Профессия: продавец искусства

11.04.2011
Просмотров: 3509

«Налетай, торопись - покупай живопись!» - звучит в ушах цитата из любимого советского фильма при попытках поговорить о торговле искусством. Да и само словосочетание «торговля искусством» звучит комично, если не отталкивающе.

«Налетай, торопись - покупай живопись!» - звучит в ушах цитата из любимого советского фильма при попытках поговорить о торговле искусством. Да и само словосочетание «торговля искусством» звучит комично, если не отталкивающе. А что делать, если великий и могучий не имеет адекватного наименования для крайне востребованного, модного, но все еще редкого в наши дни вида деятельности, которым в поте лица занимается целая прослойка высококвалифицированных специалистов? Как всегда - заимствовать слова.

Знакомьтесь, арт-менеджмент — это наука о том, как объяснять людям, что такое искусство, с чем его едят, а главное, зачем им это надо, о продвижении и насаждении искусства любого рода; незаменимое знание для владельца художественной галереи или того, кто в будущем хочет таким владельцем стать. Арт-менеджеров даже в Москве не сыскать днем с огнем, а учитывая последовательный рост спроса на этот самый арт, найти себе работу с таким образованием будет возможно.

В общем, где-то это называется администрированием искусства, где-то арт-менеджментом, где-то арт-бизнесом. Почти везде предложат ознакомиться с основами соответствующего законодательства, изучить экономику антикварного и художественного рынков или особенности поведения покупателей поп-арта.

В наши дни, чтобы сделать карьеру в арт-бизнесе, мало обладать тонким вкусом и профессиональными знаниями в области искусств. До недавнего времени первой ступенью в этом направлении было образование по специальности «Искусствоведение» — классической, а потому достаточно «сухой» и отягощенной теорией. Но сейчас во главу угла ставятся знания по маркетингу и психологии, актуальным тенденциям и трендам, рекламе и пиару.

Выучиться маркетингу искусства можно далеко не на каждом углу — качественные предложения минимальны (если не брать в расчет многочисленные факультеты музыкального продюсирования и маркетинга моды). Пока что это обучение рассчитано на людей с ожидаемо приличными знаниями, скорее всего, на тех, кто уже живет при искусстве или давно его изучает.

Для кого работать:

владельцы галерей и художественных салонов, коллекционеры, увлекающиеся тематикой искусства и антиквариата по зову души, желающие грамотно формировать свои коллекции, состоятельные граждане, готовые инвестировать в искусство, эстеты, желающие восполнить пробелы в знаниях в области искусствоведения, встретиться с единомышленниками, посетить большое количество музеев и выставок.
Места надо знать

В России
не так много вариантов получить качественное образование на эту тему. Самый очевидный — это программа «Эстетика: арт-бизнес» при кафедре эстетики философского факультета МГУ. Предоставив диплом о высшем образовании и пройдя не самое простое собеседование, желающие зачисляются на вечерние курсы.

Учиться можно и при антикварном доме «Гелос». Здесь готовят специалистов по древностям, а с недавнего времени учат менеджменту антиквариата. Курсы рассчитаны на людей с уже имеющимися базовыми знаниями и могут быть полезны коллекционерам и владельцам галерей. Занятия по истории и оценке антиквариата щедро разбавлены практическими знаниями по менеджменту и маркетингу старины. Существуют 6- и 10-месячные курсы. Занятия ведут преподаватели из МГУ, РГГУ, Института истории материальной культуры РАН и владельцы частных коллекций, а практические занятия проходят в Третьяковской галерее и музее-усадьбе «Останкино».

Институт арт-бизнеса и антиквариата предлагает авторские программы, рассчитанные на подготовку специалистов в области искусствоведения, экспертизы антиквариата и менеджмента антиквариата. По программе «Искусствоведение. Экспертиза антиквариата» предлагаются полный и базовый курсы обучения, а также узкоспециализированные семинары, рассчитанные
на уже действующих дилеров.

Главная особенность института арт-бизнеса и антиквариата — практическая направленность образования, так как более трети занятий проводятся в фондах музеев, галереях и частных собраниях.

Личный фактор. У нас, когда система арт-бизнеса находится еще в зачаточной стадии, всегда присутствует возможность учиться непосредственно у мэтров. Короткая дорожка — попасть, скажем, на спецкурс к известным деятелем арт-бизнеса, например Марату Гельману. Это будет самым действенным способом научиться торговать современным искусством.

За границей выбор, разумеется, шире.

Аукционы. Тот же «Гелос» — это аналог Sotheby’s Institute of Art, созданного в 1969 году в Лондоне. Институт предлагает своим слушателям учебные программы с присвоением ученой степени и диплома магистра искусств, программы, рассчитанные на один семестр, и летние курсы по следующим направлениям: арт-бизнес, современное искусство, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, фотографии, современный дизайн и т. д. Обучение построено на четком сочетании теории и практики — изучая подлинники произведений искусства, в боях осваивая научную и коммерческую стороны этого арт-мира, слушатели получают реальные навыки и налаживают деловые контакты, необходимые для успешной профессиональной карьеры. Знания получаются из «первых рук»: для чтения лекций приглашаются известные реставраторы, критики, кураторы выставок, писатели, художники и консультанты. У студентов есть возможность беседовать с экспертами, наблюдать за их работой.

Самое главное преимущество обучения в Институте Сотбис, равно как и на курсах других крупных аукционных домов, таких как Christie’s и Dorotheum (Доротеум), — это люди. Твои однокурсники становятся владельцами галерей, руководителями музеев, фондов и аукционных домов, строят карьеру художественных критиков и журналистов, арт-консультантов и специалистов по рынку произведений искусства, и все общаются друг с другом.

Альтернативные аукционным курсы дают в университетах.

В лондонском City University
арт-менеджмент преподают более 30 лет. Претенденты должны представить диплом о законченном высшем образовании и сертификат в подтверждение вменяемого уровня английского. При наличии времени провести здесь можно четыре года.

В Boston University на годовой курс «Администрирование в искусстве» с большей радостью принимают людей с опытом и знаниями, но вообще попасть может кто угодно.

Программа курсов «МВА — Арт-менеджмент» ориентирована на подготовку руководителей современных арт-институций и сочетает базовые дисциплины МВА со специальными курсами аналитиков и практиков арт-бизнеса. Известные мастера галерейного дела, организаторы масштабных выставочных проектов проводят для слушателей мастер-классы и тренинги. Учащимся предоставляется возможность пройти стажировки в Federal Academy for Cultural Professionalizing (Wolfenbuettel, Germany) и Fashion Institute of Technology (New York).

С зимнего семестра 2010—2011 годов Франкфуртский университет имени Гете (Johann-Wolfgang-Goethe-Universität Frankfurt am Main) предлагает новую магистерскую специальность. Она носит длинное название Curatorial Studies — Theorie — Geschichte — Kritik и готовит кураторов музеев, выставок и экспозиций современного искусства.

Мария БОГДАНОВА, культуролог, переводчик, декоратор, куратор художественных проектов в России и за рубежом

Источник: Архив: Биржа+карьера
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.