Города притяжения

01.03.2011
Просмотров: 1340

Главным маяком для бизнеса в регионе является областной центр. На него ориентируются океанические лайнеры иностранного бизнеса и парусники региональных компаний.

Главным маяком для бизнеса в регионе является областной центр. На него ориентируются океанические лайнеры иностранного бизнеса и парусники региональных компаний. И далеко не все видят маячки малых городов региона, где пока ходят шаланды местечкового предпринимательства, собирающие кефаль на рынках со слабой конкуренцией.

Власти всегда любят инвесторов — как впервые заходящих в регион, так и местных, выросших из штанишек областного центра и пожелавших раскинуть сети по региону. И начало этих высоких отношений обычно сопровождается поиском площадок, на которые прольется денежный ливень инвестиций. И вот тут бизнес начинают щедро угощать городами региона. В правительственных каталогах наши Дзержинск, Арзамас, Саров и другие— истинные конфетки с самыми разными начинками: нефтехимия, инновационное производство, логистика, туризм. Бизнесу нужно только выбрать, с чем ему будет вкуснее. И желательно не прогадать.

Бизнес сел на вертикаль

Компании, которые начали приходить в малые города Нижегородской области до 2006 года, делали это в совершенно других условиях. Настолько других, что сейчас уже не верится, что когда-то можно было инвестировать иначе: наладить отношения с мэром города, выбрать участок земли, построиться и работать. Как говорит один из нижегородских бизнесменов, всего «несколько лет назад было достаточно личного знакомства с главой местного самоуправления, пары выездов с ним на охоту — и можно было начинать на территории бизнес». Приход в регион губернатора Валерия Шанцева сдул вагончик нижегородских бизнес-устоев и словно перенес всех в другую действительность. Сейчас инвесторам нужно, как героям детской сказки, пройти по дороге из желтого кирпича, то есть собрать все документы и обоснования, чтобы потом предстать перед инвестсоветом при губернаторе, который может запустить компанию в бизнес-жизнь.

Конечно, власти стремятся помогать, и меню поддержки бизнеса весьма аппетитное: от компенсации части процентной ставки по кредитам до льгот по налогам и госгарантий. При этом бизнес на этом спецпайке ждут конт­рольные взвешивания: за исполнением приоритетных инвестпроектов будет следить и региональный парламент. Те инвесторы, которые не могут претендовать на приоритетность, тоже вполне ощущают жесткую регламентацию в работе с бизнесом и сидят на единой вертикали принятия решений. Тем не менее губернатор Валерий Шанцев оперирует весьма приятными цифрами: с 2005 по 2009 годы инвестиции в основной капитал увеличились на 304%, приток иностранного капитала в экономику области вырос в четыре раза, а общий объем инвестиций превысил 1 трлн руб. В показателях 2010 года кризис нас все же догнал и стукнул по темечку падением показателей.

А чтобы местному самоуправлению, отодвинутому от налаживания отношений с инвесторами, не было скучно, губернатор велел написать программы развития производительных сил. Именно над этими бумагами некоторые города и территории вообще впервые задумались, что конкретно они хотят развивать— промышленность, туризм или наукоемкие производства. Какой бизнес они хотели бы видеть в своем городе? Какие ниши слабо развиты или не развиты вовсе? А чтобы территории и вовсе не расслаблялись, губернатор попросил делать домашнее задание тщательнее, так как впереди— выход на самоокупаемость. Это означает, что выигрывают города, которые больше нравятся бизнесу.

Сервисное голодание

На инвестиционные планы крупных федеральных или иностранных компаний города влиять не могут. Эти игроки приходят практически всегда в окрестности малых городов Нижегородской области в радиусе 30–40 км от областного центра. Бизнес выбирает площадки с оглядкой на транспортные развязки, наличие сырьевой базы, квалифицированных рабочих кадров, а также толщину медового слоя привилегий.

Приход крупных компаний в город зачастую означает повышение благосостояния горожан и соответственно расширение списка их желаний и требований. Например, в хорошо зарабатывающих Выксе или Сарове население уже жаждет качественных услуг— гарантийного ремонта автомобилей, частных медицинских клиник, спортивных комп­лексов, индустрии развлечений, развитой сети общепита. Они зарабатывают, но по месту жительства им не на что тратить, кроме как на продукты. И пока остальной нижегородский бизнес прощупывает эти города на масштабы и стабильность спроса, граждане вынуждены тратить свои деньги вдали от дома. Автоколонны иномарок, выезжающих через КПП саровского периметра в сторону Нижнего Новгорода по выходным, стали уже постоянной темой для шуток нижегородского интернет-сообщества. А горожане вынуждены проезжать почти 400 км только потому, что им не хватает автосервисов, магазинов строительных материалов, товаров для дома.

Особенно остро сервисный голод ощущается в городах с туристическим потенциалом. Чемпионы по привлекательности— город сорока церквей Арзамас и родина печатных пряников Городец, которые благодаря стимуляции региональных властей взялись за развитие гостиничного рынка и общепита. «Москва становится все ближе благодаря развитию транспортной индустрии, поэтому стоит активней развивать и продвигать нижегородский рынок внутреннего туризма», — уверен Юрий Кузмичев. Однако до написания большого количества программ по развитию потенциала ценителям нижегородской глубинки было негде переночевать и отведать качественной кухни. А номера советских гостиниц с шкафами, закрывающимися на веревочку, и придорожные кафе с позавчерашним салатом в этой индустрии выглядят неаппетитно. Эксперты считают, что через полтора года и на этом рынке будет уже тесновато. Они также вспоминают планы по выходу в города области группы компаний «Пир», которая уже имеет развитую сеть ресторанов в Нижнем Новгороде и остановила экспансию в период кризиса.

Малые и средние компании, ориентированные на расширение производства в городах региона, как и крупнейшие промышленные монстры, ищут наличие транспортной и коммунальной инфраструктуры, грамотных кадров, свободных электромощностей. И пределом их мечтаний являются действующие или «замороженные» промплощадки с готовыми коммуникациями. Строить в чистом поле, тянуть газовую нитку, доступ к электросетям и водоотведению далеко не всем по карману. Поэтому наличие таких площадок— как кусочек сахара в стакане горького кофе нижегородской бизнес-действительности. Ну а возможность получить хоть какие-то льготы и содействие со стороны властей и вовсе будут сливками, осветляющими и смягчающими сегодняшние реалии.

Традиционным оазисом производственников является город Бор, который стал вообще пионером Нижегородской области по привлечению инвестиций. Хотя Юрий Кузмичев рисует Бору и непроизводственные перспективы. По его мнению, город может привлечь еще больше компаний, как только начнется строительство хотя бы четырехполосного автомобильного моста. «Фактически образуется новый район Нижнего Новгорода— Борский, при этом он будет самым лучшим в плане экологии, а значит, привлечет компании, занимающиеся малоэтажным строительством. Из-за трудностей с логистикой эксперты на рынке недвижимости отмечают снижение интереса к городу Бор.

Есть в регионе и город, у которого с инфраструктурой всегда все будет хорошо,— это столица советской химии Дзержинск. Расположенный на трассе М7, имеющий железнодорожную ветку, речной порт и близкий к нижегородскому аэропорту, он просто подарок судьбы всем логистам. Правда, город все еще крепко сидит на производстве и стремится не упускать потенциальных инвесторов. Начальник управления инвестиционной политики городской администрации Геннадий Виноградов отмечает два весьма важных показателя: в городе имеются свободные энергетические мощности, которых «с избытком хватит еще на 3,5 тыс. гектаров инвестиционных площадок».

Города готовы драться за инвестора

Правда, не все кусочки регионального пирога одинаково вкусны и доступны. Например, закрытый от иностранцев и россиян город Саров, где высокие доходы и низкая конкуренция на многих рынках, остается малодоступным. Правда, по словам генерального директора юридической компании «Т. М.— Сервис» Юлии Крузе, все не так однозначно: «Трудности физического доступа очевидны. Но если бизнес не требует таких транзакций, можно рассмотреть и некоторые преимущества. Например, более высокий уровень жизни, минимальная преступность внутри территории ЗАТО, закрытость социальных сообществ, возможность установления прямых связей с руководством территории». И все же даже после захода в закрытый город бизнес могут поджидать трудности. Юлия Крузе отмечает, что в закрытых образованиях есть, как правило, крупное градообразующее предприятие, и проблемы малого и среднего бизнеса не особенно волнуют власти, так как поступления от их деятельности в бюджет невелики. В качестве выхода она видит программы развития моногородов. Эти документы призваны изменить ситуацию и сделать экономику городов более сбалансированной за счет развития именно этого сектора— малого и среднего бизнеса. «Специфика Сарова— это площадка для инновационных предприятий, в настоящее время, на мой взгляд, только находится в стадии становления», — считает глава юридической компании.

Стоит отметить, что под программы развития моногородов попали сразу несколько малых городов региона. Среди них есть богатые территории, которые живут тучно благодаря положению дел на главном предприятии. Есть и такие города, чье население пытаются приучить к мысли, что пора заняться своим бизнесом, так как их родной Городец, например, скорее станет центром притяжения туристов, чем промышленных инвесторов. Сдерживающим же фактором развития бизнеса в сфере инфраструктурных проектов в малых городах Юлия Крузе считает отсутствие местного законодательства о муниципально-частных партнерствах. Учитывая, в каких муках власти произвели на свет областной закон о государственно-частном партнерстве, трудно сказать, когда они решатся еще на одно детище.

Интересно, что опрошенные эксперты, а также представители муниципальных властей были единодушны в определении ниши, которая уже занята. Это продуктовый ритейл, который распространен всюду, где народ не живет натуральным хозяйством. Причем даже при заходе федеральных сетевых игроков местные ритейлеры выживают благодаря привычке людей к магазинчикам шаговой доступности и небольшому числу автомобилей на душу населения.

Также не смогут охватить рынок финансовых услуг в провинции и банки, предпочитающие не становиться физически ближе, то есть открывать офисы и филиалы, а взявшиеся приучать людей платить через Интернет и банкоматы. Население малых городов не избаловано технологиями. Поэтому допофи­сы эксперты пока считают более предпочтительными.

Ну и, наконец, о приятном. Если в Нижнем Новгороде добиться восхищения растущим бизнесом трудно, то в малых городах за присутствие успешных компаний готовы драться. На днях стало известно, что одна из компаний сменила свою дислокацию, что повлекло за собой бурные разбирательства между территориями. В ситуацию даже вмешался губернатор Валерий Шанцев, который пообещал научить муниципалитеты еще сильнее любить бизнесменов.

В малых городах не хватает гостиниц

Средняя обеспеченность гостиничными местами, ед./тыс. жителей

1,8  Нижегородская область

4,1 Нижний Новгород

3,5 в среднем по России

10 Москва

 8 Санкт- Петербург

17 Сербия и Черногория

18 США

20 Испания

Источник: министерство инвестиционной политики Нижегородской области

Чем власти удобряют растущий бизнес?

1. Финансовые меры поддержки
Налоговые льготы
Освобождение от арендой платы
Компенсация процентной ставки по кредитам
!Общая сумма льгот, предоставляемых инвестору, не может превышать сумму инвестиций, направленных на реализацию конкретного инвестиционного проекта.

2. Нефинансовые меры поддержки
Конкурсное размещение областного заказа
Поддержка (направление) ходатайств и обращений в федеральные органы государственной власти Российской Федерации об оказании содействия инвесторам при реализации инвестиционного проекта
Распространение позитивной информации об инвесторе
Помощь в создании инфраструктуры бизнеса

Источник: министерство инвестиционной политики Нижегородской области


В 2010 году налоговики собрали больше

10%  рост сборов налоговых поступлений
112 млрд руб. собрано в виде налогов
1,1 тыс. юридических лиц покинуло регион
514 юридических лиц прибыло в регион

Источник: УФСН РФ по Нижегородской области

 

Петр Зайцев

Источник: DK.RU
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.