Деньги в дело: 9 полезных советов

14.02.2011
Просмотров: 2214

The Chief сформулировал первые 9 шагов по покупке готового бизнеса.

ЭТИМ МАТЕРИАЛОМ МЫ ОТКРЫВАЕМ НОВУЮ РУБРИКУ О СДЕЛКАХ С ГОТОВЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, О ТОНКОСТЯХ И СЛОЖНОСТЯХ ПОДОБНЫХ ПРОЦЕССОВ. В ЭТОТ РАЗ ПОПРОБУЕМ СФОРМУЛИРОВАТЬ ПЕРВЫЕ 9 ШАГОВ ПО ПОКУПКЕ ГОТОВОГО БИЗНЕСА.

ШАГ ПЕРВЫЙ. Убедитесь, что у вас есть минимум 3 лишних миллиона рублей. За сделку на меньшую сумму уважающие себя брокеры, скорей всего, не возьмутся. Средняя сумма покупки предприятия небольшого бизнеса составляет 10 миллионов рублей. Можно и за 100 тысяч что-нибудь купить, но зачем?

ШАГ ВТОРОЙ. Выберите одну или несколько отраслей, в которых вы компетентны. Это обязательное условие. Покупка бизнеса – это не обычные инвестиции, когда можно просто вложить средства и ждать прибыли, помня о рисках. Приобретением придется заниматься. Если вы разбираетесь сразу в нескольких отраслях – проанализируйте каждую из них на момент ее текущей инвестиционной привлекательности. Например, в разгар кризиса самыми популярными сферами в этом смысле были медицина и «пищевка», все скупали мед-центры и сети пекарен. Поскольку на еду и лекарства люди деньги найдут всегда.

ШАГ ТРЕТИЙ. Соберите команду, с которой вы пойдете в свежекупленный бизнес. Убедитесь, что это опытные, мотивированные профессионалы, стоящие на страже ваших интересов. Конечно, если вы приобретаете завод миллионов за 800, персонал там уже будет. Включая управленцев. Но на стадии покупки вам понадобятся люди, которые помогут вам оценить перспективность предстоящего вложения. Прежде всего, это касается финансового положения компании – его оценкой должен заниматься ваш человек.

ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ. Начинайте поиск предложений, пройдитесь по интернет-¬ресурсам. В поиске указывайте не «куплю», а наоборот – «продам», иначе попадете на объявления таких же «ищущих». Поговорите с брокерами – они зарабатывают на том, что умеют «раскрыть», вывести на чистую воду обычно непрозрачный российский бизнес.

ШАГ ПЯТЫЙ. Выберите несколько заинтересовавших вас предложений. Внимательно просмотрите описания схем окупаемости этих предприятий. Приличные компании обязательно делают такие расчеты. Держите в голове, что они будут скорее оптимистичными. Убедитесь, что речь идет о показателях текущей прибыли, а не, скажем, двухгодичной давности, что компания не простаивала без дела в этот период.

ШАГ ШЕСТОЙ. Посмотрите объект, потребуйте оригиналы документов, фиксирующих право собственности на бизнес. Пусть продавец проведет для вас презентацию своего «товара» – это хороший тон плюс показатель серьезности намерений людей, с которыми вы собираетесь иметь дело.

ШАГ СЕДЬМОЙ. Пересчитайте цену предлагаемого к покупке бизнеса. Есть несколько способов ее оценки. Первый – по стоимости активов. Если, например, вы покупаете стоматологическую клинику, прикиньте, сколько бы вам стоило оборудование, мебель и т.п., если бы вам пришлось все это купить самостоятельно, пусть даже б/у. Второй метод – доходный: годовая прибыль предприятия умножается на какой­то коэффициент, например на 2. Третий способ – по цене аналогичных сделок: за сколько подобная клиника была продана на прошлой неделе? Но этот метод скорее применим для биржевых сделок, когда есть богатая статистика, в нашем ценовом секторе найти аналогичные сделки обычно непросто. Каждый из трех методов даст разные цифры. Далее волюнтаристски каждому методу присваивается вес, и делается средневзвешенная оценка. Можно совмещать первый и второй способы, когда цена бизнеса рассчитывается как стоимость активов плюс годовая прибыль.

ШАГ ВОСЬМОЙ. Проведите переговоры с владельцем, используя все навыки в этой сфере, которыми вы уже владеете. В процессе разговора смотрите партнеру в глаза, цепко хватайтесь за приводимые им цифры и факты, «раскручивайте» их глубже, задавайте неудобные вопросы, любой его промах – это возможность опустить цену. Таким способом автор однажды чуть не приобрел сувенирное производство за 200 тысяч рублей вместо 2,5 миллионов, которые за него просили (правда, оставшиеся 2,3 миллиона все равно пришлось бы внести – но с большой отсрочкой). Зацепился за отсутствие документов о компании – все было описано на словах, – и сыграл на том, что предложенная мной сумма была у меня с собой – владелец очень хотел получить деньги сразу. В итоге покупать предприятие не стал – в разгар кризиса все срезали бюджеты на «сувернирку», вложение могло не окупиться.

ШАГ ДЕВЯТЫЙ. Переходите к заключению сделки. Мы обычно рекомендуем проводить ее в 2 этапа. Сначала оформить договор о намерениях, желательно составленный профессиональными консультантами. После чего ваша команда сможет еще раз как следует проверить все данные о покупаемой компании. А затем только подписывайте документы о купле-продаже.


КАК ПОКУПАЮТ МОНСТРЫ

Крупным компаниям часто нет смысла приобретать чей-то готовый, пусть даже и конкурентный бизнес целиком, но стоит совместно создать новое, лидирующее на рынке предприятие.

Из десяти крупнейших сделок за 2009 год семь были заключены в нефтегазовом секторе, три – в секторе телекоммуникаций и СМИ.

Самой крупной сделкой прошлого года стало слияние ОАО «ВымпелКом», владеющего брэндом «Билайна», и ЗАО «Киевстар Дж. Эс. Эм.». Сделка стоимостью 5,5 млрд долл. составила более половины общего объема сделок слияний и поглощений в секторе телекоммуникаций и СМИ.

В число крупнейших сделок вошла покупка «Газпромом» 20% пакета акций ОАО «Газпром нефть» за 4,2 млрд долл., а также приобретение 25% минус одна акция ОАО «Севернефтегазпром» германским концерном E.ON примерно за 4,0 млрд долл. США.

В финансовом секторе в прошлом году наблюдался спад «покупательской» активности на рынке слияний и поглощений, а также снижение объема рынка в стоимостном выражении. В 2009 г. была заключена 101 сделка на сумму 2,57 млрд. долл.

Евгений Дитковский, «Магазин готового бизнеса – Deloshop» (Москва)

Источник: Архив: Chief Time-Нижний Новгород
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.