Служебный роман с властью

11.03.2011
Просмотров: 2736

Как повлиять на принятие чиновником важного для Вашей компании решения? CHIEF поговорил с людьми, которые знаю, как это сделать.

КАК ПОВЛИЯТЬ НА ПРИНЯТИЕ ЧИНОВНИКОМ ВАЖНОГО ДЛЯ ВАШЕЙ КОМПАНИИ РЕШЕНИЯ? CHIEF ПОГОВОРИЛ С ЛЮДЬМИ, КОТОРЫЕ ЗНАЮТ, КАК ЭТО СДЕЛАТЬ.

Еще 5 лет назад расстановка сил на рынке наружной рекламы была до обидного  очевидной. Лидер рынка News Outdoor Russia с каждым годом уходил во все больший отрыв от своих конкурентов. Компании удалось довести количество управляемых рекламных объектов в крупнейших городах страны до 31-ой с лишним тысячи. Тем самым увеличив количество поверхностей в 3 раза за каких-то 4-5 лет. Казалось, угнаться за крупнейшим игроком уже невозможно…

Однако в октябре 2006 года в Госдуму были внесены поправки в федеральный закон «О рекламе», как раз касающиеся распространения наружки. С тех пор число разрешений, полученных одним лицом на рынке наружной рекламы, не могло превышать 25% всех разрешений, выданных на территории субъекта РФ, и 25% разрешений, выданных на территории страны в целом. По словам руководителя «Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти» Павла Толстых, принятие соответствующих поправок стало результатом лоббистской кампании, организованной участником отечественного рынка наружной рекламы №2 – компанией Gallery. Законодательно ограничив положение лидера в Москве и Петербурге, «второй номер» обеспечил себе комфортное проникновение на рынок «двух столиц».

ВЫСОКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Цивилизованная работа бизнеса по выстраиванию отношений с органами государственной власти (иначе GR – government relations. – Chief), как правило, идет вокруг рабочих групп и координационных советов госструктур, а также при непосредственном контакте со всевозможными профильными ассоциациями. Первый вариант особенно актуален для ключевых игроков рынка, второй – скорее для тех, кто поменьше, чей голос в отдельности не так значим.

Например, в сентябре 2009 года несколькими транспортно-логистическими компаниями города, в том числе по инициативе ЗАО «Евросиб», на базе местного отделения Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) была создана комиссия по транспорту. Ее руководителем стал Дмитрий Никитин, глава вышеупомянутой компании. Как отмечает руководитель департамента корпоративных коммуникаций «Евросиба» Сергей Ставцев, основная цель создания органа – работа по наделению регионов правом блокировать решения федералов по закрытию таможенных постов. Либо, в случае необходимости, наоборот, расширять адресную программу.

Председатель совета директоров «Никколо М», вице-президент РАСО по GR Игорь Минтусов считает, что большинство вопросов всегда можно провести через органы исполнительной и законодательной власти. Но для того чтобы обеспечить успех коммуникации с чиновником по решению вашей проблемы, нужно знать, как вписаться в те задачи, которые стоят сейчас перед должностным лицом. «Нужно найти между ними общий интерес, совместить их», – подчеркивает эксперт.

НА СОБСТВЕННОМ ОПЫТЕ 

Нетрудно догадаться, что рынок услуг GR в России весьма молод и далек от насыщения. Основные игроки начали вести активную деятельность не более пяти-семи лет назад. По оценкам Павла Толстых, годовой объем рынка составляет 100 миллионов долларов. В них эксперт включает бюджеты профессиональных ассоциаций, консультационных и юридических фирм, бюджеты GR-подразделений российских и западных корпораций. «Пока немного, но, думаю, эта сумма будет только увеличиваться год от года. Надо сказать, что лоббистский сектор выходит из тени, эта тенденция очевидна. В России активно развиваются GR-департаменты в крупных корпорациях. В компаниях приходит понимание, что такие департаменты нужны, и на них выделяется все больше и больше средств», – добавляет Павел Толстых.

В ряде компаний в департаментах по взаимоотношениям с государственными органами и внешним связям работают десятки специалистов. Например, в РЖД – более 30 человек, в РАО «ЕЭС России» в свое время – 47 человек.

ЛОББИ – НЕ ХОББИ

Как правило, вопрос о создании собственного GR-подразделения или о передаче этого направления на аутсорсинг становится актуальным, когда компания исчерпывает возможности для роста экономических показателей и дальше бизнес может развиваться только за счет политических ресурсов.

Одним из наиболее ярких примеров продвижения интересов бизнес-структур во власть стал закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта» — это ОСАГО для промышленных компаний. После пятилетних споров парламентариев, постоянных переносов сроков рассмотрения законопроекта в июле 2010 года в этом вопросе была поставлена точка. По новому закону застраховать свою ответственность за возможное нанесение вреда жизни и имуществу должны организации, эксплуатирующие в совокупности 45 тысяч опасных объектов. К ним в том числе относятся промышленные и гидротехнические сооружения, автозаправочные и газонаполнительные станции. В результате, по оценке экспертов, страховые сборы вырастут на 3 миллиарда долларов.

Не менее важная причина для налаживания отношений с властью – это боязнь потерять свое дело. В пример опрошенные эксперты чаще всего приводят печальный опыт «ЮКОСа» и «Евросети», а в качестве удачливого антипода – бизнес Романа Абрамовича, который активно поддерживает правящую элиту. Как отмечает профессор кафедры прикладной политологии одного из филиалов ГУ-ВШЭ Григорий Тульчинский, за «образцово-олигархическое поведение» государство в лице «Газпрома» приобрело у господина Абрамовича компанию «Сибнефть» за 13 миллиардов долларов. Хотя за три месяца до сделки источник в правительстве предполагал, что за предприятие не дадут больше 6-7 миллиардов.

АНТИКРИЗИСНЫЙ GR

Особенно актуальной политическая поддержка становится в кризисный период. Неспроста львиная доля маркетинговых бюджетов крупных компаний в 2008-2009 годах была переброшена на GR-направление, в том числе с целью попасть, например, в список системообразующих предприятий и получить дотации от государства.

Выстраивание отношений с властями может помочь и в мини-кризисе – особенно если он санкционирован самими представителями госструктур. Управляющий партнер BC Communications Ольга Чернышова вспоминает, как несколько лет назад к ним обратились представители подмосковного завода по производству строительных материалов. Предприятие довольно долго работало обособленно от местной власти, ограничивая свое общение формальными отписками, но затем попало под горячую руку федеральных чиновников. Последним, по словам Ольги Чернышовой, нужно было придумать повод для ротации местных госслужащих. Для этого была проведена информационная кампания, ставящая под вопрос законность получения предприятием всех необходимых согласований на работу. На одном из федеральных каналов был показан сюжет, где злосчастный завод выставляли потенциальной техногенной угрозой, и вскоре эту тему подхватили региональные СМИ. В какой-то момент местные власти даже ставили вопрос о приостановке производства.

Взявшись за проект, сотрудники агентства столкнулись с нежеланием главы администрации вести с ними диалог. Было принято решение начать с чиновников более низкого уровня, отвечающих за социальную политику и экологию. Им была предоставлена вся необходимая информация о работе компании и исправлении незначительных нарушений. Постепенно мэр города стал получать от своих подчиненных положительные отзывы о работе завода. Далее от лица компании был проведен юношеский турнир по  баскетболу, предприятие приняло активное участие в праздновании дня города. Специально для чиновников была организована поездка в Европу на аналогичные производства, по итогам тура представители власти приняли участие в пресс-конференции и телевизионных дебатах.

В итоге завод не закрыли, а диалог с властью продолжается по сей день. Почти за год работы консультантов заказчик потратил порядка 500 тысяч долларов. «Если бы работа изначально велась на постоянной основе, это были бы в 3-4 раза меньшие деньги. Однако компания, в общем-то, легко отделалась – в случае приостановки производства сумма упущенной выгоды могла бы быть на порядок больше», – подчеркивает госпожа Чернышова.

ПО ЭТАПАМ

Среди распространенных проблем, с которыми сталкиваются GR-специалисты компаний или приглашенные консультанты, эксперты называют разработку законопроектов с их последующим прохождением и работу по бюджетным вопросам. В первом случае, по словам Павла Толстых, полноценная лоббистская кампания в России оценивается не менее чем в 300 тысяч у.е. и занимает около года. Если вопрос имеет системных противников и/или столкнулся с противодействием значимых министерств и ведомств – лоббистская кампания будет стоить уже не менее миллиона.

На подготовительном этапе разрабатываются нормативно-правовые акты со всеми необходимыми пояснительными записками и финансово-экономическими обоснованиями. Консультанты также берут на себя организацию серии встреч и дискуссий с заинтересованными лицами для доработки и согласования законопроекта, его согласование с руководством профильного комитета Госдумы и получением положительного отзыва от правительства.

Немаловажно и обеспечение прохождения законопроекта в заданные сроки, а также реагирование на обратную связь. Далее идет согласование документа с профильным комитетом и руководством Совета Федерации с последующим направлением на подпись президенту.

Примечательное направление деятельности лоббистов – работа с федеральным бюджетом: влияние на формирование целевых и адресно-инвестиционных программ, участие во всевозможных госзаказах и конкурсах. Размер компенсации за помощь в обеспечении нужных результатов в большинстве случаев измеряется процентом от суммы контракта. Как правило, это 5-7%. Иногда он доходит до 10%.

Обычно консультанты согласовывают включение предложений к проекту федерального бюджета финансирования соответствующих субсидий, включение интересующего объекта в конкретную реализуемую программу. Если необходимо – проводится предварительное согласование этих вопросов в Минфине и Минэкономразвития, в профильных подразделениях аппарата правительства и парламента. Далее идет подготовка предложения в орган государственной власти. Консультанты готовы оказать поддержку и в подготовке комплекта документов, необходимого для получения финансирования или участия в конкурсе с той же целью, и в предварительном согласовании всех документов с главным распорядителем кредитов, в сопровождении поданной заявки. И, наконец, в контроле перечисления средств из федеральной казны до конечного получателя.

В некоторых случаях административный ресурс может привлекаться для подготовки депутатского запроса. Консультанты в области GR берутся сделать это за 5-10 тысяч долларов. Более трудные дела оцениваются в сумму от 30 тысяч. Эксперты подчеркивают, что речь здесь идет исключительно о легитимной стороне вопроса.

ИМЕНЕМ ПРЕЗИДЕНТА

И все же отношение к специалистам в описанной области до сих пор неоднозначное, репутация сообщества во многом подмочена, прежде всего, разного рода скандалами. С другой стороны, бизнес сам нередко идет на решение вопросов кулуарно, в силу менталитета или отсутствия опыта, отмечают эксперты. Особенно это характерно для регионов.

Выход из ситуации участники сообщества видят в установлении четких правил игры через соответствующий закон. Очередная, пятая по счету, попытка его принятия как раз предпринимается на наших глазах. В рамках комплекса мер по борьбе с коррупцией президент России Дмитрий Медведев называл и разработку данного законопроекта. Павел Толстых надеется, что в случае положительного развития событий глава государства уже в следующем году инициирует принятие этого документа.


Источник: Архив: Chief Time-Нижний Новгород
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.