Жить по-честному. Это как?

04.02.2011
Просмотров: 1633

Руководитель территориального управления антимонопольной службы по Нижегородской области Михаил ТЕОДОРОВИЧ поднял тему потенциальных рисков развития товарных рынков поставки приборов учета энергетических ресурсов и оказания услуг по их установке.

Почему так высока стоимость жилищно-коммунальных услуг, из чего она складывается? Почему ежегодно, вот уже в течение 20 лет подряд, она повышается, но при этом существенно не растут ни качество, ни ассортимент. Почему ничего не понять в так называемых отчетах домоуправляющих компаний о расходовании средств населения? На эти, да и другие многие “почему” призван ответить федеральный закон “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” от 2009 года.

В конце января в Законодательном собрании Нижегородской области состоялись депутатские слушания по вопросам реализации обязательных требований этого закона. В сегодняшней публикации речь пойдет о проблемах, связанных с установкой приборов учета и платежах населения не по нормативам, а в соответствии с реальным потреблением энергоресурсов.

Руководитель территориального управления антимонопольной службы по Нижегородской области Михаил ТЕОДОРОВИЧ поднял тему потенциальных рисков развития товарных рынков поставки приборов учета энергетических ресурсов и оказания услуг по их установке.

Незаявленный спрос

— Закон обязывает всех потребителей иметь приборы учета. Собственники зданий, строений, сооружений, при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, обязаны были завершить оснащение приборами учета таких объектов до 1 января 2011 года. Для собственников помещений в многоквартирных домах он заканчивается 31 декабря 2011 года. В течение этого года все мы с вами должны установить приборы учета. Чтобы понять, о каком масштабе идет речь, приведу цифры. По данным Нижегородстата, в Нижегородской области 1 млн 300 тыс. домохозяйств, то есть семей, ведущих общее хозяйство. Из них примерно 75 проц. помещений не имеют приборов учета. В том числе по электричеству 55 проц.: в эту цифру входят домохозяйства, имеющие электросчетчики, не соответствующие требованиям технического регламента по классу точности и подлежащие замене. Должны установить современные приборы учета по горячей воде 30 проц. домохозяйств, по холодной воде — 22 проц., по газу — 35 проц.. Приблизительно 1 млн домохозяйств должны в соответствии с требованиями ФЗ “Об энергосбережении...” установить индивидуальные приборы учета до конца текущего года.

Сегодняшние цены рынка на приборы учета таковы, что если бы мы устанавливали их сегодня, то на одно домохозяйство, при наличии одного электроввода, потратили бы около 15 тыс. рублей. Здесь еще нет цифры, которая определяет расходы на оборудование общедомовыми приборами учета многоквартирных домов. Если подсчитать, то получится приблизительно еще миллиард рублей затрат. Почему сейчас говорю об этом? УФАС здесь видит потенциальную проблему двух рынков: рынка приборов учета как товаров и услуг по их установке, тоже как товара. Понятно, если все побегут ставить приборы учета 15 декабря, то сегодняшняя цена в 14 600 руб. на комплект уже не будет реальной. Она будет существенно больше. Если сегодня не делать ничего и дожидаться конца года, то потребуется, может быть 20, а то и 30 тыс. рублей с каждого. Повторяю, эти деньги будут должны отдать граждане. Что, народ побежит устанавливать приборы учета? Сомнений много. Закон устанавливает обязанность снабжающих организаций, это и их право одновременно, насильственно устанавливать приборы учета за пределами 2011 года. Значит, 1 января 2012 года, если вы не установили, к вам стучат, приходят с понятыми и начинают приколачивать. Причем, по своим ценам. Вопрос, скорее всего, не наш, но если сегодня не обсуждать его, полагаю, начнется народный плач и стон.

Нашу службу интересуют рынки. Формирование двух рынков, услуги и товара, идет пока самопроизвольно, в режиме самоорганизации. И предложения на этих рынках, скорее всего не покрывают спрос, который по факту предъявлен. Спрос просто не заявлен, но он есть. И не хотелось бы, чтобы люди переплачивали за то, за что можно не переплачивать. И совсем не хотелось бы, чтобы сформировались рынки, которыми бы занимались и в Арбитражном суде, и в судах общей юрисдикции.

Когда они говорят правду?

Мы видим риски и в нарушении порядка ценообразования и тарифообразования. Я готов подискутировать с уважаемым руководителем региональной службы по тарифам Нижегородской области Олегом Седовым, утверждающим, что тариф не снизится, если все люди начнут платить не по нормативу, а по факту потребления ресурсов. Понятно, что если мне требуется не 6 тонн воды в сутки, а 300 литров, то я их и не потреблю. Но если я плачу за них, то это кто-то сосчитал, законно и правильно. Значит, если потребил в пять или в десять раз меньше, буду платить меньше.

В случае роста тарифа, придется признать, что цена услуги и товара, которую получаю сейчас, определена неверно. Значит, сегодня тариф завышен и деньги взимаются незаконно. Эту развилку придется каким-то образом пройти: или признать, что, установив приборы учета, люди будут экономить деньги, или пойдем по другому сценарию. О нем нас уже информируют из районов в письмах и жалобах: человек платил по норме, установил счетчик — ему тут же пересчитали цену товара, то есть повысили тариф. И в результате законопослушный гражданин стал платить больше. Если процесс будет развиваться таким путем, я не сомневаюсь, пойдут массовые письменные жалобы. И тогда в действие вступят некоторые легальные процедуры, предусмотренные законодательством. Не думаю, что это будет хорошо на фоне тех задач, которые необходимо решать всей стране.

Мы получаем также много письменных жалоб на обсчет ресурсоснабжающих организаций. Граждане утверждают, что им предъявляют необоснованные платежки, например, за тепло. Понятно, цена определяется исходя из температуры отпущенного теплоносителя. Нормативного. А он не соблюдается. Легальных возможностей у гражданина убедиться и удостовериться в том, что температурный режим выдерживается или не выдерживается, крайне мало. Это сложная, трудоемкая процедура, которую почти невозможно пройти. Введение приборов учета будет означать, что этот канал закрыт. И обсчет граждан, которым занимаются ресурсоснабжающие организации, тоже прекратится. Но их экономика сегодня сидит на этой игле, этом допинге. Что они будут делать, не очень понятно. Но думаю, встретятся с большими трудностями. Для нас, как для регуляторов рынков товаров и услуг, поставляемых естественными монополиями, это тоже важная тема. Естественные монополии, во-первых, не хороши и не плохи. И, во-вторых, никто другой их задачи для нас не решит. Поэтому мы должны оберегать естественные монополии, сохранять и любить, как не парадоксально от меня это слышать. Просто нет альтернативы. Сегодня мы должны думать о тех рисках, которые над ними завтра разразятся.

Открытое и честное обсуждение проблематики, связанной с законом об энергоснабжении, крайне полезная вещь для всех.

Многие из нас смеялись над Витей Перестукиным, героем мультфильма “В Стране невыученных уроков”, оказавшемся в сказочном царстве-государстве собственных ошибок. Мы живем в другой стране, но “ошибки” в начислении платы за потребляемые ресурсы встречаются с удивительной регулярностью.

В четвертом квартале прошлого года прокуратура Нижегородской области провела проверку соблюдения законодательства, регулирующего вопросы установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Что же выявила проверка?

В Балахне — нарушение при установлении органом местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг. Естественно, в сторону увеличения. Решением Земского собрания Балахнинского района от июня 2007 года были утверждены нормативы потребления на холодное, горячее водоснабжение и водоотведение. При пересчете этих нормативов проверяющие получили другой результат, отличный от действующего. Дело в том, что применялся показатель, характеризующий зависимость нормативов от этажности домов, в размере 0,7 вместо 0,07. По-видимому, специалисты органа местного самоуправления так же невнимательны в работе, как и известный Витя на уроках. Для них одинаковы сотая доля и десятая.

В ходе проверки были выявлены и случаи незнания законов, действующих в России. Например, в Лукояновском районе был вынесен протест на постановление администрации района, устанавливающее нормативы холодного водоснабжения на содержание домашнего скота и хозяйственные нужды на территории города Лукоянова. Постановление принято с превышением компетенции, а также в нарушение статьи 154 Жилищного кодекса РФ и Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных правительством РФ в 2006 году.

В Вачском районе управляющие компании ООО “КомСервис” и ООО “Комсервис-В” производили начисление пеней за несвоевременную и неполную оплату гражданами коммунальных услуг при отсутствии заключенных с собственниками жилых помещений договоров управления многоквартирными домами. А это противоречит пункту 14 статьи 155 Жилищного кодекса РФ.

В Кулебакском районе установлен факт незаконного начисления платы за капитальный ремонт нанимателям жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности. Как гласит закон, за капитальный ремонт должен платить собственник, а не наниматель. Ну, настоящие “двоечники” работают в районе! К сожалению, и не только в этом.

В ЖСК № 18 Павловского района начисление платы за холодную воду производилось исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. И это производилось несмотря на показания установленных и принятых в эксплуатацию ресурсоснабжающей организацией индивидуальных приборов учета воды! Видите ли, общее собрание членов жилищно-строительного кооператива приняло решение о принятии платы с жильцов многоквартирного дома, установивших счетчики воды, без учета показаний индивидуальных приборов.

Представляете, какая бы вакханалия творилась в ЖКХ, если бы все заинтересованные стороны “правили” действующие законы?! Или просто бы их в упор не видели, как в этом ЖСК. Кстати, сотрудники этого же кооператива в нарушение федерального закона “О персональных данных” на подъездах размещали данные граждан, имеющих задолженность по оплате коммунальных услуг.

Еще один пример самодеятельной интерпретации федеральных актов. ОАО “Домоуправляющая компания Ленинского района” Нижнего Новгорода начисляло плату за холодное водоснабжение и водоотведение исходя из одного проживающего человека при фактическом отсутствии зарегистрированных в жилом помещении лиц. А это противоречит порядку, определенному правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденному правительством РФ.

Так и хочется “посочувствовать” сотрудникам ДУКа: продешевили, братцы, начисляли бы сразу не на одного человека, а на “полтора землекопа”. И денег бы взяли больше, и собственники, глядишь, не поняли бы таких подсчетов.

Многие годы мы, пользователи коммунальных услуг, адресуем во все инстанции логичный вопрос: за что платим, покажите смету расходов. Право получать эту информацию имеем в соответствии с требованиями статьи 161 Жилищного кодекса РФ и стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением правительства РФ от 23.09.2010 № 731. По данным прокурорской проверки, управляющими организациями Дзержинска, входящими в группу компаний ООО “Управдом”, не раскрыта информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, о стоимости работ и услуг организации, выполнении обязательств по договорам управления многоквартирными домами.

По всем выявленным нарушениям, конечно же, принимаются соответствующие меры. Но очень хочется верить, что законы, действующие в жилищно-коммунальной сфере, будут исполняться всеми: и жителями, и управляющими организациями, и наделенными властью руководителями. Исполняться правильно и точно, без личной самодеятельности. Только тогда тарифы станут экономически обоснованными и, надеюсь, справедливыми.

Вера КАЛИНЫЧЕВА

Источник: Курс Н, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.