Франчайзинг: готовые решения для бизнеса

28.03.2011
Просмотров: 3366

В Нижнем Новгороде в начале марта в ресторане «Александровский Сад» состоялась встреча предпринимательской группы, организатором которой выступил Центр Предпринимательства США-Россия.

В Нижнем Новгороде в начале марта в ресторане «Александровский Сад» состоялась встреча предпринимательской группы, организатором которой выступил Центр Предпринимательства США-Россия. За завтраком спикеры и гости обсудили тему «Франчайзинг: готовые решения для бизнеса».

Какую стратегию развития бизнеса выбрать? Расширять бизнес самостоятельно, вкладывая собственные инвестиции, или разработать франчайзинговый пакет, привелечь франчази-партнеров и получать доход в виде роялти? На эти вопросы попытался ответить Андрей Попов (консультант по развитию бизнеса "Сабвэй Раша Сервис Компани", г. Санкт-Петербург).

Андрей начал свое выступление с определения франчайзинга. Стандартные определения характеризуют франчайзинг как явление новое, современное и прогрессивное. По сути, считает Андрей, франчайзинг – это добровольный отказ от полной самостоятельности, что является в свою очередь серьезным психологическим барьером для развития франчайзинга в России. Кроме того, понятие франчайзинга в нашей стране не закреплено законодательно. В Гражданском кодексе данный вид отношений определен как коммерческая концессия. Такой юридической коллизией пользуются многие недобросовестные предприниматели: сегодня из 600 предложений по-настоящему франшизой можно считать только 150. Как подчеркнул спикер, только при наличии защищенного предмета интеллектуальной собственности (товарный знак, патент) и договора на него в форме договора коммерческой концессии, зарегистрированного в Роспатенте, мы можем говорить о том, что данное предложение является франшизой.

Другая проблема, с которой сталкиваются предприниматели, - это отсутствие целевого банковского продукта по кредитованию франчайзинга. Вы получаете кредит на общих основаниях. Как правило, 80% уходит на покупку оборудования, которое является залогом.

В бизнесе очень многое поддается математическому расчету, – рассказывает Андрей. Однако часто мы не в силах справиться с оценкой собственных предпочтений, однажды решить для себя, по какому пути развиваться: разработать франчайзинговый пакет, отказавшись от полного контроля над бизнесом, или создавать собственную сеть. Делая выбор, предприниматель должен четко понимать цель и специфику бизнеса. Легко стандартизировать работу кафе, книжного магазина или шиномонтажа. Есть виды бизнеса, которые требуют постоянного полного контроля над производственным процессом. Сложно, например, тиражировать работу хорошего итальянского ресторана, где меню меняется раз в неделю, и вы должны принимать активное участие в жизни заведения. Франчайзинг в некоторой степени ограничивает ваши полномочия. С другой стороны, он позволяет при минимальных инвестициях достаточно быстро охватить рынок. Компании McDonalds потребовалось более 15 лет, чтобы открыть 250 ресторанов в России. Их прямые конкуренты Burger King, развивая сеть по франчаизингу, планируют уже к 2015 году запустить 200 точек. Если Вы располагаете временем, если рынок относительно свободен, выгоднее развивать собственные предприятия и получать более высокий доход, нежели роялти с франчайзи.

Мария Ильинская (директор франчайзингового проекта Spar Middle Volga, г. Нижний Новгород) рассказала о том, какие требования предъявляет компания к кандидатам во франчайзи и насколько выгодно предпринимателям работать под торговой маркой Spar. Первые магазины сети Spar, работающие по франчайзингу, открылись в 2007 г. Такой сценарий развития сети, как рассказывает Мария Ильинская, подсказали сами предприниматели, пожелавшие освоить готовую технологию работы магазина самообслуживания. Сейчас на территории Нижегородской области, Республики Чувашия, Республики Марий Эл и Республики Мордовия по программе франчайзинга работают 85 супермаркетов (всего 130), причем среди них есть такие, которые принадлежат одному владельцу.

Ключевым условием для начала сотрудничества с компанией Spar является выгодное местоположение будущего магазина, которое в будущем обеспечит высокий регулярный доход владельцу, – транспортная развязка, отсутствие рядом крупных конкурентов, необходимая площадь.

При заключении договора предприниматель получает не просто возможность использовать всемирно известную торговую марку – ему предлагается обкатанная бизнес-модель. Торговое оборудование, программное обеспечение, ассортиментная политика, ценообразование, внутреннее оформление магазина, маркетинг, помощь в наборе и обучении персонала – все это включает в себя стандартный франчайзинговый пакет в Spar Middle Volga. Объем начальных инвестиций – 200-300 долларов США на кв.м. Ставка роялти составляет 2%. Договор заключается на год либо на 5 лет с возможностью пролонгации. В итоге переход магазина на формат самообслуживания увеличивает выручку владельца в 4 раза, ребрендинг - в 2 раза. Товарооборот - 10-12 тысяч долларов США на кв.м. Окупаемость магазина -2-3 года.

Как подчеркивает Мария, условия франчайзинга компании Spar достаточно гибкие – предприниматель сам решает, какие новые технологии из предложенных головным офисом он возьмет на вооружение. Вместе с тем компания выдвигает стандарты, соблюдение которых является обязательным для франчайзи. По качеству товара и обслуживанию магазин, работающий по франшизе, не должен уступать магазину собственной сети. Поэтому для магазина разрабатывается ассортиментная матрица, которой должен придерживаться владелец. 70% ассортимента составляют централизованные поставки, предполагающие и отсрочки платежа от поставщиков, и бонусы, и промоакции. 30% отдается на усмотрение предпринимателя. Он самостоятельно выбирает поставщиков и условия работы с ними.

Важным моментом в отношениях с франчайзи для компании является соблюдение финансовой дисциплины. Владелец магазина должен вовремя платить поставщикам.

-За 4 года работы, - отмечает Мария, - было пять случаев расторжения договора, причиной которых было нарушение финансовой дисциплины.

Об особенностях работы кафе по франшизе рассказал Александр Скорняков (директор по франчайзингу сети чайных "Чайная Ложка", г. Санкт-Петербург). По мнению Александра, для успеха франчайзинга очень важно, чтобы между участниками был сформирован альянс, с долгосрочными серьезными отношениями, которые бы затрагивали все сферы – от совместного планирования до управления закупками. Альянс между предпринимателями должен быть взаимовыгодным. Для франчазера франчайзинг – мощный инструмент для получения дополнительной прибыли компании, сокращения издержек, узнаваемости бренда, вывода бренда на федеральный уровень и увеличения рынка сбыта, повышения стоимости капитализации компании. Что дает этот альянс для франчайзи? Сокращения целевых затрат, затрат на рекламу, участие в федеральных рекламных компаниях, ликвидность бизнеса, уникальное конкурентное преимущество от использования торговой марки или технологии, контроль эффективности со стороны франчазера (в сети «Чайная ложка» контроль осуществляется с помощью программы «Таинственный гость»). В компании «Чайная ложка» предприниматель, покупая франшизу, получает индивидуальный инвестиционный проект, отлаженную и апробированную систему организации ресторана, поддержку в наборе и обучении персонала, участие в программе Start up, когда на место открытия заведения выезжает команда менеджеров компании, чтобы у владельца не оставалось никаких неразрешенных вопросов. Через 3 месяца ресторан готов к встрече посетителей. В удачном месте рентабельность заведения составляет 24%. Поушальный взнос – 100 тысяч рублей. Роялти – 5%.
- Для успеха деятельности кафе или ресторана нужно стремиться к тому, чтобы максимально снизить человеческий фактор, - замечает Александр Скорняков. Для персонала нужно составить подробную инструкцию и постоянно контролировать ее соблюдение. Раз в три месяца все кафе нашей сети обходит таинственный гость. После чего франчайзи получает заключение, что он должен доработать.

Завершил бизнес-завтрак Михаил Тришин (Генеральный директор ООО "Консалт Студио", автор первого в России самоучителя по разработке франчайзингового пакета). Он поделился опытом в разработке франчайзинговых пакетов и построении франчайзинговой сети, а также рассказал о разнице между иностранным и "нашим" франчайзингом. Первое и обязательное условие разработки франшизы – успешность бизнеса. Предприниматель открыл новую бизнес-модель, он должен ее обкатать на себе и проверить на филиалах. После этого можно приступать к документированию. Для франчайзи разрабатывается книга – «Руководство по оперативному управлению». Она должна быть настолько подробной и понятной, чтобы человек, незнакомый со спецификой бизнеса, мог во всем разобраться. К примеру, руководство по созданию по франшизе ресторана SUBWAY умещается на 500 страницах, турагентства – на 250. Создавая руководство, необходимо учитывать особенности той территории, где будут реализовываться проекты. Рекламные инструменты, эффективные для Москвы, могут не сработать в маленьком провинциальном городке. А самое главное во франчайзинговом пакете – прибыль. Вы даете инструмент, который позволит заработать покупателю франшизы. Когда правила сформулированы, задача франчазера – следить, чтобы франчайзи им неукоснительно следовал, иначе может пострадать бренд. Именно по этой причине европейски компании неохотно продают франшизу русским. Мы не любим работать в строго ограниченных рамках. Наш неуемный креатив, желание что-то поменять, дополнить пугают иностранных инвесторов.

Михаил Тришан сравнивает франчайзинговые отношения с брачным союзом. Договор коммерческой концессии схож с брачным договором. Вступая в такого рода отношения, нужно обязательно продумать, как вы их будете расторгать.

По данным Михаила Тришина, сегодня наибольшей популярностью пользуется франшиза в общественном питании (раньше мечтали купить заводик, теперь мечтают о собственном ресторане). На втором месте – ритейл (одежда, обувь), на третьем – сервис. Мало востребована и в России и на Западе производственная франшиза, хотя по доходности она опережает другие виды. Как считают участники бизнес-завтрака, именно за ней будущее франчайзинга.

Для справки:
Предпринимательская Группа – это широкий форум в формате делового завтрака, который проводится на регулярной основе и собирает вместе владельцев растущих компаний, инвесторов и профессиональных поставщиков услуг для обмена опытом и информацией, необходимых для создания здоровой предпринимательской культуры в России.

На фото - Михаил Тришин, предоставлено Центром Предпринимательства США-Россия

Источник: Агентство бизнес мониторинга
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.