В рекламной службе города процветает коррупция?//За что Нижний Новгород заплатит рекламными местами на миллиард

05.04.2011
Просмотров: 8369

«МК в Нижнем» рассказывает о том, что сегодня происходит на нижегородском рекламном рынке.

Чуть менее месяца назад был снят с должности и.о. председателя комитета рекламы, информации и оформления Москвы Владимир Макаров. Это событие чудесным образом совпало с началом слушаний возбужденного против него уголовного дела. По версии следственного комитета, в 2004 году господин Макаров превысил свои должностные полномочия, предоставив на пять лет необоснованные 50-процентные льготы специализирующимся на размещении транспарантов-перетяжек компаниям "Мосгорреклама" и "Столица-М" (входят в группу News Outdoor, крупнейшего в стране оператора наружной рекламы). Из-за этого городской бюджет недополучил 252 млн руб., полагает следствие.

Интересно, сколько недополучил городской бюджет Нижнего Новгорода от аналогичных действий чиновников? «МК в Нижнем» уже рассказывал о том, что сегодня происходит на нижегородском рекламном рынке. Сегодня мы получили дополнительную информацию, которую не можем не обнародовать.

Договорились?

В недавнем прошлом, когда депутат гордумы Олег Сорокин боролся с мэром Нижнего Вадимом Булавиновым, Рекламная служба города подвергалась нещадной критике. Общественность прогнозировала, что со сменой градоначальника нынешний директор РСГ Вячеслав Виноградов (ранее работал в “Ньюс Аутдор“) будет уволен. Однако, как только Олег Сорокин стал главой города, он вдруг начал отмечать успехи г-на Виноградова. Дескать, вот он разработал Концепцию размещения объектов наружной рекламы, на рынке будет порядок, доходы в бюджет вырастут. Что заставило его переменить мнение о работе этой муниципальной службы?

Троянский конь, или Плевать на закон

Каким образом фирмам, входящим в «Ньюс Аутдор», удается обходить закон и создавать выгодные условия работы для своих? Вот пример одной такой прекрасной коррупционной схемы.
Три года назад Нижнему в дар предложили остановочные павильоны. “Три в одном“: крыша, скамейка, расписание, урна и одно место для рекламной конструкции сбоку. Жители, которые мокнут на остановках, должны быть в восторге.

От города из бюджета не требовалось ни копейки. Все содержание комплекса фирма берет на себя, даже затраты на согласование. Взамен получает право размещать на остановке рекламу. От такого предложения не отказываются, тем более что понятно было, кем оно инициировалось и с кем согласовывалось. Рекламную службу в 2007-2008 годах возглавляла Алена Гартман (в настоящее время замдиректора нижегородского филиала “Ньюс Аутдор“, директор ООО «Постер-М»). Под это дело она в январе 2008 года организовала конкурс (надо же соблюсти приличия!), на который выставили размещение 376 павильонов в Нижнем Новгороде, адреса прилагались (такие, например, стоят на Большой Покровской рядом с “Серой лошадью“. Правда некоторые эксперты говорят, что это подержанные конструкции, привезенные из Москвы). Если же по каким-то причинам павильон невозможно было установить по указанному городом адресу, то город должен предложить взамен другие места. Все логично.

Изначально условия для участников конкурса предлагались жесткие, со штрафами за срыв графика. Вложения требовались большие, срок действия договора был обозначен в десять лет (с пролонгацией) с момента установки последнего павильона. И это, как оказалось, было только одно из нарушений (см. Врез). Желающих на тендер заявилось двое – ООО “Ректайм“ и ООО “Россерв“ (обе фирмы входят в “Ньюс Аутдор“).

Меняю павильоны на рекламные щиты

Выиграл “Ректайм“. Но… Он подписал с РСГ уже совсем другой по сути контракт! Чиновники в инвестиционном договоре изменили условия в пользу “Ректайма“.

Пункт о штрафах, грозящих исполнителю за срыв графика, из документа исчез. Зато появилась четко выделенная позиция, что «если по каким-то причинам невозможно установить объекты, входящие в остановочный комплекс» (читай, рекламную конструкцию. – Авт.), то «выбывшие места компенсируются соответствующим количеством новых мест» для размещения рекламы.

Для тех, кто в теме, сделка читается легко: мы вам ставим павильоны, а вы нам даете более дорогие рекламные места, например, под щиты 3х6 метров, а не пилоны на остановках. По каким причинам в павильоне нельзя установить рекламу – неважно: изменилась планировка, градостроительные нормы, требования ГИБДД... Тут главное не это, главное - вступить в отношения с городом, застолбить площадки.

Общественность в недоумении

Только вот про возможность обменять павильоны на другие рекламные конструкции никто из других - «не своих» - игроков рынка не знал. Это было прописано позже в конкретном инвестдоговоре с “Ректаймом“, и его не выкладывали в открытый доступ.

- Да если бы такие условия предложили сразу, знаете, сколько участников пришло бы на конкурс? - говорят во многих рекламных фирмах.

- Этот договор изначально заключался с целью получения рекламных мест. И он был сделан таким образом, чтобы затем, ссылаясь на невозможность установки рекламных конструкций внутри павильона, требовать от города других рекламных мест вне павильона. И получать их, - считает известный медийный оператор Илья Котов (московская компания "Реклама Сервис"), который работает на нижегородском рынке и тоже хотел бы участвовать в конкурсах по рекламе, да только их все нет и нет.

Предоставлялись ли “Ректайму“ дополнительные рекламные места вместо «выбывших»? Скорее всего – да. На каких-то остановочных павильонах, особенно в центре города, рекламные конструкции все же устанавливались. Но выборочная проверка адресов показывает, что на большинстве их нет.

Что было нарушено?

- Согласно протоколу конкурсной комиссии №3 от 22.01.2008 года между МУ РСГ и “Ректайм“ были заключены договоры реализации контракта сроком на десять лет, хотя ФЗ «О рекламе» разрешает только пять лет. При этом срок начинает исчисляться с момента установки последнего остановочного павильона, который до сегодняшнего дня не поставлен. Содержание договоров не соответствуют приложению к конкурсной документации.

Против проведения конкурса выступал департамент правовой работы мэрии (директор - А. Шумило), давший отрицательное заключение на проект документации. Одна из причин: город распорядился землей, собственность на которую не разграничена, без участия Министерства имущественных отношений области. Тем не менее, тогдашний мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов документ подписал, - говорит г-н Котов.

Заплатят нижегородцы

Но грянуло лето 2010 года. В Нижнем назревала смена власти. Умные люди понимают - надо подстраховать сомнительную сделку. И перед выборами в гордуму стороны – РСГ и “Ректайм“ - идут в суд. “Ректайм“ предъявляет городу счет почти на 60 млн рублей (в иске это называется «неосновательное обогащение») якобы из-за невыполнения обязательств. Хотя, мы помним, никаких денежных обязательств город на себя не накладывал.

Непонятно вообще, откуда взялась эта сумма. Кто оценивал стоимость павильонов? Если они действительно «московский сэконд-хэнд», то стоимость их, по мнению экспертов, не более 100 тысяч рублей за единицу. А это 37,6 млн рублей, даже если допустить, что все павильоны установлены.

Удивляет и сама постановка вопроса. Бизнес – это всегда риск. И просчитывать его эффективность должен владелец. Например, человек приобрел автобус и решил возить пассажиров по определенному маршруту. А он оказался не так выгоден, как предполагалось. И что? Город должен возместить затраты на приобретение автобуса?

Между тем, судебные заседания постоянно переносятся. Видимо, «Ньюс Аутдор» решал вопросы с новой властью. Но в феврале-марте 2011 года события форсируются. 2 марта “Ректайм“ неожиданно отказывается от своих прав и обязанностей по инвестдоговору на 376 павильонов и передает все правопреемнику – некой «Студии дизайна «Мост». На следующий же день «Мост», Рекламная служба города и администрация Нижнего Новгорода заключают мировое соглашение в обмен на отказ от взыскания с администрации 60 млн рублей. Соглашение утверждает арбитражный суд Нижегородской области.

Суд констатирует, что по инвестдоговору установлены или заменены остановочные комплексы «для размещения 348 рекламных конструкций» (так ли на самом деле? – Авт.). И определяет, что «рекламные конструкции невозможно установить в иных местах“, указанных в инвестдоговоре, поэтому - внимание! - «истец и ответчик обязуются согласовать иные рекламные места». То есть «Мост» должен получить новые адреса и разрешения на установку других рекламных конструкций уже через два месяца. Эти точки будут вписаны в новую схему дислокации, которая делается в рамках предлагаемой РСГ рекламной концепции. Все будет чисто, прозрачно и узаконено новой властью города!

Г-н Виноградов, как говорят в рекламном сообществе, уже копает лунки под щиты 3х6 метров для «Моста».

Просто личный бизнес

В узких кругах «Студия дизайн «Мост» давно известна как личная фирма Т.Ю.Шмаковой. Официально она там, естественно, не фигурирует, но офис «Моста» расположен на ул. Ильинской, 1Б, в здании, где сидят “Ректайм“ и “Россерв“. По слухам, «Мост» является фактическим разработчиком скандальной Концепции по размещению средств наружной рекламы и информации в Нижнем Новгороде (подробнее о Концепции см. “МК в Нижнем“ №8 и 12). Возможно, г-жа Шмакова готовит себе запасной аэродром на случай продажи Мердоком “Ньюс Аутдор Корп“, о которой уже давно говорят на рынке. Интересно, а “Ньюс Аутдор“ в курсе, что у них уводят кусок?

Сколько денег вынет «МОСТ» и Рекламная служба из казны города?

Это самое главное, ради чего весь материал затевался. Возьмем по Гамбургскому счету: если все наши выкладки верны и за 348 павильонов город отдаст новые рекламные места под щиты 6х3м, то торгов по этим рекламным местам в городе не будет еще десятилетие. Ибо сделка идет в рамках инвестконтракта, а он на десять лет с пролонгацией.

- И никто никакие торги проводить не будет, пока сроки на установленные конструкции не истекут, - уверен Илья Котов.

Он рассчитал, сколько денег за это время потеряет Нижний:

- Средняя стоимость размещения информации на двусторонней рекламной конструкции (РК) с размером информационного поля 6х3м за один месяц в Нижнем составляет 60 000 рублей (30 000 за одну поверхность). Примерная стоимость размещения за пять лет – 3 600 000 рублей. Обычно для расчета рентабельности места на торгах берется 40% от этой цифры – 1 440 000 рублей. То есть бюджет в праве рассчитывать на то, что за пять лет с одной конструкции он получит 1 440 000 рублей.

Теоретически конструкций 348, то есть в сумме получается 501 120 000 рублей - средний доход бюджета от продажи прав аренды РК. А если учесть, что договор заключен на десять лет, то бюджет теряет в среднем 1 миллиард 2,24 миллиона рублей.

Неужели и эта сумма не заинтересует правоохранительные органы?
Редакция готова предоставить все документы по теме.
Объясняться никто не хочет

Г-н Виноградов не ответил на запрос «МК в Нижнем», сколько же «иных рекламных мест» он собирается дать «Мосту». И почему эта компания получает рекламные места под установку щитов 3х6 м, а не пилонов на остановках? И каким образом город по безденежному договору оказался должен фирме 60 млн рублей? (Кстати, павильоны остаются в собственности “Ректайма“, теперь – «Моста», и, вообще говоря, могут быть демонтированы, если нет мест для их установки.)

Ныне депутат Госдумы Вадим Булавинов тоже не смог комментировать конкурс по установке павильонов, его пресс-секретарь Михаил Быстряков сказал, что он в отпуске.

Директор “Ректайма“ Виталий Антонов назвал «ахинеей» то, что «МК» собирается писать об этой схеме.
«Мост» оказался крайне засекреченной организацией, где имя директора для СМИ выдается только по специальным запросам. А про павильоны и соглашение с “Ректаймом“, - «это нас точно не касается», - сказали рядовые дизайнеры «Моста».

СПРАВКА “МК“
Сейчас в теруправлении ФАС рассматривается дело по уклонению администрации Нижнего Новгорода от проведения конкурсов на право аренды на городские рекламные места (от 700 до 1100). Последний конкурс на данные места состоялся еще в 2003 году и позже договоры были продлены. ООО «Россерв», ООО «Ректайм», ООО «АНЖ», ООО «Нижновреклама» и ООО «Постер-М» получили в аренду одни из лучших рекламных позиций в городе: пл. Минина и Пожарского, ул. Б. Покровская, ул. Горького, Верхневолжская набережная и т.д., либо пл. Лядова, пл. Революции, ул. Родионова, бульвар Мещерский, в т.ч. – Канавинский мост. При этом начиная с 2003 года ставки платежей по договору не изменялись.

Договоры являются для бюджета убыточными. Средний размер арендной платы за установку щитовой рекламной конструкции размером 6х3 м составляет примерно 300 рублей в месяц. В то же время стоимость размещения одной рекламной поверхности на таком щите в месяц составляет от 30 000 рублей, или до 60 000 рублей за одну двухстороннюю конструкцию.

Например, находящееся в пользование у ООО «Россерв» рекламное место по адресу: ул. Большая Покровская, дом 30 (рекламная конструкция на торце здания размером 6х3 м, имеющая паспорт рекламного места, зарегистрированный в МУ РСГ по № 1779, договор 212, приложения № 2 к указанному договору «Расчет стоимости аренды рекламных мест» п. 13) обходится указанному рекламному агентству ежемесячно в 336 рублей, что за год составляет – 4032 рубля.

Тогда же в 2003 году на торгах было продано, в том числе, право на установку рекламных конструкций на Канавинском мосту. Право приобрело ООО «Россерв». Согласно договору «Россерв» получил в аренду одно рекламное место - это Канавинский мост - для установки одной рекламной конструкции с рекламными поверхностями в количестве 80 штук (!). Аренда этой рекламной конструкции обходится ООО «Россерв» ежемесячно в 108 рублей, за одну рекламную поверхность, что за год составляет – 1296 рублей. А согласно прайс-листу “Ньюс Аутдор“ стоимость размещения на рекламных поверхностях моста составляет 8500 евро в месяц!

Знает ли глава города Нижнего Новгорода Олег Сорокин о том, что от его имени подписано такое соглашение? Знают ли депутаты городской думы Нижнего Новгорода о том, какие потери несет городской бюджет? Знают ли депутаты Законодательного собрания Нижегородской области и губернатор Валерий Шанцев о том, как распоряжаются землей областного центра? Почему наши правоохранительные органы, в отличие от столичных, не считают рекламный рынок источником коррупции и не обращают внимания на утекающие из бюджета деньги? Как глава администрации города Олег Кондрашов планирует в три раза увеличить доходы города, если сейчас не замечает дележа таких лакомых кусков?

«МК в Нижнем» продолжит следить за развитием ситуации на рекламном рынке.

Иван ТРЕТЬЯКОВ.Фото Олега ЗАЙЦЕВА.

Источник: МК в Нижнем
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.