологии производства водорода и топливных элементов” ОАО “ОКБМ Африкантов” готово заниматься созданием нового поколения энергоэффективных промышленных технологий, включая производство топлив на основе водорода и углерода, с использованием высокотемпературных модульных гелиевых реакторов. Заявка некоммерческого партнерства “Нижегородский региональный центр наноиндустрии” касается темы создания и внедрения в производство высокотехнологических устройств двойного назначения на базе нанотехнологий, современных принципов обработки сигналов и преобразования энергии.

Николай НИКОНОВ, заместитель министра промышленности и инноваций области говорил о государственной поддержке инновационных программ в регионе.

— Информационные технологии и инновации являются приоритетными направлениями в Стратегии развития области. Напомню, что с 2006 года действует новая редакция закона, на основе которого сегодня осуществляется инновационная политика и государственная поддержка. В соответствии с законом, проекты, которые получают статус приоритетных инновационных проектов, финансируются, предоставляется инвестиционный кредит, налоговые льготы.

В 2010 году было принято более 40 инновационных проектов. Объем привлеченных инвестиций на реализацию всех проектов составил 3,9 млрд рублей. Десять организаций области реализовывали 11 приоритетных инновационных проектов. На компенсацию процентной ставки было предоставлено 22 млн рублей, налоговые льготы составили свыше 30 млн рублей при реализации этих проектов. Четыре проекта прошли весь цикл реализации.

Новое для нас направление — закон о грантах Нижегородской области в сфере науки и техники. В 2009 году 20 проектов получили гранты в размере 50 тыс. рублей, в 2010 году — до 200 тыс. рублей стало возможным выделять на экспериментальные разработки ученых. Их получили 39 победителей конкурса.

Мы плотно работаем с федеральными структурами по поддержке малого бизнеса, работающего в сфере инноваций. Гранты для поддержки при создании собственного дела начинающим инновационным предприятиям составляют 500 тыс. рублей. В 2010 году 43 субъекта малого предпринимательства выиграли эти гранты. В прошлом году мы запустили еще два проекта, которые также направлены на поддержку инновационной деятельности в регионе — создание Евро Инфо корреспондентского центра и Центра развития экспортного потенциала области. Нам очень важно, чтобы инновационная продукция, которая производится серийно промпредприятиями, выходила на мировой рынок. Сегодня доля инновационной продукции в экспорте очень незначительна.

Валерий АНИСИМОВ, член Совета директоров ОАО “Выксунский металлургический завод”.

— Отмечая проблему формирования инновационной среды, скажу о движении в этом направлении с позиции крупного бизнеса. Сейчас активно идет модернизация производства, и это тоже есть инновация, потому что сегодня крупный бизнес, особенно вертикально интегрированные структуры — холдинги, создает новый продукт вместе с зарубежными компаниями, с участием их институтов. Сегодня для крупного бизнеса поставлена задача выхода на мировой рынок с высокотехнологичным качественным продуктом. Соответственно компании создают холдинги с НИИ, которым формируют техзадание и вместе с базовым предприятием, прежде всего зарубежным, создают новый продукт. У нас в Выксе по инновационным проектам построены два завода. Один из них построила итальянская фирма “Даниели” — производство катаного проката на короткой линии с заданными механическими свойствами и химическими параметрами. Это и модернизация, и инновация. Чтобы была инновационная среда, нужен заказчик и потребитель. Они могут и совпадать, как это имеет место в лице государства. Но сегодня и государство, и бизнес должны формировать заказчика и демократические гражданские институты с понятной законотворческой работой. Конечно, многое у нас уже делается для развития инноваций, но уж очень консервативное государство. Нужен нормальный закон о промышленной политике, об инновационной деятельности.

Михаил ГУРЕВИЧ, председатель правления Эллипс Банка.

— Сегодня рынки финансовый, рабочей силы, технологий — глобальные, никаких границ для них не существует. К чему это приводит? Финансовые институты, понимая, что деньги создаются интеллектом, идут вслед за своими клиентами. Эллипс Банк работает сегодня в Италии и Люксембурге, планирует открыться в Америке, поскольку значительная часть инновационного продукта там создается при участии выходцев из России. И нам там достаточно комфортно, потому что создана соответствующая среда, которая, в том числе, защищает права кредитора, вкладчика, заемщика. Тем не менее, конечно, ни в коем случае, нельзя допустить, чтобы инновационный процесс в России затормозился. Мы очень тесно сотрудничаем с кафедрой банковского дела НИУ-ВШЭ, здесь же есть подразделение в качестве учебного банка, здесь рождаются новые идеи по работе с новыми сегментами. Вот, в начале 2005 года Владимир Путин сказал, что надо создавать IT-парки, создавать информационные кластеры. И уже год спустя я показывал Путину первый IT-парк “Орбита” в Нижнем Новгороде: 40 тыс. кв. м специализированных площадей; 5 тыс. рабочих мест; среди резидентов — два крупнейших сотовых оператора “МегаФон” и “МТС”, производитель программного обеспечения фирма “МЕРА”, которая сегодня экспортирует решения по IP-технологии в 60 стран мира. Мы на одной площадке создали информационный кластер. Очень хочется, чтобы государственные технопарки росли, были успешными. Но они строятся многие годы, мы же создали его практически за год.

Что касается финансовой поддержки инноваций. Мы благодарны правительству области за поддержку в том, что сегодня являемся банком-партнером Российского банка развития, это стопроцентная дочка Внешэкономбанка. По финансированию малого бизнеса мы входим в число трех крупнейших банков, которые имеют соответствующий лимит. Объем поддержки малого бизнеса — более 500 млн рублей. Более 10 млрд рублей — вложения Эллипс Банка в реальный бизнес. Мы являемся аккредитованным партнером госкорпорации “Роснано”, а также одним из инициаторов создания Ассоциации бизнес-ангелов. Мы поддерживаем инноваторов-одиночек, имеющих уникальные разработки еще советского периода, но, по разным причинам, так и не получившим внедрение в производство.

На форуме прозвучало много интересных выступлений. По его итогам рабочая группа, в которую войдут эксперты НИУ-ВШЭ, представители власти и бизнеса, выработает меморандум, содержащий законодательные инициативы в области регулирования инновационной сферы.


Источник: Курс Н, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.