Дебаты о «наружке». Дубль 2?

15.03.2011
Просмотров: 2818

Уже первое, крайне бурное обсуждение проекта Концепции размещения объектов наружной рекламы на территории Н.Новгорода показало, какой накопился огромный запрос на четкие и понятные правила игры на этом рынке.

Рекламную концепцию протестировали на коррупционность пока только предприниматели

Уже первое, крайне бурное обсуждение проекта Концепции размещения объектов наружной рекламы на территории Н.Новгорода (о которой писал «МК в Нижнем» №8) показало, какой накопился огромный запрос на четкие и понятные правила игры на этом рынке.

Один из депутатов гордумы Владимир Панов даже предложил вынести на титульный лист Концепции тезис обеспечения «прозрачности», учитывая сколько претензий высказали мелкие игроки к разработчикам - Рекламной службе города и ее директору Вячеславу Виноградову.

Почему напугались?

Раз уж эту концепцию преподносят как революционный документ, который положит конец «закулисным интригам» в этом секторе, вывернет наизнанку, - лицом к рекламодателю и городской казне, – все грани и финансовые возможности этого рынка, то предприниматели вправе были ожидать ответов на все вопросы. Что весь процесс размещения рекламы в Нижнем – от «а» до «я» - будет понятен и расписан.

Однако вместо этого им предложили документ, отмеченный печатью клановости и ограниченности, если не сказать убогости и коррупционности, и он не отражает всего богатства рекламных образов, которые предлагают рекламщики и сама жизнь в большом городе. Зато в проекте четко прослеживается авторство и принадлежность всех вошедших  в Концепцию видов «наружки» известной группе компаний News Outdoor Group (Ньюс Аутдор). (Их представители как раз не участвуют в обсуждении и не возмущаются.)
Все рекламные конструкции, в разных вариациях, которые производит Ньюс Аутдор, включены в Концепцию и расписаны детально, до каждой стрелочки, в то же время другие, «чужие» и «неформатные виды» рекламы (даже ныне присутствующие в Нижнем) вообще выпали из документа. Затем компания-проектировщик должна будет разработать схему дислокации всех рекламных объектов, и те, кто туда не попадет -  их просто не будет на улицах города.

(Мы, конечно, говорим не про «мусорную рекламу»,  которая сегодня висит на стенах и заборах.).

Напомним, именно группа компаний Ньюс Аутдор, в которую входит несколько фирм, держит почти весь рынок «наружки» в Нижнем. Такая ситуация сложилась и продолжает быть не один год. Всем остальным, более мелким игрокам приходится питаться «крошками с барского стола». Вот откуда такой накал страстей на этом рынке. Возглавляющий  МУ «Рекламная служба города» москвич В.Виноградов – назначенец из этой компании. Ожидать трепетного отношения к Нижнему Новгороду и городской рекламе от человека иногороднего, к тому же не имеющего специального образования, вряд ли приходится.
 
«Ведь почему так напугались предприниматели? - объясняла Татьяна Никитина (фирма «Домино») на круглом столе в ТПП.- Мы увидели в Концепции прямое указание: какие и где конструкции можно ставить, а какие нет. И других просто не будет. Все хотят четких правил игры, никто не хочет нарушать закон, но сегодня получить разрешение стало настолько сложно, просто невозможно! Документы не принимают или  возвращают под какими-то надуманными предлогами.

Ныне действующие правила размещения рекламы в Нижнем не соответствуют ни федеральному законодательству, ни фактическим обстоятельствам. Мы судимся с Рекламной службой города (которая и принимает решение о выдаче разрешения), потому что применение тех или иных норм вызывает разночтение. Из восьми дел, которые мы вели, все мы выиграли».

Z-TOP без экрана?

При обсуждении проекта  участникам рынка все время напоминали, что Концепция и не должна содержать правил, регламентов, нормативных актов и пр. Все это должно быть отражено в последующих документах.
- Но проблемы никуда не денутся, если мы отложим их решение, - парируют  представители рекламных фирм. - Системного подхода мы не увидели, потому что тогда нужно, чтобы и концепция была, и правила размещения рекламы; чтобы были прописаны полномочия города и взаимодействие с областью, потому что в городе есть территории разной принадлежности.
 
«Мы будем предлагать городу сделать еще и программу, где четко будут указаны подзаконные акты, организация и порядок проведения самих процедур торгов, - говорит Александр Макаров, министр имущественных отношении области. - Мы как субъект, имеющий полномочия распоряжаться неразграниченной территорией, уже все порядки приняли. Но я не даю проводить конкурсы по одной причине – я не понимаю, сколько на наших территориях должно быть конструкций и какого вида -1000, 2000 или ни одной?
Решающее слово в этой концепции должно быть за архитекторами».

А у нас департамент архитектуры города как раз и не имеет решающего слова при размещении рекламных объектов, он только согласовывает документы. 

«Мы владеем экраном над клубом Z –ТОР, московский инвестор профинансировал еще до кризиса, - рассказывает предприниматель  Валентин Недялков, - но мы его за это время не окупим, потому что согласно Концепции мы его должны будем убрать через год. Кто скажет, как мне быть? Хотя мы как раз стараемся, чтобы реклама была эстетична, современна».

На благо города?

Ильяс Хузин, член Рекламного совета области:

«Город меняется, одни здания сносятся, другие строятся, появляются новые виды рекламоносителей – например, дорожное ограждение - стритборды (не принадлежит Ньюс Аутдор. – Авт.), а их в Концепции нет. Почему?
Почему на временных строительных конструкциях в рекреационных зонах не может быть хотя бы социальной рекламы?
Почему в промышленных зонах запрещены нестандартные рекламные конструкции?
И много еще подобных  вопросов возникает (см. врез ), и это убеждает рекламное сообщество в том, что Концепция была написана людьми (они же, наверное, будут и программу, и правила готовить), которые не всегда «творят» на благо города. И весь наш опыт общения с Рекламной службой города подводит к мысли о коррупционной составляющей. Я надеюсь, что документы пройдут коррупционную экспертизу?
Как, например, расценивать то, что перетяжки (принадлежат Ньюс Аутдор. – Авт.)  согласно Концепции  будут все же разрешены в исторической части города?»

Последний вопрос вызвал горячий отклик заместителя начальника ГИБДД Николая Мамонова: «Перетяжки запрещены техническим регламентов ГИБДД 2009 года! Их не должно быть ни в коем случае»!

Свои и чужие

Какие вопросы задавались В.Виноградову?

Светлана Гонова (фирма «Стронго»), Елена Буйлина (ГП НИЦ «Реформа»), Наталья Земскова (Рекламный совет Нижегородской области):

Что такое индивидуальный проект, кто будет определять? (Такую рекламу разрешено размещать даже в зоне кремля. – Авт.)
Почему информационно-рекламные указатели (принадлежат Ньюс Аутдор. – Авт.) разрешены в исторической зоне кремля? Давайте и эти места выставлять на конкурс.
Как будут появляться новые рекламные места?
Будут ли выдаваться разрешения во время переходного периода?
Каким образом можно будет реализовать право на размещение рекламной конструкции?
Почему в Концепции предложен вариант только отдельно стоящих кронштейнов, а нет «пристегнутых» к зданиям.
Почему в проекте нет вывесок, и понравится ли это рекламодателям, если мы все приведем к единообразию.
Будет ли рассматриваться вопрос реабилитации существующих конструкций?
Что делать с нестандартной рекламой, а это, например, клумбы, аэростаты, проекционная и световая реклама.
 
Ответы:
На заседании комиссии гордумы г-н Виноградов ответил на некоторые вопросы. Но лучше бы он промолчал, потому что пристрастность его к определенной компании стала очевидной.
Он, в частности, заявил, что не видит в дальнейшем «дорожное ограждение» в качестве рекламоносителя – стритборды (не принадлежат Ньюс Аутдор. – Авт.). Договор на их установку заканчивается через год.
- Перетяжки (принадлежат Ньюс Аутдор. – Авт.) внесены в Концепцию, «потому что с точки зрения размещения праздничной и социальной информации являются самыми заметными».
- Вы мне предлагаете внести еще и нестандартные конструкции в Концепцию?

И все же г-ну Виноградову пришлось признать, Концепция не является закрытым документом и можно вносить предложения.

Чувство прекрасного – не критерий

«Какая цель ставилась перед этой Концепцией, кроме упорядочивания рекламы?» - задал простой вопрос депутат гордумы Владимир Панов.
«Рост доходов в городской бюджет», -  ответил Виноградов.

- Может так случиться, что после закрепления мест в новой схеме дислокации большинство конкурсов выиграет крупный игрок, который установит только ему удобные цены. (А так сегодня и происходит. – Авт.). Цена размещения увеличится, рекламодатель уйдет в другие направления, доходы от этого сектора упадут, и бюджет получит гораздо меньше денег. Поэтому в интересах всех - и рекламодателей, и бюджета, и собственников конструкций – чтобы здесь была бы максимальная прозрачность. По идее, уже на титульном листе этой Концепции должно быть написано – «в целях обеспечения максимальной прозрачности».

«Меня не устраивает, - продолжил Панов, - что не продумана дальнейшая реализация Концепции, нет реестра других нормативных документов, которые должны появиться в развитии этой Концепции, когда они будут составлены, сроки реализации. Я также не понимаю, какими критериями будут руководствоваться проектировщики при формировании схемы дислокации, при учете неформатной рекламы, индивидуальных проектов, брандмауэров? Чем?
Своим чувством прекрасного, внутренним голосом, вербальными установками из администрации города или взаимоотношениями с заказчиком? У любого проектировщика должно быть Техническое задание, а в Концепции на ТЗ ни намека? Где это «чувство прекрасного»?

Последний критерий, видимо, особенно не понравился г-ну Виноградову.
«Хорошо, мы дополним Концепцию», - смиренно согласился он. 

Простая арифметика

Тем, кто якобы ратует о пользе бюджета, предлагаем заняться простой арифметикой. Итак, считаем. Речь будет идти только о самых популярных рекламных местах 4 х 6 метра.
Те, кто выиграл такие рекламные места на конкурсе в 1998 году, платят за каждое ежемесячно в городской бюджет по 5 тысяч рублей. Те, кто незаконно продлил договоры аренды на такие же конструкции (большинство из них – фирмы подконтрольные Ньюс Аутдору) - от 200 до 1200 рублей в месяц.
По официальным данным, таких мест в Нижнем Новгороде около 600. По неофициальным – свыше 1100. Возьмем среднюю цифру – 800 мест, с которых город недополучает ежемесячно минимум по 4 тысячи рублей. Итого 3,2 млн в месяц; 38,4 млн в год. Если учесть, что такая ситуация в городе сложилась в последние пять лет, то потери городского бюджета составляют 192 млн рублей. Внушительная сумма, правда? И это при том, что расценки не пересматривались с 2002-2003 годов. Скандал с приватизацией Центрального рынка и недополученной городом прибылью в 300 млн рублей известен всем. Но если учесть всю вышеизложенную арифметику, цифра получится не менее внушительной. И если сейчас продолжить работу в том же духе, то город доход и не будет получать. О каком же росте говорит господин Виноградов?

Иван ОКОПОВ

Источник: МК в Нижнем
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.